Проблемы сохранения и использования историко - культурного наследия Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:31, реферат

Краткое описание

Культурное наследие является невосполнимым ресурсом государства, исторической памятью его народа. В монографии предпринята попытка исследовать культурное наследие как правовую категорию, рассмотрев комплексно вопросы гражданско-правовой защиты, уголовно-правовой охраны, управления и контроля, восстановления памятников и обеспечения их сохранности.

Файлы: 1 файл

Проблемы сохранения и использования историко.docx

— 34.03 Кб (Скачать)

Проблемы сохранения и  использования историко - культурного  наследия Беларуси

 Культурное наследие является невосполнимым ресурсом государства, исторической памятью  его народа. В  монографии предпринята попытка исследовать культурное наследие как правовую категорию, рассмотрев комплексно вопросы гражданско-правовой защиты, уголовно-правовой охраны, управления и контроля, восстановления памятников и обеспечения их сохранности.

Законодательство об охране историко-культурного наследия регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных традиций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур нацио- нальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры.

 Систему правового  регулирования отношений в сфере  охраны и использования историко-культурного наследия составляют Конституция Республики Беларусь, законы и другие нормативные правовые акты, решения органов местного самоуправления.

Анализ нормативных актов, регулирующих охрану и использование памятников культуры, позволяет отнести к верхнему уровню иерархии правовых документов в данной сфере следующие Законы: «Об охране историко-культурного наследия», «О культуре в Республике Беларусь», «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» , «О Национальном  архивном  фонде и  архивах в Республике Беларусь» , «О библиотечном деле в Республике Беларусь» ,«О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» .                   Отношения в  области  сохранения, охраны и  использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), связанные  с землепользованием  и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о градостроительной  и  архитектурной деятельности, в том  числе: Кодексом Республики Беларусь о земле(в части регулирования земель историко-культурного назначения); Законами «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»  и «Об особо охраняемых природных территориях» . Кроме того, ответственность за нарушения законодательства об  охране историко-культурного  наследия установлена  в  нормах охранительного законодательства, а именно в Уголовном кодексе Республики Беларусь и Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Большой пласт отношений  регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь12 – это вопросы собственности на культурные ценности; правовые последствия обнаружения клада, состоящего из вещей, представляющих культурную ценность; сделки с исторической недвижимостью; судебноеизъятие бесхозяйственно содержащихся памятников культуры; наследование культурных ценностей; авторское право на произведения искусства; имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, и др.

Закон  Республики   Беларусь  "Об  охране  историко-культурного наследия"  регулирует  отношения  с  целью  сохранения,  надлежащего содержания,    соответствующего     рационального     использования, восстановления и приумножения историко-культурного наследия.

При разработке Программы  учтены положения закона Республики Беларусь "О туризме", Концепции  Национальной программы развития туризма  в Республике Беларусь, соглашений по вопросам развития туризма между  Республикой Беларусь и другими  государствами, в т.ч. в рамках СНГ; Хартии туризма и Кодекса туриста, принятых Генеральной ассамблеей Всемирной  туристской организации (1985 г.); других документов и рекомендаций.

             Программа носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования в сфере туризма.

Реализация Программы  предполагает органичное сочетание  бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Система программных  мероприятий составлена с учетом выделения ежегодных ассигнований из средств государственного бюджета и самофинансирования.

Программа разработана Министерством  спорта и туризма Республики Беларусь, Временным научным коллективом  при НТК "Белинтурист" с участием ученых и специалистов Института  экономики Национальной академии наук Беларуси, Белорусского государственного экономического университета, Белорусского государственного университета, Белорусской  государственной политехнической  академии, министерств, облисполкомов  и Минского горисполкома, туристских фирм. Программа обсуждена и одобрена Коллегией Министерства спорта и  туризма Республики Беларусь 16 ноября 2000 г. (протокой N 5).

В процессе разработки Программы  учитывались предложения, представленные в Министерство спорта и туризма; рекомендации, опубликованные в средствах  массовой информации; опыт России, Украины, стран Балтии, Польши, Германии и  других по разработке аналогичных программ.

Развитие туризма оказывает  стимулирующее воздействие на такие  секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного  потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений  структурной перестройки экономики.

Цель Программы - формирование и развитие в Республике Беларусь современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристского  комплекса рыночного типа, обеспечивающего  удовлетворение потребностей отечественных  и зарубежных граждан в туристских услугах и существенный вклад  туризма в развитие национальной экономики за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования  историко-культурного и природного наследия кадров.

Основные задачи:

1. Создание благоприятных  условий для развития внутреннего  и въездного туризма;

2. Совершенствование нормативно-правовой  базы развития туризма (соответствующей  мировому опыту и правовой  практике) и основ регулирования  туристской деятельности;

3. Формирование привлекательного  имиджа Республики Беларусь как  страны, благоприятной для туризма;  предоставление наибольшего благоприятствования  въездному туризму;

4. Дальнейшая интеграция  и вхождение Республики Беларусь  в международные туристские системы  и рынки, обеспечение вклада  страны в формирование единого  туристского рынка стран СНГ  и развитие международного сотрудничества  в области туризма;

5. Формирование национального  туристского рынка на основе  введения рыночных механизмов, развития  конкуренции, специализации туристских  структур и предприятий, поддержки  развития в сфере туризма малого  и среднего предпринимательства;

6. Формирование центров  и зон туризма, освоение новых  туристских районов, имеющих историко-культурный  и природный потенциал;

7. Обеспечение обновления  и развития материально-технической  базы гостиничной, транспортной  и другой инфраструктуры туризма;

8. Создание системы научного  обеспечения развития туризма  и научных основ для принятия  решений на разных уровнях  развития туризма в Республике  Беларусь;

9. Обеспечение развития  в стране социального туризма;

10. Совершенствование системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации туристских кадров.

Программа направлена на поэтапное решение задач

- привлечение внимания  к истории и культуре страны, способствующее всестороннему развитию  личности;

- обеспечение удовлетворения  спроса населения на туристско-экскурсионное  обслуживание;

- определение необходимых  объемов развития материальной  базы туризма и материальных  ресурсов на развитие туристской  индустрии, в том числе обеспечение  реконструкции и благоустройства  туристских предприятий, не отвечающих  современным требованиям;

- выделение приоритетных  направлений развития туризма;

- значительное повышение  качества обслуживания туристов  и экскурсантов на основе внедрения  программно-целевых методов управления  качеством и системы стандартизации  и сертификации;

- внедрение программных  принципов комплексного обслуживания  туристов, совершенствование структуры  материальной базы туризма, широкое  освоение многообразных форм  и методов предоставления дополнительных, платных услуг и поэтапное  доведение их до 40% объема основных  услуг, предусмотренных в стоимости  туристского продукта;

- перестройка работы сферы  платных туристских услуг на  основе рыночных отношений, повышение  заинтересованности трудовых коллективов  туристских предприятий в улучшении  обслуживания населения;

- создание условий для  развития молодежного, юношеского  и детского туризма.

"Золотое кольцо Гомельщины" в 2009 году посетили 21 тыс. человек,  что на 20% больше, чем годом ранее,  сообщили корреспонденту БЕЛТА  в управлении физической культуры, спорта и туризма Гомельского  облисполкома. Этот туристический  маршрут включает уникальные  исторические объекты и в некоторой  степени является визитной карточкой  Гомельщины. Туристический проект, разработанный около пяти лет  назад, предлагает посетить достопримечательности  Гомеля, Ветки, Чечерска, Красного  Берега, Речицы, Лоева, Мозыря, Юровичей  и Турова. "Золотое кольцо Гомельщины" закольцовывает все четыре туристские  зоны региона: Гомельско-Ветковскую, Полесско-Туровскую, Жлобинскую  и Чечерскую. На пути протяженностью  свыше 400 км путешественника ожидает  много интересного. К примеру,  в Гомеле - это памятник архитектуры  XVIII-XIX веков дворец Румянцевых-Паскевичей  и в целом уникальный дворцово-парковый  ансамбль. Из областного центра  маршрут лежит в Ветку, в  известный далеко за пределами  Беларуси музей народного творчества. В музее представлены богатейшие  коллекции рукописных и старопечатных  книг (начиная с XVI века), традиционных  и старообрядческих православных  икон, ткачества, самоваров и др. В Чечерске можно посмотреть  Ратушу и Свято-Преображенскую  церковь XVII века, в деревне Красный  Берег Жлобинского района - дворцово-парковый ансамбль XIX века. В этом населенном пункте также не обойти вниманием единственный в Беларуси мемориальный комплекс детям-жертвам войны и чернобыльской катастрофы, открытый в 2007 году. Речица - один из старейших городов Беларуси, величаво расположившийся вдоль Днепра. На правом берегу реки, в городском парке, сохранился детинец (XIII век) города. Речицу украшают неоготический костел Пресвятой Троицы (начало ХХ века) с мощной башней на главном фасаде, завершенной шатром-шпилем. Замковая гора в Турове, его древнее городище, а также национальный парк "Припятский" станут туристскими объектами Житковщины. В древности, по преданию, в Турове действовало 75 церквей, за что город образно называли вторым Иерусалимом. Здесь туристам следует посетить церковь Всех Святых начала XIX века и старинное Борисово-Глебское кладбище, где из земли "растет" чудодейственный крест, полюбоваться памятником белорусскому златоусту Кириллу Туровскому. Далее путь лежит в "белорусскую Швейцарию" - Мозырь, где гости могут познакомиться с костелом и монастырем бернардинцев XVII века, посетить музей "Полесская веда", прекрасный кафедральный Свято-Михайловский собор. Во многом познавательным может стать посещение созданного при Туровском епархиальном управлении в 2009 году церковного историко-археологического кабинета-музея. В его экспозиции представлено свыше 120 экспонатов из коллекций рукописных и старопечатных книг, древних икон, церковной утвари, священнического облачения и многого другого, собранного на территории юго-западного Полесья Гомельской области. Не остаются без внимания и место древнейшей стоянки человека в деревне Юровичи Калинковичского района, и живописный Лоев (датируется XV в.), где находится музей "Битва за Днепр" и другие достопримечательности. С недавнего времени маршрут "Золотого кольца Гомельщины" отлично дополняют и такие объекты инфраструктуры досуга, как горнолыжный комплекс в Мозыре и аквапарк в Жлобине. Как отметили в управлении, всего в Гомельской области разработано 105 туристско-экскурсионных маршрутов, из них 16 - в 2009 году. Наличие культурно-исторического потенциала является предпосылкой развития экскурсионно-познавательного туризма в регионе. К примеру, в Гомельской области к настоящему времени открыты для посещения около 30 музеев, которые ежегодно посещает более 400 тыс.человек. Всего же в области насчитывается около 3 тыс. культурно-исторических недвижимых ценностей, в том числе 1360 памятников культуры и истории, 156 памятников архитектуры, 392 памятника видным деятелям науки, культуры, 397 памятников археологии.

 

Музеи и Музейный фонд как  культурная ценность

Историческую и культурную ценность имеет Музейный  фонд Республики Беларусь, состав и порядок формирования которого определены Законом «О музеях  и Музейном  фонде Республики Беларусь». В настоящее время  в Беларуси функционирует  129 государственных музеев. Деятельность музеев в каждой стране регулируется внутренним законодательством, поскольку  они являются  национальными учреждениями.

 В основу законодательного регулирования музейного дела на национальном уровне  положен Рекомендательный  акт  СНГ  «О Музейном фонде имузеях», принятый в Санкт-Петербурге 2 ноября 1996г. Межпарламентской ассамблеей СНГ (постановление 8-15).

Музейный фонд Республики Беларусь представляет собой совокупность движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей Беларуси, а также зарубежной истории и культуры, которые имеют историческую,художествен-ную, научную  или другую  культурную значимость  и хранятся  в музеях Республики Беларусь всех форм собственности.

Задачами Музейного  фонда  Республики  Беларусь  являются наиболее полное выявление, централизованный учет, комплектование, изучение, обеспечение надлежащей сохранности и надлежащего использования движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей в целях развития культуры, науки, знаний о природе и окружающей среде, искусства, литературы, морального и эстетического воспитания.

Государственными органами контроля за состоянием и использованием Музейного фонда Республики Беларусь являются центральный орган управления культурой и органы управления культурой местных исполнительных и распорядительных органов.

В состав Музейного фонда  Республики Беларусь входят: коллекции и отдельные музейные вещи, связанные с важнейшими явлениями и событиями в жизни белорусского и других народов, государства и общества, с развитием культуры и быта, науки и техники, искусства и литературы, с жизнью и деятельностью государственных, политических, общественных и военных деятелей, деятелей науки, литературы, культуры  и искусства, активных участников исторических событий; произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного (в том числе и народного), музыкального, театрального и других видов искусства; коллекции и отдельные предметы геологии, палеонтологии, минералогии, фауны и флоры, характеризующие природоведческую историю; руко- писи всех видов, включая рукописные и старопечатные книги, антикварные, редкие  и  особо  ценные  издания; нумизматические, геральдические, эпиграфические коллекции и отдельные предметы; коллекции оружия и военной атрибутики, а также отдельные предметы военной тематики; коллекции предметов из драгоценных металлов и камней, а также  отдельные предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни и представляющие историческую, художественную или другую культурную ценность.

Информация о работе Проблемы сохранения и использования историко - культурного наследия Беларуси