Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:31, реферат
Культурное наследие является невосполнимым ресурсом государства, исторической памятью его народа. В монографии предпринята попытка исследовать культурное наследие как правовую категорию, рассмотрев комплексно вопросы гражданско-правовой защиты, уголовно-правовой охраны, управления и контроля, восстановления памятников и обеспечения их сохранности.
Проблемы сохранения и использования историко - культурного наследия Беларуси
Культурное наследие является невосполнимым ресурсом государства, исторической памятью его народа. В монографии предпринята попытка исследовать культурное наследие как правовую категорию, рассмотрев комплексно вопросы гражданско-правовой защиты, уголовно-правовой охраны, управления и контроля, восстановления памятников и обеспечения их сохранности.
Законодательство об охране историко-культурного наследия регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных традиций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур нацио- нальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры.
Систему правового
регулирования отношений в
Анализ нормативных актов, регулирующих охрану и использование памятников культуры, позволяет отнести к верхнему уровню иерархии правовых документов в данной сфере следующие Законы: «Об охране историко-культурного наследия», «О культуре в Республике Беларусь», «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» , «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» , «О библиотечном деле в Республике Беларусь» ,«О народном искусстве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» . Отношения в области сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о градостроительной и архитектурной деятельности, в том числе: Кодексом Республики Беларусь о земле(в части регулирования земель историко-культурного назначения); Законами «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и «Об особо охраняемых природных территориях» . Кроме того, ответственность за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия установлена в нормах охранительного законодательства, а именно в Уголовном кодексе Республики Беларусь и Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Большой пласт отношений регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь12 – это вопросы собственности на культурные ценности; правовые последствия обнаружения клада, состоящего из вещей, представляющих культурную ценность; сделки с исторической недвижимостью; судебноеизъятие бесхозяйственно содержащихся памятников культуры; наследование культурных ценностей; авторское право на произведения искусства; имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, и др.
Закон Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия" регулирует отношения с целью сохранения, надлежащего содержания, соответствующего рационального использования, восстановления и приумножения историко-культурного наследия.
При разработке Программы учтены положения закона Республики Беларусь "О туризме", Концепции Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь, соглашений по вопросам развития туризма между Республикой Беларусь и другими государствами, в т.ч. в рамках СНГ; Хартии туризма и Кодекса туриста, принятых Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации (1985 г.); других документов и рекомендаций.
Программа носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования в сфере туризма.
Реализация Программы
предполагает органичное сочетание
бюджетных и внебюджетных источников
финансирования. Система программных
мероприятий составлена с учетом
выделения ежегодных
Программа разработана Министерством
спорта и туризма Республики Беларусь,
Временным научным коллективом
при НТК "Белинтурист" с участием
ученых и специалистов Института
экономики Национальной академии наук
Беларуси, Белорусского государственного
экономического университета, Белорусского
государственного университета, Белорусской
государственной
В процессе разработки Программы учитывались предложения, представленные в Министерство спорта и туризма; рекомендации, опубликованные в средствах массовой информации; опыт России, Украины, стран Балтии, Польши, Германии и других по разработке аналогичных программ.
Развитие туризма оказывает
стимулирующее воздействие на такие
секторы экономики, как транспорт,
связь, торговля, строительство, сельское
хозяйство, производство товаров народного
потребления и составляет одно из
наиболее перспективных направлений
структурной перестройки
Цель Программы - формирование
и развитие в Республике Беларусь
современного высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского
комплекса рыночного типа, обеспечивающего
удовлетворение потребностей отечественных
и зарубежных граждан в туристских
услугах и существенный вклад
туризма в развитие национальной
экономики за счет увеличения количества
рабочих мест, налоговых поступлений,
притока иностранной валюты, сохранения
и рационального использования
историко-культурного и
Основные задачи:
1. Создание благоприятных
условий для развития
2. Совершенствование нормативно-
3. Формирование привлекательного
имиджа Республики Беларусь
4. Дальнейшая интеграция
и вхождение Республики
5. Формирование национального
туристского рынка на основе
введения рыночных механизмов, развития
конкуренции, специализации
6. Формирование центров
и зон туризма, освоение новых
туристских районов, имеющих
7. Обеспечение обновления
и развития материально-
8. Создание системы научного обеспечения развития туризма и научных основ для принятия решений на разных уровнях развития туризма в Республике Беларусь;
9. Обеспечение развития в стране социального туризма;
10. Совершенствование системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации туристских
Программа направлена на поэтапное решение задач
- привлечение внимания
к истории и культуре страны,
способствующее всестороннему
- обеспечение удовлетворения
спроса населения на туристско-
- определение необходимых
объемов развития материальной
базы туризма и материальных
ресурсов на развитие
- выделение приоритетных направлений развития туризма;
- значительное повышение
качества обслуживания
- внедрение программных
принципов комплексного
- перестройка работы сферы
платных туристских услуг на
основе рыночных отношений,
- создание условий для
развития молодежного,
"Золотое кольцо Гомельщины"
в 2009 году посетили 21 тыс. человек,
что на 20% больше, чем годом ранее,
сообщили корреспонденту БЕЛТА
в управлении физической
Музеи и Музейный фонд как культурная ценность
Историческую и культурную ценность имеет Музейный фонд Республики Беларусь, состав и порядок формирования которого определены Законом «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь». В настоящее время в Беларуси функционирует 129 государственных музеев. Деятельность музеев в каждой стране регулируется внутренним законодательством, поскольку они являются национальными учреждениями.
В основу законодательного регулирования музейного дела на национальном уровне положен Рекомендательный акт СНГ «О Музейном фонде имузеях», принятый в Санкт-Петербурге 2 ноября 1996г. Межпарламентской ассамблеей СНГ (постановление 8-15).
Музейный фонд Республики Беларусь представляет собой совокупность движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей Беларуси, а также зарубежной истории и культуры, которые имеют историческую,художествен-ную, научную или другую культурную значимость и хранятся в музеях Республики Беларусь всех форм собственности.
Задачами Музейного фонда Республики Беларусь являются наиболее полное выявление, централизованный учет, комплектование, изучение, обеспечение надлежащей сохранности и надлежащего использования движимых и отдельных недвижимых историко-культурных ценностей в целях развития культуры, науки, знаний о природе и окружающей среде, искусства, литературы, морального и эстетического воспитания.
Государственными органами контроля за состоянием и использованием Музейного фонда Республики Беларусь являются центральный орган управления культурой и органы управления культурой местных исполнительных и распорядительных органов.
В состав Музейного фонда Республики Беларусь входят: коллекции и отдельные музейные вещи, связанные с важнейшими явлениями и событиями в жизни белорусского и других народов, государства и общества, с развитием культуры и быта, науки и техники, искусства и литературы, с жизнью и деятельностью государственных, политических, общественных и военных деятелей, деятелей науки, литературы, культуры и искусства, активных участников исторических событий; произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного (в том числе и народного), музыкального, театрального и других видов искусства; коллекции и отдельные предметы геологии, палеонтологии, минералогии, фауны и флоры, характеризующие природоведческую историю; руко- писи всех видов, включая рукописные и старопечатные книги, антикварные, редкие и особо ценные издания; нумизматические, геральдические, эпиграфические коллекции и отдельные предметы; коллекции оружия и военной атрибутики, а также отдельные предметы военной тематики; коллекции предметов из драгоценных металлов и камней, а также отдельные предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни и представляющие историческую, художественную или другую культурную ценность.
Информация о работе Проблемы сохранения и использования историко - культурного наследия Беларуси