Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа
Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку он только, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров.
В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Проблема потребительского выбора
1.1 Модель поведения потребителя………………………..4
1.2 Особенности потребительского спроса………………..7
1.3 Условия равновесия потребителя……………………...10
1.4 Потребительский набор и бюджетное ограничение….12
ГЛАВА 2 Способы максимизации полезности
2.1 Полезность как основа выбора потребителя…………………………………………....15
2.2 Правило максимизации полезности…………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………….26
Таблица 4 Совокупная и предельная полезность
Полезность беляшей
Полезность книг
1
2
3
4
5
6
7
8
кол-во
совокупная полезность (ютили-U)
предельная полезность
предельная полезность на 1 руб.
кол-во
совокупная полезность
предельная полезность
предельная полезность на 1 руб.
Qy
TUy
MUy
MUy / Py
Qx
TUx
MUx
MUx / Px
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
14
26
36
44
51
57
62
66
14
12
10
8
7
6
5
4
1,4
1,2
1,0
0,8
0,7
0,6
0,5
0,4
0
1
2
3
4
5
6
7
8
0
30
50
68
84
98
111
123
134
30
20
18
16
14
13
12
11
1,50
1,00
0,90
0,80
0,70
0,65
0,60
0,55
В колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается Денисом в 26 ютилей, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилей.
Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.
В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилям. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютиля) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютиль). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на один затраченный рубль (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 руб. составит 0,9 ютиля. Мы 18 ютилей разделили на цену книги, составляющую 20 руб.
Предельная полезность на затраченный рубль - это величина предельной полезности, получаемая путем деления предельной полезности блага на цену этого блага.
Внимательное знакомство
с данными таблицы показывает,
что изменения и совокупной полезности,
и предельной полезности беляшей
и книг происходят в соответствии
с определенными
Функция полезности - это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством.
Вместе с тем замечено, что совокупная полезность возрастает по-разному: сначала прирост совокупной полезности большой, а затем этот прирост уменьшается. Это хорошо видно на графике совокупной и предельной полезности на рис. 6. Кривая совокупной полезности сначала крутая, а по мере увеличения количества благ становится пологой. Такое поведение совокупной полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом убывающей предельной полезности. На рис. 7 также показано убывание предельной полезности по мере увеличения количества покупаемых беляшей.
Рис. 7
Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
Мы подошли к главному
вопросу теории потребительского выбора.
Чем руководствуется
Простейшее правило
максимизации полезности - это правило
здравого смысла: если вы не
можете увеличить полезность, меняя
комбинации благ (потребительские
наборы), значит, вы достигли максимума
полезности и данный
Возьмем в нашем
примере один из наборов,
Попробуем часть денег
вместо беляшей использовать
на покупку дополнительной 4-й
книги. Для этого мы должны
отказаться от приобретения
Предположим, что мы
отказываемся от покупки еще
двух беляшей и покупаем
Мы подошли к другой
формулировке правила
Правило максимизации полезности:
Потребитель максимизирует
Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.
Таким образом, мы ознакомились
с важным разделом экономической
теории, где рассматривается процесс
формирования рыночного спроса. Данный
процесс мы проанализировали на основе
модели поведения потребителей на рынке.
Анализ этой модели позволил нам сформулировать
важнейшее правило
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение потребительского поведения – сложная наука.
В своей работе автор хотел изложить основные концепции проблем потребительского поведения, а так же максимизацию блага, однако рассмотреть всю общую тему в одной работе невозможно. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы:
- выбирая блага для
потребления, покупатель
- поведение потребителя
является рациональным, в частности
он выдвигает определенные
- потребитель стремится
максимизировать совокупную
- на выбор потребителя
и его субъективные оценки
полезности покупаемых благ
- при выборе благ возможности
потребителя ограничены ценами
благ и его доходом; данное
ограничение называется
- наряду с общими принципами
выбора рационального
- потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
Таким образом, можно смело
сказать, что по данной теме курсовой
работы извлечены ключевые моменты,
которые дают нам наиболее четкую
картину о проблемах, с которыми
сталкивается потребитель, как меняется
поведение потребителя под
Список использованной литературы
1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 10, с. 78-87.
2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.
3. Курс микроэкономики. Нуреев Р.М учебник для вузов. "Норма". 2006 год. – Гл. 4, с.120-125.
4. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л. С. Тарасевича.- М.:ИНФА-М, 2006 г. Гл. 10, с.221-224.
5. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. с. 108-120.
6. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 6, с. 109-113, гл. 9, с. 200-211.
Похожие работы
Теория
предельной полезности |
Математические
модели потребительского поведения
и спроса |
Потребитель
в экономике |
Общая
и предельная полезность . Законы Госсена |
Теория
потребительского поведения и ее
развитие на современном рынке |
Развитие
теории потребительского спроса в Республике
Казахстан |
Благотворительность
Загружая свои работы, Вы помогаете не
только студентам, но и людям, которым
Ваша помощь действительно нужна. Чем
именно это помогает? Читать
дальше…..
© 2003 - 2009 «Библиофонд»
|
«Библиофонд» — Электронная библиотека: статей, учебной и художественной литературы. Рефераты и курсовые, отчеты по практике и контрольные. Дипломные работы и другие творческие, |