Практический аспект организации экскурсионного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организацию экскурсионного туризма.
Задачи рабты:
1. Определение экскурсионного туризма.
2. Дать определение понятия экскурсионного туризма.
3. Определение дальнейших перспектив развития экскурсионного туризма.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический аспект организации экскурсионного туризма
1.1. Определение экскурсионного туризма
1.2. Подготовка экскурсии
1.3. Методика проведения экскурсии
1.4. Техника проведения экскурсии
Глава 2. Практический аспект организации экскурсионного туризма
2.1. Развитие эксурсионного туризма в Европе
2.3. Перспективы развития экскурсионного туризма 25
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экскурсионный туризм 33 ИГУ.doc

— 228.00 Кб (Скачать)


30

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический аспект организации экскурсионного туризма

1.1. Определение экскурсионного туризма

1.2. Подготовка экскурсии

1.3. Методика проведения экскурсии

1.4. Техника проведения экскурсии

Глава 2. Практический аспект организации экскурсионного туризма

2.1. Развитие эксурсионного туризма  в Европе

2.3. Перспективы развития экскурсионного туризма              25

Заключение

Список литературы


Введение

 

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. За последние десятилетия ХХ столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки.

Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью данных полученных и проанализированных в этой работе можно будет определить выгодность данного туристского продукта для предпринимательств России.

Цель данной работы – изучить организацию экскурсионного туризма.

Задачи рабты:

1.                              Определение экскурсионного туризма.

2.                              Дать определение понятия экскурсионного туризма.

3.                              Определение дальнейших перспектив развития экскурсионного туризма.

Для получения результатов, в ходе исследования, будут использоваться методы анализа и синтеза научных статей из Интернета и дополнительной литературы.


Глава 1. Теоретический аспект организации экскурсионного туризма

 

1.1. Определение экскурсионного туризма

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и перво­начально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Само понятие «сущность» представляет собой совокуп­ность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выра­жающееся в единстве всех многообразных и противоречи­вых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необ­ходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного про­цесса объективными требованиями. Каждая экскурсия пред­ставляет особый процесс деятельности, суть которого обу­словлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, актив­ность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскры­вается тема (первая задача), услышать об этих объектах не­обходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного на­блюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место зани­мает формирование умения видеть.

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их ком­плексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятни­ках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экс­курсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод .При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: «Методи­ческая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».

Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов от­ношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, по­ложительные качества.

Экскурсионная деятельность-деятельность по организации ознакомления путешественников с туристскими ресурсами в стране временного прибывания, которая не предусматривает предоставление услуг размещения (ночевку).[3]

Есть люди, для которых скучее пляжного отдыха на свете ничего нет. Для них одна мысль о том, что можно целыми днями жариться на раскаленном песке уже ненавистна. Есть и другие - они пляжи не ненавидят, им в голову подобный вид отдыха просто не приходит. Этим подавай, чтоб «мелькали города и страны, параллели и меридианы». Есть и третья категория - промежуточная: они готовы и бока на солнце погреть, и мир посмотреть. Это экскурсионный туризм. [4]

Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туритов, путишествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на ближний восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры. [2]

И соотечественники бросились познавать этот мир, знакомый им лишь по книгам и альбомам. Особенно охочим до экскурсий удается за один раз намотать впечатлений от двух, трех, четырех, а то и пяти стран. Но самых жадных хочется все же предупредить: не гонитесь за количеством городов, музеев, исторических памятников и прочей экскурстонной прелестью - человеческий мозг имеет свой порог впечатлений и познания. Турист, исколесивший пять стран за 14 дней, зачастую возвращается домой в состоянии полного ступора.

Покупая экскурсионный тур в фирме, не торопитесь покупать подряд все экскурсии, которые Вам предложат: посмотрите в дороге путеводитель и карту, осмотритесь вокруг, когда прибудите на место, и если впечатлений окажется маловато, прикупите еще пару прогулок по примечательным местам. Они могут порой оказаться дороже, да и русскоговорящего гида не будет - но что это по сравнению со скукой и усталостью забитого до отказа экскурсионного дня? Тут главное быть хозяином положения.

Теперь по поводу всегда противной, но, тем не менее, возможной чрезвычайной ситуации. К числу мест, где у Вас в голове должен загораться сигнал «внимание!», относятся все вокзалы, автостанции и места сбора туристов - именно здесь разного рода жулики могут втянуть в азартные игры и обобрать как липкую, или попросту «подрезать» вам кошелек.

 

 

1.2. Подготовка экскурсии

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен  подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

 

 

1 этап: Определение цели и задач экскурсии

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут быть:

- воспитание патриотизма

- интернациональное воспитание

- трудовое воспитание

- эстетическое воспитание

- экологическое воспитание

- показ достижений города в экономике страны

- показ исторической роли города

- знакомство с творчеством выдающегося архитектора

- знакомство с особенностями природы края

- воспитание любви и уважения к родине,

- расширение кругозора

- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

2 этап: Выбор темы экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.

Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения, степи, экологическое состояние города, его экономическое развитие и многое другое.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

3 этап: Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне указывается автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

4 этап: Определение других источников материала

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

Информация о работе Практический аспект организации экскурсионного туризма