Музей в системе туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Для наилучшего раскрытия материала автор ставит следующие задачи:
Рассмотреть положительные моменты взаимодействия между музеем и туризмом.
Рассмотреть отрицательные моменты взаимодействия между музеем и туризмом
Рассмотреть совместную работу на практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Плюсы и минусы взаимодействия между музеем и туризмом…………5
Глава 2. Взаимодействие Музея и туристической сферы……………………….9
Заключение…………………………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Музей и туризм.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


СПБГУКИ

Факультет – культурологи и искусства

Заочное отделение

Кафедра музееведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

Тема «Музей в системе туризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса

280 группы

Чекмарёвой Е.В.

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 г.

Санкт - Петербург

 

 

 Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………….2
  2. Глава 1. Плюсы и минусы взаимодействия между музеем и туризмом…………5
  3. Глава 2.  Взаимодействие  Музея и туристической сферы……………………….9
  4. Заключение…………………………………………………………………………..12
  5. Список используемой литературы………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Музей и туризм. В наше время  эти понятия неразрывно связаны. К этому привело развитие глобального  и культурного туризма. Культурный туризм становится постепенно  одной  из полноправных форм музейной работы, наравне с коллекционированием, охраной и защитой культурных ценностей. Сегодня музей отвечает за показ и интерпретацию коллекции в «доступной» для «чужестранца» форме. Возрастающее желание туристов изучить культуру страны посещения  ведёт их в музей, как источник наиболее полной информации  о самобытности и культуре  места пребывания.

Прослеживается вполне  очевидная  взаимосвязь между туризмом и  музеем. Увеличение туристического потока  ведёт к повышению спроса на музеи, что, в свою очередь, обязывает музеи развиваться и применять все более разные формы работы с посетителем. Так же прослеживается и обратная взаимосвязь: крупные музеи служат причиной посещения того или иного города, что даёт положительное влияние на развитие туризма. Поэтому такие понятия как музеи и туризм скоро можно будет сопоставлять как синонимы.

Естественно что взаимодействие столь  разный по своей цели структур не может  обойтись без проблем. Ведь Туризм подразумевает  получение прибыли  и в том  числе от посещения музея. Из-за чего фирмы мало заботятся о  кол-ве человек посещающих музей единовременно. А значит эту проблему должны решать сами музеи. И это они могут сделать несколькими способами.

Первый способ – ограничение  числа посетителей. Этот способ зачастую используется в российских музеях. Так например ограничивается как кол-во человек, которых пускают с 1-м гидом, так и общее кол-во посетителей, добиваются этого за счёт графиков посещения которые подаются заранее.

Второй способ -  повышение цен, особо эффективно это действует во время «сезона», когда кол-во посетителей возрастает во много раз, а ценовая преграда хоть как то их сдерживает.

Немаловажным фактором  является и работа с туристом во время осмотра  музея. Музей должен  создавать  максимально комфортные условия  для посещения, а турист в свою очередь должен соблюдать правила этикета  и правила посещения музея.

Основываясь на всё вышеизложенное мы можем сформировать цель данной работы:  

-  Изучение взаимодействия между  музеем и туризмом.

Для наилучшего раскрытия материала автор ставит следующие задачи:

      1. Рассмотреть положительные моменты взаимодействия между  музеем и туризмом.
      2. Рассмотреть отрицательные моменты взаимодействия между музеем и туризмом
      3. Рассмотреть совместную работу на практике.

 

По данной теме существует ряд статей в профессиональных журналах, таких как журнал мировой известности «Museum» или ряд электронных журналов.В Настоящее время проводится большое кол-во семинаров и конференция на данную тему.

Автор считает что вопрос взаимодействия  музея и туризма,  рассмотрение перспектив и развития их совместной работы, поиск оптимальных форм взаимодействия будет актуален ещё долгое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Плюсы  и минусы взаимодействия между музеем и туризмом.

      1. Новый этап.

Известно, что традиционный или  массовый туризм представляет собой сочетание  пассивного времяпрепровождения (пляж, отдых в отеле)  с изучением истиной местной  культуры. Сочетание отдыха и познания окружающего мира. Существование специального (культурного) туризма, который получил всё большее развитие, чаще всего в виде учебных поездок, художественных или культурных экскурсий. Так например при рассмотрении Санкт-Петербурга становится очевидным, что из-за отсутсвия  развитой системы  рекреаций, этот город не может стать объектом массового туризма. Но благодаря тому, что Санкт-Петербург является культурной столицей мира,  такой вид туризма как культурный  имеет огромный потенциал развития. Так напримет Эрмитаж достоин отдельной поездки, а если присоеденить к нему ещё Царское село, и Петергоф с его великолепными фонтанами, то остануться просто неизгладимые впечатления.

Изменение вида туризма неизменно  влечёт за собой и  изменение отношений  между музеем и туризмом. Учитывая что число посетителей постоянно  увеличивается  можно сказать, что  увеличвается и выгода музеев. Но необходио осознавать это и создать всё возможное чтобы удовлетворить потребности туристов. Но выгода это не единственное, что  получает музей, немаловажно учесть и распространение сведений о музейных экспонатах, в представление истинного самобытного продукта.

Новый подход к отношениям между  туризмом и музеями означает, что  нам необходимо найти  пути включения  музеев в структуру туристических  продуктов сохранив при этом их самобытность. Успешному проведению этой работы могут  помоь некоторые полезные рекомендации:

  • Музеи должны знать свою публику, с тем чтобы разрабатывать свои продукты в соответствии с запросами различных категорий посетителей. Это относится к выставкам и специальным мероприятиям.
  • К туристам следует относится как к самостоятельной ктаегории посетителей: их нужно идентифицировать, дифференцировать, и уважать.
  • Необходимо должным образом контролироватьтуристские маршруты: музеи должны знать, кого и что интересует, какие услуги необходимо предоставить, какое составить расписание для туристов, какие мероприятия можно объеденить.
  • Необходимо устанавливать тесные  отношения с индустрией туризма. Музеи не могут продавать себя без помощи посредников, они должны знать, как сделать свой продукт привлекательным для туристических фирм.
  • Музеи должны соответсвующим образом рекламировать свою деятельность. Следует подумать о ярких указателях, о поддержании своей репутациив местах обязательного посещения туристами. Необходимо предоставлять базовую информацию, если можно на родном языке туристов. Посещение музея может пробудить у туристов интерес к истории края.Экспозиции должны быть краткими  и иметь непосредственное отношение к предмету.
  • Гиды должны уметь общаться с публикой, давать разъяснения, а не повторять, как попугай, заученый факты, они не должны звучать как магнитофонные записи,а, наоборот, стараться наводить мосты между посетителями и наследием. [2]

 

1.2.Отрицательное воздействие  туризма.

Открывая доступ к культурному  наследию большому колличеству человек  мы рискуем, ведт никто не сможет точно ответить как это отразится на музеи: положительно или отрицательно.

  • Износ и разрушение.

Постоянная эксплуатация ведёт  к амортизации или износу заповедных мест.Так например в Масаде, самом посещаемом месте израиля, где ежегодно бывает около 700 тыс туристов — а это в общей сложности миллионы шагов, совершаемых по территории дворца Ирода, купальни, частных и общественныхпостроек древнеримской эпохи, - разрушены даже кменные ступени монументальной лестницы, ведущей от купальни к северному дворцу. Подобные разрушения результат массовых посещений таких мест наблюдаются в большинстве археологических заповедников.[1]

  • Удобство для туристов.

Так как растёт число посетителей, растёт потребность в обустройстве стоянок, туалетов, ресторанов и центров  приёма посетителей. Что в свою очередь ведёт к ущербу внешнего и внутреннего вида памятников архитектура и музеев.

  • Вандализм.

Вандализм наверное наиболее затратная  статья в отрицательных моментах  влияния туризма на культурное наследие. Наиболее известный пример в Санкт-Петербурге это печально известная «Даная» Рембрандта. Картина была создана в 1636 году, а спустя десятилетие сам автор внес в нее целый ряд значительных изменений. Для Эрмитажа "Даная" Рембрандта была приобретена Екатериной II в 1772 году в составе знаменитой коллекции барона Кроза во Франции и на протяжении многих лет являлась одним из непревзойденных шедевров эрмитажного собрания.

Но 15 июня 1985 года, казалось, картина  была утрачена навсегда. В то утро, в 11-45, на экспозиции в зале Рембрандта неизвестный мужчина нанес полотну два удара ножом и облил ее раствором серной кислоты. Впоследствии выяснилось, что преступник - гражданин Литвы - был душевнобольным человеком. Суд признал его невменяемым.[7] Так проcто была почти полностью уничтожена картина великого художника. На её реставрацию ушло несколько лет, и теперь очень сложно сказать прежняя ли это «Даная» или просто  хорошо выполненная копия.

  • Чрезмерная коммерциализация.

В ближайшем окружении известных  музеев разбросано огромное кол-во торговых точек, и если не контролировать их появление и размещение, то это может очень сильно испортить впечатление от музея.

  • Чрезмерное расширение территорий показа.

Расширяя территорию показа музей  с одной стороны решает проблему переполненности  музея, но это в свою очередь ведёт к тому, что туристу не хватает времени, интереса, терпения чтобы ознакомиться с музеем. Да к тому же большие территории  сложнее содержать и финансировать.

  • Изменение атмосферы места.

Это случается в основном от стремления улучшить безопасность места и увеличить потом посетителей. Под этим стремлением могут полностью «облагородить» архитектурный памятник, после чего тот полностью потеряет свой «шарм» древнего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.3. Позитивные  моменты.

Мы рассмотрели отрицательные  моменты воздействия туризма на музей, но существует и ряд положительных факторов.

  • Защита и уход.

Исторические памятники могут  иногда находится в запущеном  состоянии и и быть непригодными для посещения. Но благодаря туристическому спросу на них дело по реставрации и обустройству памятников ускоряется.

  • Образование

Культурный туризмвключает в себя  и изучениестраны прибывания, поэтому  работа музея с публикой заключается  в том чтобы создавать указатели, аудио и видео сопровождение. То есть отдавать накопленые знания, передавать их тем кто интересуется, ведь без посетителей музей оставался бы просто «складом» ценных вещей.

  • Экономическое развитие

Несмотря на отрицательные воздействи я  роста потока посетителей на музей,.Нельзя не отметить, что это ведёт и к повышению чувства гордости, мотивирует местных жителей, которые получают от этого прибыль, да и вообще туризм оказывает положительное влияние как на местную, так и на национальную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Взаимодействие  Музея и туристической сферы.

 

Музей и туризм. Как эти понятия, к счастью, близки, как, к сожалению, далеки!

В большинстве российских музеев постоянной прописки она не получила. Музеи  в большинстве своем продолжают оставаться изолированными от общего туристического пространства. Причин тому немало, причем материальная, похоже, не главная. Виной тому и малая взаимная информированность, (между музейной и туристической сферами) и просто отсутствие навыков в работе такого рода.

Конечно, решение вопроса о включении  музея в туристические маршруты, степень востребованности его туристической сферой зависит и от качества музея. Легко рассуждать о музейном туризме, применительно, скажем, к Лондону или Праге, Риге или Каунасу: красивые, чистые города с компактными по территории историческими центрами, прекрасное сообщение и все прочие прелести европейской жизни. Там гораздо проще организовать поток туристов, обеспечив экскурсантам впечатления, а музеям - прибыль. Туристов здесь больше, чем в глубине России - да странно было бы, когда бы наоборот. 
    В нашей стране лидерами в сфере музейного туризма являются две столицы. Можно еще назвать несколько городов с крупными музейными комплексами - типа Владимиро-Суздальского, Ярославского, Новгородского. Здесь дело тоже более или менее поставлено, и уже не первый год туризм является источником постоянной прибыли. Но список таких центров невелик.

Информация о работе Музей в системе туризма