Международный туризм с позиции классических и современныхХ теорий мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:52, курс лекций

Краткое описание

Международный туризм с позиций меркантилизма. Отличительные особенности мировой торговли услугами. Абсолютные и относительные преимущества стран в производстве туристского продукта. Основатели, последователи и критики теории абсолютных и относительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина и производство туристского продукта. Подобие стран как причина их туристских взаимосвязей. Современная интерпретации теории жизненного цикла туристского центра или курорта.

Файлы: 1 файл

Международный туризм с позиции классических и современных теорий мировой торговли.docx

— 22.80 Кб (Скачать)

Международный туризм с позиции классических и  современных теорий мировой торговли

Международный туризм с позиций  меркантилизма. Отличительные особенности  мировой торговли услугами. Абсолютные и относительные преимущества стран  в производстве туристского продукта. Основатели, последователи и критики  теории абсолютных и относительных  преимуществ. Теория Хекшера-Олина и производство туристского продукта. Подобие стран как причина их туристских взаимосвязей. Современная интерпретации теории жизненного цикла туристского центра или курорта.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Международный туризм с позиций меркантилизма.

Международный туризм с точки  зрения теории меркантилизма можно  рассматривать как государственную  необходимость формирования положительного сальдо платежного баланса, поскольку  его развитие для принимающей  туристов страны обеспечивает приток не только денежных средств, но и иностранных  капиталов в развивающуюся национальную туристскую индустрию. Въездной международный туризм по своей сути является экспортной операцией, источником прибыли государственного бюджета страны-реципиента. Однако с точки зрения меркантилистов можно сделать и обратный вывод – что страна, поставляющая туристов, - это страдающая в туристском обмене сторона. Каждая денежная единица, заработанная популярным курортом от принятия иностранных туристов являет собой убыток, путь к отрицательному платежному балансу страны-донора.

Согласно теории меркантилизма, государство-донор должно было бы чинить все возможные препоны развитию выездного туризма. С позиций  меркантилизма международный туризм - явление, которое может стать  деструктивным для мирового рынка, разрушающим экономические взаимосвязи  между государствами.

Страна-донор на туристском рынке должна взамен импорта туристских впечатлений осуществлять экспорт  других товаров и услуг. Кроме  того, международный туризм, согласно точки зрения меркантилистов, требует строгого контроля со стороны государства, которое должно ревностно отслеживать уровни импорта и экспорта. Для этого необходима государственная монополия как на торговлю, так и на международный туризм, введение различного рода ограничений на большую часть импорта и предоставление разнообразных льгот для экспортирующих производств, что в целом не применимо в современных экономических системах. Это не только монополизирует торговлю на внешних рынках, но и нарушает основные требования свободного рынка.

Следовательно, меркантилистские взгляды на причины появления  мировой торговли не способны привести к полному научному осмыслению международного туристского рынка. С другой стороны, именно на меркантилистских взглядах основывается государственный подход к международному и внутреннему  туризму в странах с тоталитарным или авторитарным политическим режимом.

Абсолютные и  относительные преимущества стран  в производстве туристского продукта. Основатели, последователи и критики  теории абсолютных и относительных  преимуществ.

Основы теории международной  торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX вв. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.

Адам Смит в своем труде  «Исследования о природе и  причинах богатства наций» отстаивал  тезис о том, что нет необходимости  пытаться дома изготовлять те предметы, производство которых обойдется  дороже, чем при покупке их на стороне. «Если какая-либо чужая  страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более низкой цене, чем  мы в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у  нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного  труда, прилагаемого в той отрасли, в которой мы обладаем некоторым  преимуществом».

Адам Смит установил, что  если торговля не будет ограничиваться, каждая страна начнет специализироваться на производстве того товара или услуги, которые обладают конкурентным преимуществом. Все капиталы и ресурсы государства перетекут в рентабельные отрасли, поскольку страна не сможет конкурировать с зарубежными производителями в нерентабельных отраслях. Путем специализации государства смогут повысить производительность, так как рабочая сила может более квалифицированно выполнять одни и те же задачи, работники не будут терять времени на переключения с одного вида производства на другой, и длительный период производства однородной продукции обеспечит стимулирование выработки более эффективных методов работы. Кроме того, страна сможет использовать избыток своей специализированной продукции для приобретения большего количества импорта.

Теория абсолютного и  сравнительного преимущества стран  в производстве определенного вида товаров или услуг применима  и к объяснению причин появления  международного туристского рынка, но не лишена и недостатков.

Рассматривая случай абсолютного  преимущества страны (то есть способности  страны производить большее количество товаров или услуг за единицу  затрат, чем в других странах) в  отношении туризма, можно отметить, что целый ряд стран действительно  обладает абсолютными преимуществами в производстве туристских услуг.

Абсолютными преимуществами страны, основанными на естественных условиях производства туристских услуг, могут быть, например, климатические  особенности (горнолыжные, климатические  или бальнеологические курорты, не имеющие аналогов в других странах), наличие туристских ресурсов, географическое положение страны (минимальная удаленность  от стран-доноров туристического рынка, близость от основных транспортных магистралей  и т.п.). Естественные абсолютные преимущества стран в производстве туристских услуг либо даны стране от природы (климат, ландшафт и т.д.), либо являются историческим и культурным наследием ее населения.

В отличие от товарного  производства, при котором степень  значимости естественных факторов как  абсолютных производственных преимуществ  определен изначально, производство туристского продукта требует не только наличия естественных собственных курортов, но и превращения этих особенностей в абсолютные преимущества посредством их популяризации и облегчения их доступности для массового туриста.

Помимо естественных абсолютных преимуществ Смитом выделяются и  так называемые относительные (по сути приобретенные преимущества) преимущества, то есть элементы инфраструктуры, факторы  производства, технологии и формы  работы, позволяющие осуществлять производство того или иного товара с гораздо  меньшими затратами на единицу готовой  продукции.

Создание туристского  продукта также требует определенных затрат, основу которых составляют необходимость оплачивать так называемую туристскую ренту (то есть плату за пользование туристскими ресурсами, принадлежащими государству), плату  за пользование капиталом и амортизацию  объектов туристской инфраструктуры, а также труд работников туристской индустрии.

Теория Хекшера-Олина и производство туристского продукта.

Основы современных представлений  о том, чем определяются направление  и структура международных торговых потоков, были заложены шведскими учеными  Эли Хекшером и Бертлием Олином (до 30-х годов XX в.). Впоследствии их теория была развита Полом Самуэльсоном.

Смысл теории Хекшера-Олина сводится к тому, что различия по странам между долей труда по отношению к доли капитала могут объяснить различия в стоимости факторов производства. Если трудовые ресурсы имеются в избытке по отношению к капиталу, то затраты на труд будут низкими, а капитальные затраты – высокими. Стоимость данных факторов производства может побудить страны к развитию производства и экспорту той продукции, где используются более избыточные и, следовательно, дешевые факторы производства. Здесь факторы международной специализации не связываются с природными преимуществами государств.

Применительно к туризму  данная теория может интерпретироваться следующим образом. Производство туристского  продукта является как капиталоемким, так и трудоемким производством, наличие в изобилии этих обоих  факторов производства необходимо при  создании и развитии индустрии туризма  в стране или регионе. При этом значимость факторов производства (капитала и рабочей силы) изменяется с течением времени. Если на первоначальном этапе  (появление и популяризация производимого национального туристского продукта) в большей степени важно  наличие капитала или доступа к его источнику, то со временем все большую важность приобретает наличие квалифицированной, но не дорогой рабочей силы, необходимой для создания конкурентоспособного национального туристского продукта.

Можно выделить два направления  в становлении международного туризма, основанных на теории Хекшера-Олина. Их можно условно назвать эволюционным и глобальным.

Суть появления и развития международного туризма по эволюционному  направлению состоит в том, что  туриндустрия зарождается в государствах, обладающих необходимым для этого  капиталом. То есть страна самостоятельно создает и развивает собственный  туристский продукт. В этом случае производство национального туристского продукта является капиталоемким процессом (расходуются собственные капиталы), а страна, участвующая в этом процессе должна быть капиталонасыщенной, иметь необходимый капитал в избытке. При организации международной торговли, страна – производитель капиталоемкого туристского продукта должна обменивать национальный туристский продукт на товары и услуги, являющиеся трудоемкими (к примеру, продукцию аграрного комплекса или товары широкого потребления) и производимые в странах, относящихся к так называемым трудонасыщенным (обладающим значительными трудовыми ресурсами).

Международные экономические  отношения на их современном уровне развития позволили появиться и  развиться международному туризму  по так называемому глобальному  направлению. Суть данного развития состоит в инвестировании капитала в зарождающуюся туристскую индустрию  развивающейся страны и дальнейшей реализации этого туристского продукта на мировом туристском рынке от ее имени. Согласно данному направлению  национальный продукт будет трудоемким, поскольку основная причина его  конкурентных преимуществ на туристском рынке – наличие дешевой рабочей  силы. А следовательно, согласно теории Хекшера-Олина данный  туристский продукт должен обмениваться в процессе мировой торговли на капиталоемкие товары или услуги.

Подобие стран  как причина их туристских взаимосвязей

Согласно теории подобия  стран – участниц международной  торговли, в торговлю между собой  склонны вступать государства, обладающие в определенной степени идентичными  условиями производства тех или  иных товаров и условиями жизни  своего населения. С одной стороны  такая подобность государств положительно сказывается на становлении деловых  контактов их представителей, а также  во многом упрощает саму международную  торговлю, вызывая унификацию потребителей. Унификация потребностей и потребительского поведения – весьма перспективный  для международной торговли процесс, поскольку позволяет успешно  торговать за рубежом товарами, которые  производятся и пользуются популярностью  на родине.

Применение данной теории в туризме имеет ряд своих  особенностей. С одной стороны, проще  продавать национальный туристский продукт жителям государств, которые  имеют много общих черт с местным  населением. Жители подобных государств гораздо лучше вольются во время  отдыха в окружающую их среду курорта  или туристского центра, им проще  угодить обслуживающему персоналу, они адекватно оценят качество туристского  продукта. С другой стороны, возможно отсутствие интереса путешествующего  населения к посещению идентичных по образу и уровню жизни государств. Не менее важным фактором для туриста  выступает экономический фактор. Так, путешествовать в идентичную по показателям экономического развития или уровня жизни страну – порой  также дорого, как отдыхать у себя на родине, тогда как поехать в  неимеющую ничего общего, менее экономически развитую и далеко расположенную страну более экономно.

Таким образом, теория подобия  стран способна объяснить развитие туристских отношений между двумя  идентичными государствами, исходя из аналогичных условий ведения  туристского бизнеса между ними, а также на унификации потребностей и потребительского поведения туристов в подобных странах. Но в объяснении роста популярности поездок с  познавательными целями, а также  экзотических туров теория подобия  стран оказывается малосостоятельной.

Современная интерпретации теории жизненного цикла туристского центра или курорта.

Современная теория жизненного цикла туристского центра предполагает наличие четырех сменяющих друг друга фаз развития туристского  центра.

1.Пассионарная фаза.

Характеристики фазы:

- максимальные затраты  со стороны национальных властей  и иностранных инвесторов, как  в инфраструктуру будущего курорта,  так и в его продвижение  на мировом рынке. 

Информация о работе Международный туризм с позиции классических и современныхХ теорий мировой торговли