Краеведческая характеристика Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Калининградская область образована в 1945 г. на территории Восточной Пруссии в результате послевоенной перекройки карты Европы и последовавших за этим массовых переселений. Ее жителями стали послевоенные мигранты, в основном из областей Центральной России. Все советские годы область была западным форпостом страны с высокой концентрацией войск и военных объектов. После распада СССР она превратилась в эксклав (территорию, оторванную от основной части страны), поэтому проблемы транзита существенно удорожают экономические связи с остальной частью страны.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………….……3
2. Оценка экономико-географического и геологического положения субъекта...............................................................................................4
3. Население и трудовые ресурсы ……………………………………9
4. Характеристика экономики и хозяйства…………………..……..14
5. Образование, здравоохранение ………………………………..…19
6. Туризм и отдых………………………………………………….…21
7. Проблемы и перспективы развития Калининградской области..24
8. Список используемой литературы……………………………….25

Файлы: 1 файл

Краеведение Калининград.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Развитие сферы образования отстает от среднероссийского уровня. Хотя охват детей дошкольными учреждениями близок к среднероссийскому, детские сады переполнены (105 детей на 100 мест). Ощущается и нехватка школ: доля учащихся во вторую смену достигает почти четверти школьников (в среднем по стране – 17%). Численность студентов средних профессиональных и высших учебных заведений (в расчете на 10 тыс. населения) в области на 23-30% ниже среднероссийской, хотя в конце советского времени для вузов она была сопоставимой. Рост числа студентов за 1995-2004 гг. (в 1,7 раза) также был ниже среднероссийского. Причина – в очень сильном спаде привлекательности высшей школы в середине 1990-х годов, когда число студентов сократилось на четверть, так как молодежь избрала другие стратегии адаптации, дававшие в то время более быстрый рост доходов – челночную торговлю и другие виды услуг, связанных с импортом. Среди вузов преобладают негосударственные (6 из 10), в них обучается 16% студентов (в среднем по РФ - 13%).

 

IV. Характеристика экономики и хозяйства.

а) Характеристика промышленности:

              Унаследованная экономическая система. От советского времени Калининградская область унаследовала структурно искаженную и недееспособную по рыночным меркам хозяйственную систему. В основной своей массе - за исключением добычи янтаря, рыбной промышленности и некоторых отраслей пищевкусовой промышленности - производства на территории Калининградской области в советский период создавались без учета возможностей местной сырьевой базы, уровня производственных и транспортных издержек, ресурсных и спросовых ограничений. На фоне жестких требований, предъявляемых к национальным экономическим системам процессом глобализации, подавляющая большая часть производственного и инфраструктурного аппарата области выглядит абсолютно недееспособной. Речь идет даже не об отраслевых перекосах, а об изначальных фундаментальных дефектах в организации основ хозяйственной деятельности. Принципиальное значение имеют три момента:

1) крайняя зависимость территории от поставок привозного сырья и продовольствия. Как первичные, так и более сложные потребности населения Калининградской области удовлетворяются за счет импорта. При этом ее собственные экспортные возможности достаточно ограничены. С учетом того факта, что местная промышленность в значительной своей части работает на импортном сырье, полуфабрикатах и прочей промежуточной продукции, торговый и платежный баланс области сводятся с глубоким дефицитом;

              2) полная зависимость территории от внешних поставок электроэнергии. Территория с населением около одного миллиона человек и объемом ВРП в 1.0-1.5 млрд.долл. по текущему обменному курсу, или около 6.5 млрд. международных долларов по паритету покупательной способности валюты не располагает собственной энергетической базой и полностью зависит от поставок электроэнергии из российской энергетической системы;

3) низкое качество инфраструктуры. Мало того, что калининградские порты невыгодно расположены с географической точки зрения, но и по своим техническим параметрам они плохо приспособлены для обслуживания грузопотоков.

Регион располагает интересными ресурсами. 95% мировых запасов промышленного янтаря сосредоточены здесь, существуют прибрежные нефтяные месторождения, а также торф, минеральные воды, каменная соль и древесина. В производственной сфере достойны упоминания добыча и переработка рыбы, судостроение и ремонт судов, а также электроника, электротехника, строительство, сельское хозяйство, производство продуктов питания и работа на давальческом сырье. Имеется в распоряжении квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила. В Калининграде имеются государственный университет, технический университет и Балтийская государственная академия рыбной промышленности. Прямые инвестиции в Калининграде возможны практически во всех отраслях.

В Калининградской области установились стабильные политические отношения, что позволяет развивать среднесрочные и долгосрочные стратегии. Здесь расположен второй по величине порт России на Балтийском море. Порт незамерзающий, он является важными воротами в европейскую часть России, включая Москву, и в Белоруссию. Хорошие отношения установились с соседними государствами, особенно с важнейшей транзитной страной - Литвой. Расходы на заработную плату ниже, чем в Польше и прибалтийских государствах. Оклады за простую работу составляют в среднем около 6000 рублей (приблизительно 180 евро), за квалифицированную работу – от 12 000 рублей (около 360 евро).

 

Тенденция к тому, чтобы не только торговать с Россией, но и открывать производство для обхода импортных квот, акцизных налогов и протекционистских мер российского правительства, создает особый шанс для Калининградской области ввиду ее статуса особой экономической зоны. Наилучшие предпосылки есть в сфере ассемблинга (сборки) и работы на давальческом сырье.

Таковы положительные причины, по которым немецкие и иные зарубежные предприятия могли бы инвестировать в Калининградской области либо рассматривать возможности своего присутствия в регионе. Предприятие, которое решится инвестировать в Калининградской области, должно как следует подготовиться к встрече с особенностями российского рынка, действующими и здесь. В качестве помощи может быть рекомендована брошюра "Инвестировать в России", изданная Торговой Палатой Гамбурга (отдел внешней экономики), содержащая отдельную часть о Калининградской области. Кроме того, в Торговой Палате Гамбурга можно получить сборник законов об Особой Экономической зоне в Калининградской области, а также воспользоваться консультационной и другой юридической помощью (поиск партнера, регистрация предприятия, фирмы, заключение договоров).

По внутренним различиям Калининградская область – ярко выраженный центро-периферийный регион. Калининград доминирует в экономике области, его доля в промышленном производстве выросла с 55% в 1991 г. до 78% в 2004 г. Доля следующих по рангу центров с небольшими целлюлозно-бумажными комбинатами и пищевой промышленностью намного ниже: Советска – 9%, Немана – 3%. В остальных городах промышленное производство почти свернуто. По степени экономического «опустынивания» своей периферии Калининградская область лидирует среди всех регионов Северо-Запада, и причина не только в сложившейся системе расселения. Если сравнить Калининградскую область с другими регионами страны, столицы которых – также крупные города с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек (таких регионов в России больше половины), то схожую сверхконцентрацию промышленности в областном центре имеют только Рязанская, Липецкая и Ярославская области. В них это объясняется локализацией крупных предприятий (НПЗ, металлургический комбинат) в региональных центрах. В Калининградской области схожую роль играет региональное подразделение компании «ЛУКОЙЛ», результаты деятельности которого учитываются в показателях областного центра, но значителен и вклад более мелких пищевых и рыбных предприятий.

Стратегическими инвесторами в регионе были и остаются такие крупнейшие российские компании, как "ЛУКОЙЛ', РАО "ЕЭС России" (строительство ТЭЦ-2). Ведется реконструкция Неманского ЦБК.

Один из примеров проектов с иностранными инвестициями, реализованных в 2004 году, – завод по выпуску бытовых холодильников "Снайге". Объем инвестиций составил 14 млн. долларов.

Осуществляется конверсия предприятий оборонной промышленности - судостроительного завода ПСЗ `Янтарь` и завода `Кварц`, специализировавшегося в электронной промышленности. Реструктурируются и развиваются торговые оптовые и розничные сети, сети заправочных станций, автосервиса. Увеличивается доля услуг в структуре внешнего валового продукта города. 66% розничного товарооборота области приходится на Калининград.

Важной отраслью экономики города является грузовой транспорт. Город располагает тремя морскими незамерзающими портами, единственными российскими на Балтике. Порты осуществляют перевалку генеральных, пакетированных, сыпучих грузов, нефти. Калининградские порты предоставляют услуги свободных складов для торговли с Россией и соседними странами - Польшей, Белоруссией, Литвой.

Предприятия Калининграда осуществляют 84% экспорта области. Основными статьями экспорта являются: минеральные удобрения, целлюлоза, рыбная продукция, нефть, черные и цветные металлы, кокс.

Активно развивается частный сектор в малом и среднем бизнесе: 76% зарегистрированных предприятий относятся к частной форме собственности.

Растет активность иностранных партнеров: в 1995 году объем инвестиций, сделанных совместными предприятиями с участием иностранного капитала, вырос в 2 раза и составил 54,1 млрд. рублей. Наибольшее участие приняли французские партнеры (СП `Вест-Балт-Телеком`), шведские (СП `Ага-Каз`), немецкие и польские предприятия.

б) Характеристика сельского хозяйства:

Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство (молочное и мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство). Выращивают зерновые (рожь, пшеница, ячмень, овёс) и кормовые (корнеплоды, кукруза, травы) культуры. Пушное звероводство. Развит морской транспорт (незамерзающий порт Калининград и его аванпорт Балтийск). Судоходство по рекам Неман и Преголя.

 

в) Характеристика транспорта

Транспортный комплекс Калининградской области по своей мощности позволяет играть ей роль одного из важнейших "окон" России в Европу и удовлетворять растущие потребности региона в перевозках грузов и пассажиров на остальную часть страны, а также принять участие в обслуживании транзитных грузопотоков других государств. Он обладает рядом существенных преимуществ. Так, среди всех российских портов на Балтийском море только порты Калининградской области являются незамерзающими. Местная сеть дорог с твердым покрытием в области является одной из самых развитых в России: здесь на 1000 км2 303 км таких дорог, тогда как по России в целом – 27 км. В области имеется и международный аэропорт.

"В последние годы мы серьезно поддерживали развитие транспортной инфраструктуры Калининградской области. Так будет в дальнейшем. Это касается морского, воздушного и железнодорожного транспорта", - заявил Г. Греф.

Он пояснил, что в этом году в модернизацию входных молов Калининградского морского канала государством будет инвестировано 460 млн. рублей, в следующем году - еще 560 млн. Канал является главной артерией, по которой идут грузы в порты Калининграда.

По словам министра, в порту Балтийск будет продолжено сооружение железнодорожного паромного комплекса. В этом году на его строительство будет потрачено 120 млн рублей, в 2008 году еще 560 млн рублей. При этом в будущем году комплекс заработает на полную мощность.

"Серьезные средства будут выделены и на приведение аэропорта "Храброво" в надлежащий современный вид, когда он будет отвечать всем современным требованиям и по пропуску пассажиров, и по безопасности полетов. На эти цели в этом году направим 140 млн рублей, а в будущем году - 960 млн рублей", - заявил Г.Греф.

Он отметил, что серьезные средства предстоит вложить и в дороги области. Это касается кольцевой дороги по морскому побережью, а так же двух международных трасс. "Но источники и объемы финансирования сегодня только прорабатываются", - Цитирует Интерфакс слова министра.

Транспортная инфраструктура Калининградской области получит федеральную поддержку

 

г) Характеристика непроизводственной, социальная сфера.

В целом по уровню развития социальной сферы Калининградскую область можно отнести к числу отстающих регионов Северо-Запада, а среди проблем качества населения резко выделяется состояние здоровья. Трудности экономической адаптации не менее сильны. Экономика области за переходный период трансформировалась несколько раз: из военного форпоста страны, насыщенного военнослужащими и оборонными мощностями, к экономике «аренды метра границы» с транзитом (легальным и теневым) товаров из Европы, в последние годы – к медленному формированию зоны роста на основе естественных преимуществ: рекреационных, инфраструктурных, контактных. С введением нового закона об особой экономической зоне появляется шанс на более устойчивый рост инвестиций и развитие новых видов промышленного производства.

Основа для этого уже формируется: это сохраняющийся миграционный приток, растущие инвестиции и жилищное строительство, неплохая динамика промышленного производства и сокращение безработицы – индикаторы более точные, чем расчеты ВРП. Судя по ним, положение области далеко не так пессимистично, как это выглядит на первый взгляд. Но для дальнейшего развития требуется не только улучшение институциональных условий (эта задача частично решается новым законом), но и очень серьезные вложения в повышение качества населения и развитие социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование.

В области работает 285 дошкольных образовательных учреждений, 277 общеобразовательных школ, из них 9 гимназий, 12 лицеев, 4 школы с углубленным изучением предметов, 6 школ-интернатов. В общеобразовательных учреждениях области учится 103,7 тыс. детей. Обучение по программам начального и среднего профессионального образования ведут 12 профессиональных училищ, 9 профлицеев, 11 государственных и 10 негосударственных учреждений среднего профессионального образования с общим количеством обучающихся 24,2 тыс. человек.

Информация о работе Краеведческая характеристика Калининградской области