Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
Современные контакты между представителями различных культур, возникающие как в пределах одного, так и разных государств несут в себе множество проблем и редко обходятся без непонимания или конфликтов в коммуникации. В каждом случае это проявляется в некотором отчуждении, неприятии, или даже страхе перед представителями других культур. Все эти реакции непосредственно связаны со стереотипами, которые во многом и определяют характер протекания межкультурных контактов.
Оглавление
Современные контакты между представителями различных культур, возникающие как в пределах одного, так и разных государств несут в себе множество проблем и редко обходятся без непонимания или конфликтов в коммуникации. В каждом случае это проявляется в некотором отчуждении, неприятии, или даже страхе перед представителями других культур. Все эти реакции непосредственно связаны со стереотипами, которые во многом и определяют характер протекания межкультурных контактов.
Не секрет, что о многих странах и народах мы уже имеем определенные представления, часто не задумываясь о том, насколько они соответствуют действительности. Что с этим делать? Как относится к стереотипам? Можно ли искоренить их? Существуют различные подходы к пониманию стереотипов. Однако прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо понять, что это такое и зачем, собственно говоря, нужны стереотипы.
Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.
Сам
факт существования различий в психологии
общностей получил широкое
Этнические стереотипы - обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.
Знание
социально-психологических
Проблема содержания и особенностей проявления этнических стереотипов очень слабо изучена в отечественной литературе. До настоящего времени пока нет исследований, специально посвященных роли национальных стереотипов в развитии межнационального конфликта, взаимодействию их компонентов в условиях постоянно меняющейся социально-политической ситуации в стране. Кроме того, совсем не исследованы возможности использования позитивных национальных стереотипов, как для урегулирования межнациональных отношений, так и для профилактики, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов на любом уровне.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования.
Объектом исследования являются этнические стереотипы, в первую очередь мышления, а также и поведения людей.
Предметом - изучение этнических стереотипов и их влияния на межкультурную коммуникацию.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы обобщить известные психологической науке данные, различные теоретические исследования и эксперименты, посвященные проблеме этнических стереотипов.
Задачами соответственно являются знакомство с различными теоретическими подходами, имеющимися в литературе по данной теме, структурирование информации, определение взаимосвязей между различными психологическими явлениями, влияющими на процесс образования психологических особенностей и стереотипов, и выявление закономерностей их формирования, практическое исследование наличия стереотипов в отношении разных наций.
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их "классифицируем". Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.
В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому анализу традиции, нормы, ценностные ориентации и правила общественного поведения. Он не всегда располагает также достаточной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собственное мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности люди часто поступают шаблонно, в соответствии со сложившимся стереотипом.
Слово "стереотип" происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие "стереотип" употребляется довольно часто как синоним слов "шаблон" или "стандарт".
Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом . В работе "Общественное мнение" он описал стереотип как характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека свести разнообразие мира к немногим определенным категориям и, тем самым, облегчить себе восприятие, понимание и оценку явлений.
Стереотип, по У.Липпману, возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: - нам говорят о мире до того, как мы его увидим. Мы представляем себе многие вещи до того, как мы их познаем на опыте. Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из-за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений.
Понятием стереотипа (в понимании У. Липпмана) описывались реальные и социально важные свойства психики. Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск эмпирических данных о механизмах и формах стереотипизирования, о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его содержание факторах. Интерес американской социальной психологии к социальным стереотипам объяснялся тем, что ее методологической основой выступал структурный функционализм, который исходил из модели общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп; это была наиболее распространенная в США философская парадигма. Такой подход неизбежно привел американских авторов в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа, прежде всего как этнического феномена. Но и до сих пор этнические стереотипы рассматриваются ими как разновидность социальных стереотипов. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.
Отечественная психологическая школа также уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов.1 В результате проведенных исследований в отечественной науке сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане - целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане - устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане - сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно.
Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.2 Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.
Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека "рассортировать" полученную им информацию, "разложить ее по полочкам" в сознании.
Естественно, что для подобной сортировки необходимы определенные критерии. На уровне обыденного сознания такими критериями стали наиболее характерные, броские, "лежащие" на поверхности черты объекта, явления и т.п. Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, "суммировать" познание, обобщать его.
Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами той или иной социальной группы. Для каждой социальной группы социально-психологический стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д. Соответственно, стереотип, характеризующий явление, которое может быть оценено с националистических позиций, неизменно предстает в виде националистически направленного стереотипа.
Стереотипы способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы это - крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем.
Стереотипы воздействуют на формирование нового опыта: они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.
И все же, стереотипы - преимущественно неточные образы реальности: они могут быть основаны на "ошибке", на привычке принимать предвзятость за истину.
Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: "знакомое" и "незнакомое". "Знакомое" становится синонимом "хорошего", а "незнакомое" - синонимом "плохого". Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.
Этнические стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними.3 До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.
Объективно
необходимой и полезной психологической
функцией стереотипизации со времен
У. Липпмана, который в 1922 году ввел
понятие «социальный стереотип»
многими исследователями
Информация о работе Этностереотипы и их влияние на межкультурную коммуникацию