Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:44, курсовая работа
На выходе из автобуса.
Доброе утро, уважаемые экскурсанты. Позвольте представиться – меня зовут Ольга. Мы в селе Коптелово. Датой основания села считается 1663 год, когда беглый крестьянин Иван Коптелов срубил первую коптеловскую избу.
1. Программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту…..3
2. Текст экскурсии………………………………………………………….4
3. Экономический расчет………………………………………………….12
4. Список литературы……………………………………………………..13
5. Карта……………………………………………………………………..14
6. Защитное слово………………………………………………………….15
Документы 17 в. отмечают бытование в уральских городах и таких видов одежды, как однорядка, свитка, шушун, которые исследователями откосятся к древнейшим видам. Богатые женщины носили и старинный головной убор «сорока», имевший форму чепца с уложенным сзади материалом в виде птичьего хвоста.
Перед и за обедом.
В 17 веке в пище уральцев первое место занимали мучные и крупяные блюда: хлеб, пироги, оладьи, блины, калачи, пряники, баранки, караваи, ковриги, толокно (из овсяной муки), разнообразные каши. К кашам подавались кисели, патока, животное и растительное масло. В качестве начинки для пирогов использовались мясо, рыба, овощи, творог, грибы, те же каши и пр. Большое место в рационе занимала мясная и молочная пища. У скотоводов она преобладала. Обычной горячей пищей были щи, приготовляемые на основе мясных бульонов с добавлением овощей, мясные супы. Мясо варили, жарили, солили, вялили. Рыба вообще употреблялась в пищу повсеместно и в больших количествах. Ели свежую, соленую, вяленую, сушеную рыбу. Лучшие сорта рыбы стоили на местных рынках нередко дешевле хлеба. Популярным блюдом была уха. Из рыбной смеси делали окрошку и рыбную кашу. Из холодных рыбных закусок предпочитали икру. Ее употребляли не только в сыром виде, но и варили в уксусе или маковом молоке. Приготовляли также икряные блины, испеченные из крупчатой муки с добавлением взбитой икры. Обилие рыбы в уральских реках давало возможность разнообразить рыбный стол.
Свежие и соленые овощи, грибы, ягоды, орехи, дикорастущие растения, привозные пряности дополняли пищевой рацион населения Урала. Из напитков излюбленными были квас, пиво, мед вареный и ставленный. По праздникам пили и «зелено вино»; заморские вина оказывались доступными только местной знати. На Урале, как и по всей Руси, получает распространение чай, ввозимый из Средней Азии и Китая.
Посуда, в основном, была деревянной и глиняной. Большое распространение получили также оловянные блюда, тарелки, стаканы, кружки, которые завозились в Россию из Англии через Архангельск и оттуда расходились по всей стране. Но оловянной посудой пользовались преимущественно горожане. Бытовала также кухонная утварь из меди и железа — котлы, тазы, сковороды, ендовы, кувшины и т. п. В обиходе местной знати, богатых людей имелась золотая и серебряная посуда.
Кстати, в Европе обычно слово блины (blini, bliny) используется без перевода именно для русских блинов, которые отличаются от традиционных местных вариантов этого блюда.
В кузнице.
Вообще кузница должна находиться на окраине села, поэтому здесь мы можем увидеть только экспонаты: наковальню, изделия кузнеца, также можем проследить процесс работы кузнеца.
Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.
Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.
До 12 века кузнецы были «по совместительству» и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-го — начале 13-го века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17-м веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.
Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья и сыновья.
Далее экскурсанты переходят в павильоны ремесел, где им рассказываются крестьянские ремесла.
Для русского человека береза играет не последнюю роль:...первое дело – мир освещает, другое дело – разбитому связь, третье дело – больных исцеляет, некопаный колодец, четвертое дело чистоту соблюдает».
Рядом с березой на Руси растет ещё одно удивительное дерево с красивым названием – липа. В жаркие дни июля крестьянин пытался «раздеть» это дерево и, в зависимости от возраста липы, имел лубок, лыко или мочало. Древесина липы, имея белую структуру, легко поддается обработке резанием. Липовый цвет собирает на своих ветках тружениц пчел, с помощью которых передает человеку душистый и лечебный мед. Этот же мед в содружестве с чаем из липовых цветов будет незаменимым лекарством от простуды и другого недуга.
А как лен обрабатывают, и ткань получают, вы видели?
Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.
Обработка льна влагой производилась для облегчения отделения волокон от древесинных частей стебля. Как правило, выбиралось тихое, спокойное место (омут, заводь, залив), без быстрого течения, чтобы лен не заносило илом и песком. Выбор места для замачивания зависел в большей степени от свойств самой воды, которые влияли на качество и окраску льна. Лен, вымоченный в озерах, всегда приобретал белый цвет. Лен, моченый в речках, мог оказаться другого цвета. В речках с темной водой вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту мерзлых стеблей. От прибылой воды лен получал грязный цвет. Изменялся цвет льна и в воде на красном песке или красной глине. В жесткой воде лен не доходил, поэтому мочище не устраивали рядом с растущей ольхой: дубильные вещества от опавших листьев делали воду жесткой. Вода на подзоле переедала волокна.
На качество льна влияло и время погружения. При позднем замачивании даже в хорошей воде лен мог синеть. При ранних морозах лен поневоле мочили дольше, дожидаясь потепления, а долгое вымачивание уменьшало прочность льна. Поэтому предпочтительнее всего оказывались ранние сроки вымачивания. Крестьяне с достатком, не испытывающие острой сиюминутной нужды во льне, оставляли его до следующего лета и вымачивали при устойчивой теплой погоде. Однако это было скорее исключением, чем общим правилом.
К моменту готовности льна от мочища и от вымоченных стеблей начинал исходить гнилостный запах. Лен становился скользким, неприятного зеленовато-желтого цвета. Лен выполаскивали, отжимали руками и ставили в небольшие бабки, верхушками вниз, чтобы вода стекла и лен согрелся.
Просушка льна после вымачивания приходилась обычно на последние числа августа и сентябрь. Для стлания льна особенно хороша была погода с частыми дождями, росами и туманами. Опасались снега, так как из-под него нельзя было достать лен. Место стлания льна выбирали на пожнях, на лугах, в тихих, защищенных от ветра местах.
Осеннее вымачивание и стлание требовали обязательного досушивания льна у печи. Сушили лен в октябре, после сушки хлебов. В ригах под потолком устанавливались толстые жерди-колосники, а над ними тонкие жерди – «разлуки». Снопы развязывали, и лен «садили» — ставили стебли вертикально на колосники, опирая верхнюю часть стеблей на «разлуки».
Для сушки льна хватало одной топки печи. «Садили» лен в «ригачу» в середине дня и к часу ночи, к первым петухам, лен был уже готов. Реже сушка занимала сутки, а то и двое. Во время сушки опять брали «опытки», переламывая стебли и, по треску, либо по тому, как отскакивает костица, определяли готовность льна. Одновременно стерегли, чтобы лен не пересох, иначе он становился ломким и шел в паклю. Если не было риги, лен сушили в банях, где тоже под потолком устанавливали два ряда жердей
Чтобы отделить древесину от волокон, льняную тресту мяли мялками разного вида и назначения. Их делали в своем же хозяйстве, или, что было реже, приобретали у кустарей. Мяли лен в три приема.
Сначала использовали тяжелую наклонную мялку. Она разламывала костицу и частично ее удаляла. Делалась она, как правило, из комлевой части бревна с корневищем. Раздвоенный корень образовывал ножки, приподнимающие передний рабочий конец мялки. Другой конец лежал на полу. Из бревна вдоль его длины вырезалось трехгранное било, толщиной в четверть окружности бревна, или немного меньше того. Нижний конец била скреплялся с бревном либо кольцом из прутьев, либо деревянной или железной осью. Таким образом, било становилось ножевидным подвижным рычагом, разламывающим в полученном желобе жесткую оболочку льняного стебля. Для удаления сора в дне желоба часто прорезали отверстие. Если льна было много, могли использовать мялку, с двойным билом: на нижней его поверхности делали не одно, а два ребра. Лен начинали мять, как только он достигал готовности, стараясь выполнить всю работу за день, с первых петухов до вечера, пока лен еще теплый и не впитал влагу. Заранее на гумно из дома привозили мялки и бросальницы.
После трепанья лен чесали, довольствовались одноразовым прочесыванием.
Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома. Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.
То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, называлось уважительным словом «лен». Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани, а для особо тонких полотен — и на основу, и на уток.
На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже.
Есть здесь интересный экспонат, ему уже более 170 лет, лодка долбленка из цельного дерева. Крестьянин Борисихин плавал в ней по реке и нехитрым приспособлением сплетенных из ивовых ветвей вылавливал рыбину, которой хватало на уху и на жарево, а рыбная «молодежь» беспрепятственно покидала морды. Кстати, природа в Коптелово богата не только рыбой, но и грибами, ягодами... На этом наша экскурсия подошла к концу. У кого есть вопросы?
3. Экономический расчет
Наименование затрат | Цена за одного человека |
Автобус Экскурсионное обслуживание | 5600+5600(туда и обратно) 100 – полный, 85 - детский |
Цена за одну взрослую путевку: 11 300, детская – 11 285
В экскурсии 15 человек.
На 15 человек выходит: 169 500. Затраты подсчитаны прямые.
В путевку входит: автобус и полное экскурсионное обслуживание.
4. Список источников
1. Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.museum.ru/M356
2. Уральская старина - село Коптелово. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uralweb.ru/pages/
3. Обработка льна на волокно. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.narodko.ru/article/
4. Быт населения Урала 16-17 веках. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.protown.ru/
5. Село Коптелово. Путешествие назад в прошлое. Электронный ресур. Режим доступа: http://www.u-mama.ru/read/
6. Устроение Уральской избы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slavyanskaya-
7. Окрестности Алапаевска. Часть 1: Коптелово. Электронный ресурс. Режим доступа: http://varandej.livejournal.
5.Карта
Свердловская область. Выехать из Екатеринбурга в сторону г. Алапаевска. Не доезжая Алапаевска (примерно 20 км), повернуть в сторону села Коптелово. Дорога хорошая. Примерно 150 км.
6. Защитное слово.
На сегодняшний день, под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории
Этнотуризм основан на интересе туристов к жизни народов, к ознакомлению народных традиций, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.