Этапы разработки экскурсионной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Цель – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………...……6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………............10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ………………….....27
ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ…………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..48

Файлы: 1 файл

Этапы разработки экскурсионной программы.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Темп движения группы зависит от состава группы, от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав.

В пешеходной экскурсии  темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты  показа расположены рядом друг с другом.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, так как он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

Соблюдение времени  в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.

Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса. у экскурсовода остается один выход – сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, то вести рассказ вовремя движения автобуса бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.

Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный характер.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие  задачи:

  1. смысловая - когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке.
  2. дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Пауза в загородных экскурсиях совмещается с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 минут по истечении каждого часа работы. Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях также могут быть паузы – свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования  «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его  рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала. Экскурсанты в местах захоронений  и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Реформирование общественно-политического  строя и социально-экономические  преобразования в нашей стране, появление платежеспособной части населения обусловили возникновение спроса на экскурсионные услуги. Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

Возможности использования  богатства нравственного, эстетического  содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую  популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества.

В целом обновленный  формат экскурсионной деятельности позволяет открыть рабочие места, обеспечить - занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного  уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик.

Экскурсионный туризм, который  в недалеком прошлом был ведущей  отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис.

Для него стали характерны следующие особенности, которые  раньше не наблюдались:

- ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным  потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники;

- резкое сокращение  тематики экскурсий;

- дефицит квалифицированных  экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;

- растет число «подпольных» экскурсоводов.

Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория потребительского спроса.

Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при  выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:

- перспективное планирование  развития и размещения материально-технической  базы как целостного комплекса  туристско-экскурсионного обслуживания;

- создание единой методики  статистического учета всего  контингента туристов и экскурсантов;

- ориентация финансово-хозяйственной  деятельности туристско-экскурсионных  организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.

- кооперирование инвестиционных  потенциалов организаций, ведомств  и частных лиц, заинтересованных  в развитии материально- технической  базы туризма.

В то же время, именно в  сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется в РМАТ и других высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
  2. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.
  3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.

Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы