Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:33, курсовая работа
Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Цель – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………...……6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………............10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ………………….....27
ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ…………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..48
Темп движения группы зависит от состава группы, от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав.
В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.
Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.
Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, так как он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.
Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.
Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса. у экскурсовода остается один выход – сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.
Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, то вести рассказ вовремя движения автобуса бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.
Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.
Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный характер.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
Паузы преследуют следующие задачи:
Пауза в загородных экскурсиях совмещается с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 минут по истечении каждого часа работы. Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях также могут быть паузы – свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.
Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.
Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.
Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.
Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала. Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформирование общественно-
Возможности использования
богатства нравственного, эстетического
содержания экскурсионных программ,
служение экскурсионного дела духовности,
красоте образа жизни имеет большую
популярность и оказывает положительное влия
В целом обновленный
формат экскурсионной деятельности
позволяет открыть рабочие
Экскурсионный туризм, который
в недалеком прошлом был
Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко, выраженная сезонность,
обусловленная тем, что
- резкое сокращение тематики экскурсий;
- дефицит квалифицированных
экскурсоводов и гидов-
- растет число «подпольных» экскурсоводов.
Еще одна серьезная проблема
в развитии Российского экскурсионного
туризма - несоответствие цен на предлагаемые
услуги качеству этих услуг. Спрос на
экскурсионно-туристическое
Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:
- перспективное планирование
развития и размещения
- создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов;
- ориентация финансово-
- кооперирование инвестиционных
потенциалов организаций,
В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется в РМАТ и других высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы