Этапы разработки экскурсионной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Цель – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………...……6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………............10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ………………….....27
ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ…………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..48

Файлы: 1 файл

Этапы разработки экскурсионной программы.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного  маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

7 этап: Объезд (обход)  маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи:

  • ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут
  • уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы
  • освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок
  • провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом
  • проверить целесообразность использования намеченных объектов показа
  • выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы
  • выбрать методику ознакомления с объектом

 

8 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой  материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое  количество фактического материала, наличие  информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные  функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

Окончательная разработанная  схема маршрута должна быть согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

9 этап: Комплектование  «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода»  включаются: фотографии людей, имеющих  отношение к теме экскурсии, репродукции  картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных  пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев  отбора наглядных пособий принимается  следующее:

  • необходимость и целесообразность их использования
  • познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными
  • необычность
  • выразительность
  • сохранность

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

 

10 этап: Определение  методических приемов проведения  экскурсии

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

- Отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа;

- Определения приемов  сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала

- Выработка рекомендаций  по использованию выразительных  средств в речи экскурсовода

- Отбора правил техники  ведения экскурсии

 

11 этап: Определение  техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

 

12 этап: Составление методической разработки

Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе  располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

- на следующей странице  излагается цель и задачи экскурсии,  схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

 Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

Технологическая карта  экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдаче приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указывается тема, цель, задачи, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

Кроме того, экскурсионная  карта экскурсии представляет собой  основной документ, который требует  при сертификации туристско-экскурсионной  организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.

Технологическая карта  экскурсии

Тема экскурсии _______________________________________________

Продолжительность (час)_______________________________________

Протяженность (км)____________________________________________

Автор-разработчик_____________________________________________

автор, коллектив авторов, предприятие

Содержание экскурсии_________________________________________

_____________________________________________________________

Маршрут экскурсии, в  т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)

_____________________________________________________________

 

Участки (этапы) перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Продолжительность

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7


 

Технологическая карта  так же, как и сама экскурсия, состоит  из трех частей: вступления, основной части  и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа.

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончании I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии.

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части. В городской экскурсии объектами показа могут быть улица и площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о  передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенические требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правили противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности.

Информация о работе Этапы разработки экскурсионной программы