Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что экологический туризм является наиболее быстроразвивающейся отраслью туристической индустрии и приобретает всё большее развитие в Бразилии в связи со складывающейся обстановкой (экологизация общественного сознания, необходимость защиты природных ландшафтов и биологического разнообразия).
Введение……………………………………………………………………….…3
Развитие экологического туризма в Бразилии……………………4
Экономико-географическое положение Бразилии…………………….4
Климат…………………………………………………………………......6
Флора и фауна ……………………………………………………………7
Главные достопримечательности страны……………………………….9
Принципы экотуризма…………………………………………...………12
Тенденции развития экологического туризма в Бразилии……..……..13
Бразильский опыт по упорядочению туристского сектора……..….…18
Программа развития туризма в Амазонии………………………..…....19
2. Национальные парки Бразилии………………………………...…21
2.1. Задачи и функции национальных парков Бразилии……………………..21
2.2.Национальный парк Игуасу………………………………………………..25
2.3. Национальный парк Жау…………………………………………….…….26
2.4. Национальный парк Пантанал…………………………………………….27
2.5. Национальный парк Фернанду – де – Норонья…………………...……...29
2.6. Национальный парк Апарадос - да – Серра……………………...……….31
2.7. Национальный парк Тижука……………………………………….………32
2.8. Примеры экологических туров Бразилии…………………………………33
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...39
По оценке Бразильского института туризма около 20% иностранных туристов въезжающих в Бразилию пользуются экологическими турами [10].
1.7. Бразильский опыт по упорядочению туристского сектора
В Бразилии в целях упорядочения туристского сектора был издан Закон о туризме (вступил в силу 1 марта 2004 г.), в соответствии с которым, администрации охраняемых территорий не могут иметь в собственности или владении гостиницы и кемпинги, а центры туристической информации и информационные службы парков должны предоставлять посетителям информацию бесплатно. Таким образом государство пытается разделить публичные и коммерческие услуги. Коммерческими услугами занимается частный сектор, а публичными — государство. За коммерческие услуги потребитель платит прямо, публичные услуги он получает бесплатно, то есть платит косвенно, налогами.
1.8. Программа развития туризма в Амазонии
В последние годы экологический туризм рассматривается как вид туризма, обладающий высоким экономическим и общественным потенциалом и способный широко представить на внутреннем и внешних рынках экологическое и культурное наследство страны. Он также выступает как важная альтернатива развития в том случае, если она имеет под собой устойчивую основу. Признание того факта, что экологический туризм в Бразилии развивался бессистемно и неорганизованно, привело к образованию рабочей группы, куда вошли специалисты Министерства туризма Бразилии, туристических компаний и Бразильского института по проблемам Амазонии. Они разработали документ под названием “Основные направления национальной политике в области экологического туризма”, которые обращают особое внимание на необходимости соответствия экологического туризма требованиям защиты окружающей среды, усиления международного сотрудничества, действенного участия в этой деятельности всех его составных частей, развития и стимулирования людских ресурсов, поддержки и стимулирования создания и совершенствования инфраструктуры и использования экологического туризма в качестве средства экологического воспитания [4].
В 2006 г. Министерство туризма Бразилии создало техническую группу по координации экологического туризма в Амазонии, в которой представлены федеральное правительство и правительство штата, частный сектор, различные классы общества и неправительственные организации. Группа разработала программу развития экологического туризма в Амазонии (“Про Эко Тур”), которая получила одобрение правительственной Комиссии по внешнему финансированию.
С 2005 г. Министерство туризма Бразилии реализует программу профессионального обучения для экологического туризма, среди основных результатов которой следует выделить:
- создание Управлений по экологическому туризму в 9 штатах Общей
Амазонии с целью усовершенствовать планирование, определить
приоритеты и обозначит продукты и стратегию маркетинга;
- создание центров повышения квалификации для пополнения и обновления знаний специалистов, которые должны распространить новые методы на всю страну;
- создание “workshop” с участием 40 специалистов Национального фонда по делам индейцев для исследования возможностей основания
экспериментальной базы экологического туризма на территории, населенной индейцами;
- создание нескольких “workshop” с привлечением местных жителей,
занимающихся собирательством, имея в виду подготовить их для работы в области экологического туризма в качестве источника занятости и
доходов [4].
Национальный парк –
это охраняемая территория для защиты
выдающихся природных и ландшафтных объектов
и экосистем национального или международного
значения в целях науки, просвещения и
отдыха. Национальный
парк - это относительно большая область
или территория, которая характеризуется
следующими признаками:
1) одна или несколько экосистем существенно
не изменены вмешательством человека
или его хозяйственной деятельностью;
2) растительный и животный мир отличается
особенностями, а сама территория представляет
научный интерес и подлежит сохранению
и изучению;
3) местные природные ландшафты отличаются
красотой природы;
4) компетентная и полномочная власть страны
предприняла надлежащие шаги для запрещения
и ограничения хозяйственного освоения
территории в целях сохранения на ней
экологических, геоморфологических или
эстетических особенностей;
5) посещение разрешается только в познавательных,
научных, образовательных и культурных
целях.
Задачи национальных парков Бразилии в сфере экологического туризма. Анализ текущего состояния туризма в национальных парках показывает необходимость более эффективного управления туризмом и отдыхом по двум направлениям:
1) создание условий для развития туризма и отдыха;
2) минимизация негативного
воздействия туризма и отдыха
на природные комплексы и
Под управлением туризмом понимается:
1) мотивация и стимулирование всех, заинтересованных в развитии регулируемого туризма сторон;
2) планирование туризма;
3) организация обслуживания
посетителей на территории
4) природоохранный контроль за туристской деятельностью хозяйствующих субъектов и организаций на территории национального парка.
При управлении туризмом и отдыхом в НП необходимо учитывать наличие других, не менее важных целей и задач, а именно:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
д) осуществление экологического мониторинга;
е) восстановление нарушенных
природных и историко-
Так, природоохранные задачи ограничивают возможности туристского освоения территории национального парка, эколого-просветительская и научная работа парка формирует его имидж в обществе, а также способствует познавательному характеру туристской деятельности [5].
Функции национальных парков в сфере туризма.
Исходя из целей и задач НП, функциями в сфере туризма и отдыха являются:
· Обеспечение охраны туристских ресурсов и экологический мониторинг.
· Планирование регулируемого туризма и отдыха на территории парка на основе научно-обоснованных данных о допустимых нагрузках, с учетом интересов туризма и с вовлечением в процесс планирования заинтересованных сторон (местных и региональных органов власти, частного сектора, общественности и ученых).
· Маркетинг, включая систему
сбора данных для формирования маркетинговой
стратегии в отношении
· Подготовка туристского предложения, ориентированного на потребительский спрос, и продвижение туристского продукта национального парка.
· Обустройство и уборка территории национального парка, поддержание в надлежащем состоянии историко-культурных объектов.
· Обеспечение безопасности посетителей парка (информационное обеспечение, пункты экстренной медицинской помощи, обученный навыкам оказания доврачебной медицинской помощи персонал парка, средства связи).
· Стимулирование развития туристской инфраструктуры на территории национального парка и в его охранной зоне (подготовка и организация открытых конкурсов аренды земельных участков, объектов, зданий и сооружений, ознакомительных экскурсий для потенциальных инвесторов, иных мероприятий, нацеленных на формирование привлекательного инвестиционного климата).
· Организация обслуживания посетителей национального парка как собственными силами (издание и распространение информационных материалов, экскурсионное обслуживание, службы гидов-проводников, прокат инвентаря), так и с привлечением частного сектора (туры, отдельные услуги по размещению, питанию, организации досуга, реализация сувенирной продукции).
· Привлечение кадров для работы в сфере туризма на территории национального парка, их подготовка и переподготовка.
Эффективное выполнение НП
этих функций обеспечивает, с одной
стороны, регулирование туризма
с целью сохранения природных
комплексов и объектов, имеющих особую
экологическую, историческую и эстетическую
ценность, а, с другой стороны, позволяет
интегрировать национальный парк в
социально-экономическую
Туристический продукт национального парка.
Существует широко распространенное заблуждение о том, что туристским продуктом национального парка являются туристские маршруты или туры. В действительности все, что национальный парк делает в области туризма, нужно рассматривать как производственный процесс, базу которого составляют достопримечательности парка, ограничением является его рекреационная емкость, а продуктами — проформы туристского предложения, идеи или отдельные программы. Поэтому под процессом формирования турпродукта национального парка следует понимать комплекс управленческих и организационных мероприятий, направленных на повышение туристской привлекательности этой территории, создание имиджа парка как туристско-рекреационного центра [10].
При формировании турпродукта особое преимущество дает использование современных компьютерных технологий, в том числе и геоинформационных систем (далее — ГИС). Картографическое изображение ресурсной базы территории дает полную и наглядную картину существующей ситуации. Применение ГИС дает большие возможности при моделировании перспектив развития туризма на территории и существенно упрощает технологию разработки туристских маршрутов.
Процессу формирования турпродукта предшествуют оценка туристского потенциала НП и его маркетинговый анализ. На основе данного анализа определяются наиболее интересные для национального парка целевые группы посетителей и составляются программы развития видов туризма, наиболее целесообразных именно в этом парке.
Обустройство и туристская инфраструктура, безопасность и информационное обеспечение, и т. д. прямо влияют на качество посещений и являются важнейшими элементами турпродукта НП. Поэтому, формирование положительного имиджа национального парка и продвижение его турпродукта является совместной задачей туроператоров, национального парка, местных и региональных администраций.
Реализация туристского продукта осуществляется туроператорами и турагентами как напрямую и потенциальным туристам, так и оптом туристским агентам через систему туристских ярмарок и бирж.
Позиционирование национального парка и продвижение его туристского продукта осуществляется по следующим направлениям:
— как объекта показа
природных и историко-
— как места отдыха на природе.
2.2. Национальный парк Игуасу
Водопады Игуасу — это комплекс водопадов на реке Игуасу (рис.1), расположенный на границе Бразилии и Аргентины. Водопады находятся на границе аргентинского и бразильского национальных парков «Игуасу».
Комплекс имеет ширину 2,7 км и включает в себя примерно 270 отдельных водопадов. Высота падения воды достигает 82 метров, но на большинстве водопадов чуть больше 60 метров. Ширина — около 3 км. Крупнейший водопад — Горло Дьявола (Garganta del Diablo) — U-образный обрыв шириной 150 и длиной 700 метров. Этот водопад обозначает границу между Бразилией и Аргентиной [3].
Множество островов (в том числе довольно больших) отделяют водопады друг от друга. Примерно 900 метров из общей ширины в 2,7 км не покрыты водой. Около 2 км мостиков, соединяющих острова, помогают лучше видеть все потоки. Большинство водопадов находятся в пределах территории Аргентины, однако со стороны Бразилии открывается хороший вид на «Горло Дьявола».
Рис.1 Водопады Игуасу
Парк был организован
в 1980 году. Это один из самых больших национальных
парков в Бразилии. Его площадь 2272000 га,
что составляет 1.42% всего штата Амазония.
В 2000 году парк был включен в Список объектов
всемирного наследи ЮНЕСКО. В 2003 году национальный
парк Жау был объединен с еще несколькими
природоохранными территориями и вошел
в состав Центрально-Амазонского заповедного
комплекса.
Национальный парк Жау расположен преимущественно
в бассейне реки Жау, одного из небольших
притоков Риу-Негру. Добраться до парка
можно от города Манаус (около 200 км на
север).
Национальный парк Жау охватывает
территории нескольких природных экосистем
Амазонки: влажных экваториальных лесов
никогда не затапливаемых территорий
междуречий, периодически затапливаемых
высоких пойм и затапливаемых на многие
месяцы низких пойм. Можно сказать, что
именно морфология рельефа определяет
характер флоры и фауны парка. Большое
разнообразие фауны также связано с, так
называемыми "черными реками". Эти
реки обычно более глубокие, вода в них
прозрачная и имеет темноватый оттенок
из-за органических остатков разлагающихся
растений [4].
Для национального парка Жау характероно
огромное видовое разнообразие флоры.
В среднем на одном гектаре леса можно
встретить до 180 видов растений. В лесах
насчитывается до пяти ярусов растений,
из которых по крайней мере три составляют
деревья. Верхние ярусы состоят преимущественно
из различных пальм: слоновой, ирриатреи,
пашиубы, пириуао со съедобными плодами,
называемыми персиковыми орехами, и др.
Встречается много различных фикусов,
представителей семейства бобовых.
Из типично бразильских деревьев
можно отметить Молочное дерево. Оно знаменито
своим сладким пригодным в пищу соком,
напоминающим молоко. Здесь можно встретить
и Красное дерево, давшее свое название
Бразилии (Пау Бразил). Встречается также
шоколадное дерево (какао), огромные плауны,
папоротники, бананы и различные виды
семейства бромелиевых (в него входят
ананасы). Удивляет не только разнообразие
деревьев, но и густота лесов, особенно
низких ярусов. Деревья и кустарники переплетены
лианами и воздушными корнями.