Характеристика культурно-познавательного туризма в Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной курсовой работы – подробно изучить рынок историко-культурного туризма Пермского края со всеми его особенностями.
Перед нами стоят следующие задачи:
Изучить культурное пространство региона.
Определить сильные и слабые стороны туристского рынка

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть…………………………………………………………………………...4
Общие сведения о регионе…………………………………………………………………….4
Общие сведения о виде туризма…………………………………………………………….10
Практическая часть……………………………………...…………………………………..17
Туристские возможности региона.………………………………………………………….17
Основные дестинации………………………………………………………………………...20
Организационные особенности вида туризма…………………………………………….24
Организация общественного питания……………………………………………………...26
Средства размещения………………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

Пермский край.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

В селе Кучино Чусовского района располагается уникальный музей «Международный центр истории политических репрессий и тоталитаризма  
«Пермь-36» – первый в России музей, посвященный памяти жертв тоталитаризма.

Символом Пермского края стала знаменитая Кунгурская ледяная пещера – один из наиболее посещаемых туристских объектов Урала, памятник природы всероссийского значения. Эта пещера лучше всех в России оборудована для экскурсий. Протяженность ее составляет 5,7 км, для экскурсий оборудовано 1,5 км. В пещере располагается более 60 озер, самое крупное из них – Большое Озеро – имеет глубину 3 м. Экскурсии по пещере проводятся с 1914 года.

Рассмотрим пропускную способность наиболее популярных точек дестинации:

 

Пропускная способность, чел/день

Средняя посещаемость

Зима

Весна

Лето

Осень

Дек

Янв

Фев

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сен

Окт

Нояб

Архитектурно-этнографический комплекс «Хохловка»

4000

Min

Min

Min

Max

Max

Max

Max

Max

Max

Max

Max

Min

Чусовский музейный комплекс

1300

Max

Min

Min

Max

Min

Max

Max

Max

Max

Max

Min

Min

Пермская художественная галерея

500-650

Max

Max

Max

Max

Max

Max

Min

Min

Min

Max

Max

Max

Кунгурская ледяная пещера

1200-1500

Одинак.

Min

Min

 

Max

Max

Min

   

Max

Max

 

Музей истории политических репрессий «Пермь-36»

100-150

Min

Min

Min

Min

Min

Max

Max

Min

Min

Min

Max

Min


 

Таким образом, можно сделать вывод, что максимальная посещаемость наблюдается в теплое время года – с мая по октябрь, наименьшая же – в зимний период.

Немалый процент от общей численности гостей составляют организованные группы. Наибольшее количество иностранных гостей в музеях, включенных в обзорные экскурсии.

В столице региона находится Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, театр юного зрителя, театр «Балет Евгения Панфилова», театр «У моста», театр кукол и др. Драматические театры также есть в городах Лысьва, Березники, Чайковский, Кудымкар.

Пермский академический театр им. П. И. Чайковского – один из старейших в России, ведущий музыкальный театр страны. Его балетная труппа заслужила мировое признание. На сцене театра можно увидеть выпускников Пермского хореографического училища – всемирно известной балетной школы.

За относительно небольшой срок неотъемлемой частью городской жизни стал «Балет Евгения Панфилова», зарекомендовавший себя как высокопрофессиональный театр современного балета. Театр успешно гастролировал по столице и за рубежом, был участников популярных интернациональных фестивалей и призером многих конкурсов.

 

Организационные особенности вида туризма

 

В Пермском крае зарегистрировано более трехсот туристических компаний и агентств, включая индивидуальных предпринимателей, но активно действуют лишь чуть более ста. До недавнего времени основным направлением их деятельности был выездной туризм – посылать людей на зарубежные курорты куда проще, чем организовать подобающую туристскую атмосферу в родном регионе. Для этого требуется высокий профессионализм и профессиональная подготовка.

Количество туристских компаний, зарегистрированных в Пермском крае, в 2001 году составляло около двадцати, а к 2013 году их число превысило 350. В то же время, число работников, занятых в сфере туризма, в последнее время снизилось. Если в 2008 году в среднем на каждую туристическую фирму приходилось 13 сотрудников, то к 2013 – примерно 4.

Динамика изменения количества туристических фирм в Пермском крае

В среднем, на каждые 100 тысяч жителей региона приходится по 14 туристических фирм. По данным Пермьстата, этот показатель является наибольшим по Приволжскому федеральному округу.

Из туристических фирм, действующих на территории региона, 45 внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. Необходимым документом для включения в реестр является договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия исполнения обязательств туроператора, что, безусловно, повышает доверие к компаниям, внесенным в реестр.

Список крупнейших туристических фирм, внесенных в реестр:

Название фирмы

Адрес

Размер финансового обеспечения, руб.

Реестровый номер

ООО «ИнтерСпутник»

Пермский край, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 8

3 000 000

МТ3 000688

ООО "Фирма международного туризма "Валида"

Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, 7

30 000 000

МТ3 000807

ООО "Экспресс-Тур"

г. Пермь, ул. Большевистская, 53

10 000 000

ВНТ 007024

ООО "Евразия"

г. Пермь, ул. Тимирязева, 50

10 000 000

МВТ 013154

ООО ТК "Финист трэвел"

г.Пермь, Газеты «Звезда» ул, д.27, оф.205

30 000 000

МТ3 010609

ООО "Пегас Пермь"

г. Пермь, ул. Луначарского, д 85А

30 000 000

МТ3 001221


 

 

Организация общественного питания

К предприятиям общественного питания относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и др. Количество заведения питания и качество сервиса в них напрямую влияют на величину туристского потока и привлекательность региона в целом.

В Перми, по данным Управления по развитию потребительского рынка при городской администрации, сфера общепита включает в себя более 1,5 тысяч предприятий. Если в 2005 году в городе насчитывалось 1324 предприятия, то к 2006 году их стало 1449, а в 2007 – 1575. Доля предприятий общедоступных сетей составляет более 60% от общего числа.

В целом, рынок питания развивается не очень динамично. Невзирая на активное развитие отрасли, обеспеченность населения заведениями общественного питания все еще недостаточна. Также недостаточно количество заведений разных форматов. В западной практике присутствует деление заведений общественного питания по различным критериям: по ассортименту, по квалификации персонала, целевой аудитории, ценовому уровню. В России такая классификация, пока что, встречается только в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупнейших городов. В Пермском же крае встречаются лишь самые простые классы заведений общепита – кафе, бар, столовая, ресторан. Четкие требования к тому или иному виду заведений питания отсутствуют, поэтому отнесение заведения общественного питания к тому или иному типу остается на совести его владельца.

Практически нет тематических кафе, где могли бы встречаться разнообразные группы по интересам. С другой стороны, представители различных субкультур и тематических групп могут сами облюбовать какое-либо заведение, и оно приобретает статус тематического. Так, например клуб «Точка» и бар «Бункер» известны как места сбора любителей живой музыки и представителей интернет-сообществ, в кафе «Небеса» собирается «золотая молодежь», в кафе «Боб» – игроки в ролевые игры и т.д.

Заведения общественного питания, входящие в российские или международные сети, можно найти, как правило, только в центре города. В спальные районы проникают только представители местного рынка: «Блинсити», «Сковородка» и др. Основная причина такого явления – сравнительно высокие цены на аренду помещений в центре города.

Основные представители крупных сетей фаст-фуда – «Баскин Роббинс», KFC, Pizza Hot, «Планета суши». Из местных предприятий можно упомянуть заведения национальной кухни: «Хуторок», «Сабантуй», «Русская Кухня». Довольно популярны кофейни – «Кофе Хаус», «Шоколадница».

Средняя цена за обед в кафе или ресторане – 200-400 рублей.

 

Средства размещения

 

Среди регионов Приволжского федерального округа Пермский край занимает пятое место по количеству средств размещения. На 2007 год в регионе функционируют 165 средств размещения туристов:

Только семь гостиниц в Перми имеют «звездную» классификацию. Это «Hilton Garden Inn Perm»****, «АМАКС Премьер-отель»****, «Gabriel Hotel»****, «Сибирия»***, «Прикамье»***, «Спорт»***, «New Star»***.

Помимо собственно услуг размещения, пермские гостиницы предлагают также ряд сопутствующих услуг. К таким относятся камера хранения, обмен валюты, конференц-зал, ресторан, салон красоты, услуги связи, трансфер, автостоянка и др.

Средняя годовая загрузка гостиниц составляет 52%. С другой стороны, во время проведения масштабных мероприятий ощущается нехватка номеров, что говорит о недостаточной обеспеченности города гостиничным фондом. В частности, во время проведения в городе форума «Россия Единая» прибывших гостей пришлось расселять на теплоходах и в пансионатах за городской чертой.

Среди гостиниц Пермского края практически отсутствуют предприятия, входящие в международные гостиничные цепи. Хотя, как показывает зарубежная практика и опыт отдельных городов России (Москва, Сочи, Санкт-Петербург и др.) такая форма является весьма привлекательной для гостиниц и позволяет им быстро завоевать популярность и обеспечить заселение за счет широкой известности международного бренда и включения в международные схемы бронирования.

 

Заключение

В данной работе были проанализированы условия Пермского края и его позиции на туристском рынке, наличие в регионе туристской ресурсной базы, инфраструктуры и общего потенциала. Был рассмотрен рынок культурно-познавательного туризма. Данный вид туризма в регионе является весьма перспективным, поскольку Пермский край имеет богатый потенциал для развития. Здесь имеются многочисленные природные объекты, культурно-исторические памятники, музеи, народные промыслы, проводятся фольклорные фестивали, и т.д. Ряд объектов природы и культурного наследия имеет всероссийское и международное значение. На территории края проживает ряд малых народностей, что представляет безусловный интерес с этнографической точки зрения. Особенности местной истории и природных условий привели к тому, что ряд туристских ресурсов, представленных в регионе, не имеет мировых аналогов.

Вместе с тем, количество туристов, посещающих регион, сравнительно невелико. Это обусловлено, прежде всего, слабой известностью местных туристических объектов за пределами России. В СМИ мало пишут об особенностях Пермского края, поэтому иностранные туристы, и даже гости из стран СНГ бывают здесь крайне редко. Еще один серьезный фактор – плохое развитие инфраструктуры и средств размещения. Практически отсутствуют гостиницы, входящие в международные цепи, устаревшая материальная часть транспортного фонда, слабая известность достопримечательностей за пределами России – все это ухудшает обстановку на местном рынке туризма. Местные власти предпринимают какие-то шаги по исправлению ситуации, принимаются региональные и государственные программы развития туризма, обновляется транспортный фонд, открываются новые турагентства и гостиницы. Все это дает основания полагать, что в скором будущем ситуация на рынке туризма в Пермском крае изменится в лучшую сторону.

 

Список литературы

  1. Есть спрос, есть предложение, но отстает инфраструктура // Туризм - 2002. - №1. - с. 46-49.
  2. Закон Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 «О туризме и туристской деятельности»
  3. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320с.:ил.
  4. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия. // Известия РАН. - Серия географическая, 2001. - №1.
  5. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. – М.: Финасы и статистика, 2000. – 160с.: ил.
  6. Закон Пермского края от 14.11.2008 года № 332-ПК «О краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)»
  7. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
  8. Россия в цифрах, 2005: Крат.стст.сб./Росстат. - М., - 477 с.
  9. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  10. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2005. - 320 с. - 10000 экз.
  11. Щуков, В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2002. - 58 с.
  12. Юсупов, К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. - М: КНОРУС, 2006. - 232 с.
  13. Янкевич, В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.
  14. Ясин, Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики . - 2002. - №5. - с. 4-7
  15. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для вузов/ Н.И. Кабушкин.-4-е изд., перераб.- Мн.: Новое знание.-2004.-409с.- 3550 экз.
  16. Квартальнов, В.А. Туризм как объект управления: Учебник для вузов/ Гл. ред. В.А.Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2004.-304с.-(Менеджмент туризма). - 4500 экз.

Информация о работе Характеристика культурно-познавательного туризма в Пермском крае