Характеристика договоров, используемых в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика договоров, используемых в туризме.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- дать общую характеристику гражданско-правовых договоров;
- рассмотреть классификацию договоров, используемых в туризме;
- проанализировать особенности договора об оказании туристских услуг.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика договор 6
1.1. Договора, используемые туристскими предприятиями 6
1.2. Виды и особенности договоров между туроператорами и поставщиками услуг ……………………………………………………………………………………13
Глава 2. Правовая характеристика договора об оказании туристских услуг 26
2.1. Понятие и стороны договора об оказании туристских услуг 26
2.2. Права, обязанности и ответственность сторон по договору об оказании туристских услуг 30
Заключение 44
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

право (1).docx

— 73.73 Кб (Скачать)

     При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест падает на туристскую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма.

     При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или другими ее агентами.

     Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

  • график функционирования туров в направлении туда и обратно с указанием мест назначения;
  • количество туристов в каждой группе (квота мест);
  • сроки подачи заявок и выкупа билетов;
  • сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
  • виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия их предоставления;
  • скидки и льготы на квоту мест;
  • порядок и сроки возврата выкупленных, но не использованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

     Агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже билетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее   компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.

     В этом случае авиакомпания имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает следующие моменты:

  • кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления билетов и их бланков;
  • вопросы подготовки кадров для обслуживания этого оборудования;
  • объемы продаж (чаще всего по количеству билетов за период или по размеру выручки);
  • пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
  • по чьей цене продаются билеты (чаще по цене компании);
  • цены и тарифы продаж билетов;
  • условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (предоплата устанавливается для групп туристов);
  • размер комиссионного вознаграждения за продажу билетов (до 9 % от проданного тарифа);
  • сроки и регулярность предоставления отчетов, их форма и прилагаемая документация;

     Чартер (аренда самолета). При организации чартерных перевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, которая включает стоимость аренды самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:

  • вид (марка) самолета;
  • число мест, подлежащих продаже;
  • стоимость аренды самолета;
  • маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;
  • сроки действия договора (сезон, год и т.д.);
  • регулярность совершения рейсов;
  • возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

     Особенность чартерных авиарейсов состоит в том, что на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов, т.е. действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на "выпадающий" рейс, а значит снижает и перевозочный тариф.

     Практика показывает, что браться за организацию подобных рейсов имеет смысл только тогда, когда за 4-5 месяцев возможно проведение как минимум 15-17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Периодичность рейсов - 1-2 раза в неделю и совсем редко - в 10 дней или в 2 недели.

     В сезон реально можно организовывать 20 заездов (при еженедельных полетах), можно даже увеличить количество полетов до 2 раз в неделю, тогда количество полетов за сезон возрастает до 40. Это значительно снижает тариф, но недоступно для большинства туристских фирм.

     Этим объясняется возникновение на рынке промежуточных предпринимателей - фирм-оптовиков, которые реализуют блок-чартеры (по 10-30 мест). Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, проводит по терм вариантам: жесткий блок, мягкий блок и комбинированный.

     Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой финансовой ответственности, но имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест. Отказ в более поздние сроки облагается штрафом. Применяют их достаточно редко, т.к. оптовикам это не выгодно.

     Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных авиарейсов. Тарифы на 10-15 % ниже, чем на мягком. Цена фиксируется на весь сезон, что дает возможность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в конце его.

     Комбинированный блок наиболее распространен. Он сочетает элементы двух предыдущих вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, другая - по мягкой.

Договор с экскурсионной фирмой.

     Если нет собственного экскурсионного отдела, договор с экскурсионной фирмой включает следующие основные условия:

  • наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные);
  • сроки подачи заявок на проведение экскурсий;
  • сроки отмены заявок;
  • цены на экскурсии;
  • количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;
  • материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем.

     Договор с музеем включает:

  • варианты экскурсий и их тематику;
  • количество экскурсантов в группе;
  • цены на экскурсии (на групповые или индивидуальные, по возрастным группам);
  • скидки на групповые посещения музея;
  • сроки подачи заявок на проведение экскурсий;
  • сроки отмены заявок;
  • материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров.

     Не следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари, охота, рыбалка и многое другое.

     Договор между инициативным и рецептивным туроператором.

При организации маршрутного инклюзив-тура:

  • маршрут и программа тура, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;
  • дата прибытия и дата отъезда;
  • перечень и последовательность посещения городов;
  • вид транспорта;
  • количество дней пребывания в каждом городе;
  • перечень экскурсий.

При организации индивидуальных заказные туров:

  • дата прибытия и дата отъезда туристов;
  • перечень услуг и их классность.

     При обсуждении маршрута или стационарного пребывания туристов в месте отдыха необходимо четко определить продолжительность пребывания туристов в месте размещения по количеству ночевок, т.к. все расчеты по обслуживанию в гостиницах ведутся именно по их количеству. Но при определенном количестве ночевок, дней пребывания может быть на один больше (например, заезд утром первого дня, отъезд вечером последнего дня), поэтому для четкости толкования понятия "продолжительность путешествия" принято обозначать ее двумя показателями - количество дней и количество ночевок (7 дней/6 ночей). Условия хранения вещей в день отъезда должны быть оговорены в контракте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правовая характеристика договора об оказании туристских услуг

 

2.1. Понятие  и стороны договора об оказании  туристских услуг

 

Для обозначения данного договора в российском и международном законодательстве, а также в юридической науке используются различные определения. В Международной конвенции по контракту на путешествие (1970 г.) использовано понятие “контракт на путешествие”. Директива ЕС «О комплексных турах, путешествиях и отдыхе» не дает конкретного названия договора, а указывает на «договор, связывающий потребителя и организатора турпродукта и/или розничного продавца». Германское гражданское уложение (ст.651) регулирует обязательства, вытекающие из договора о туристическом обслуживании. Другие страны используют понятие “контракт на путешествие” (travel contract). В научной литературе, в частности, работе А.П. Иванова «Правовое регулирование международных туристских отношений» (1973 г.), сделкой, опосредующей отношения между турфирмой и туристом, называется «туристский договор».

Несмотря на такое разнообразие обозначений, сущность всех этих договоров выражается в предоставлении комплексной туристической услуги, включающей в себя элементы перемещения, проживания и питания и других услуг в сфере туризма.

Договорные отношения туриста с турфирмой складываются как отношения заказчика и исполнителя. В законе эти отношения освещаются в главе 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору о возмездном оказании услуг исполнитель (турфирма) обязуется по заданию заказчика (туриста) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Однако в отличие от многих других видов возмездных услуг туристские услуги, в том числе международные, имеют особую специфику. Ее суть состоит в том, что, помимо гражданского законодательства, туристская деятельность регламентируется Федеральным законом от 24.11.96 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и целым рядом других законодательных и нормативно-правовых актов. Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров и т.д. Все эти правовые регламентации так или иначе должны быть отражены в договоре с туристом или же условия этого договора не должны им противоречить.

Специфика турбизнеса состоит также в том, что турфирма, как правило, сама не осуществляет международные поездки, экскурсии, путешествия и т.д., а является как бы организатором исполнения этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка других ее партнеров. Для того чтобы осуществить тур, т.е. комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, оказанию экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, турфирма самостоятельно вступает в правоотношения со многими организациями: авиа- или иным перевозчиком, страховой компанией, консульскими службами, отелями, другими турфирмами, принимающими туристов в местах отдыха, и т.д. 3

Иными словами, турфирма при заключении договора с туристом предоставляет ему не сами услуги, а права (гарантии) на эти услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом.

Такой вывод нашел свое отражение в законодательстве. Как видно из терминов и определений, содержащихся в ст. 1 Закона о туризме, туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.1

Турфирмы же (туроператоры и турагенты) - это организации, занимающиеся деятельностью по формированию, продвижению и реализации или только по продвижению и реализации туристского продукта. Таким образом, туркомпания, заключая с туристом договор об оказании международных туристских услуг, реализует туристу не сам тур, а лишь право на него.

В связи с этим говорить о том, что юридическая сущность отношений между туристом и турфирмой - это отношения по оказанию самих услуг, а не по предоставлению прав (гарантий) на них, в корне неверно.

Субъекты туристской деятельности туроператоры и турагенты (организатор путешествий) непосредственно участвуют в процессе реализации гражданином принадлежащих ему неотчуждаемых личных неимущественных прав (ст. 150 ГК РФ): права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), права на отдых (ст. 37, 41 Конституции), права на информацию (п.2 ст. 24 Конституции).

В соответствии со ст. 9 и 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Закон о туристской деятельности) туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста. Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора.2

Согласно действующему законодательству, сторонами договора являются лица, у которых возникают права и обязанности по этому договору и которые несут ответственность за его исполнение. При этом необходимо помнить, что исполнителем услуги является не сотрудник фирмы, который подписывает договор, а сама фирма.

 Сторонами в договоре  оказания туристских услуг могут  быть любые физические и юридические  лица, обладающие гражданской правосубъектностью, что позволяет сделать вывод  о публичности данного договора. Согласно ст. 426 ГК РФ «публичным  договором признается договор, заключенный  коммерческой организацией и  устанавливающий обязанности по  продаже товара, выполнению работ  или оказанию услуг, которые такая  организация по характеру своей  деятельности должна осуществлять  в отношении каждого, кто к  ней обратится».

Информация о работе Характеристика договоров, используемых в туризме