Государственно-правовое регулирование туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

В современный период многие граждане реализуют конституционное право на отдых через занятие туризмом, что влечет обязанность общества предоставлять им реальные, эффективные возможности доступа к путешествиям и туризму.
Развитие рынка туристских услуг вызывает необходимость разработки средств регулирования отношений в сфере туристской деятельности.

Оглавление

Введение
1.Обоснование необходимости государственного регулирования туризма
2. Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровнях
3. Государственное регулирование туризма и СКС
4. Источники правового регулирования туризма и СКС
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

туристская деятельность.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

10) информационного обеспечения;

11) создания благоприятных условий  для развития туристской индустрии;

12) оказания государственных услуг  в сфере туризма – например, исполнительный орган в сфере  туризма дает консультации и  разъяснения по вопросам, отнесенным  к его компетенции;

13) взаимодействия с иностранными  государствами и международными  организациями в сфере туризма,  в том числе через представительства  федерального органа исполнительной  власти в сфере туризма за  пределами Российской Федерации.

Все вышеуказанные пути государственного регулирования туризма тесно  связаны между собой. Например, способами  создания благоприятных условий  для развития туристской индустрии  являются разработка государственных  стандартов, содействие кадровому обеспечению  туризма и т.д.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации  осуществляет в пределах своих полномочий Федеральное агентство по туризму, на которое возложены функции  по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Порядок же оказания услуг по реализации туристского  продукта определяется Правительством Российской Федерации. Правительство  также осуществляет общее руководство  деятельностью Федерального агентства  по туризму.

Федеральное агентство по туризму  осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) вносит в Правительство Российской  Федерации проекты федеральных  законов, иных нормативных правовых  актов, а также самостоятельно  принимает нормативные акты по  вопросам, находящимся в его компетенции,  обобщает практику применения  законодательства в сфере туризма;

2) определяет приоритетные направления  государственного регулирования  туристской деятельности в Российской  Федерации;

3) информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в месте временного пребывания;

4) осуществляет продвижение туристского  продукта на внутреннем и мировом  туристических рынках;

5) проводит конкурсы и заключает  государственные контракты на  поставку товаров, выполнение  работ и оказание услуг, на  проведение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических  работ для государственных нужд, осуществляет функции государственного  заказчика федеральных целевых,  научно-технических и инновационных  программ и проектов в сфере  туризма;

6) взаимодействует с органами  государственной власти иностранных  государств и международными  организациями, включая представление  по поручению Правительства Российской  Федерации интересов Российской  Федерации в международных организациях, создает представительства за  пределами Российской Федерации  в сфере туризма.

7) организует прием граждан,  обеспечивает своевременное и  полное рассмотрение устных и  письменных обращений граждан,  принятие по ним решений и  направление заявителям ответов  в установленный срок.

Контролирующим органом является Федеральная служба по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека (Роспотребнадзор). Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора являются защита прав потребителей, иммунопрофилактика, санитарный надзор, техническое регулирование, государственная регистрация, лицензирование, а также осуществление взаимодействия с органами государственной власти и иными субъектами по вопросам, входящим в его компетенцию.

В субъектах Федерации также  могут быть сформированы региональные органы исполнительной власти в сфере  туризма. Их деятельность не должна противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству. Так, в Краснодарском крае функции государственного регулирования туризма возложены на Департамент комплексного развития курортов и тризма Краснодарского края.

Главными целями Департамента является комплексное развитие курортов и  туризма Краснодарского края, рациональное использование его природно-климатических  и туриско-рекреационных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности курортно-рекреационных территорий создание высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного и туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для наиболее полного удовлетворения потребностей населения края, Российской Федерации и иностранных граждан в санаторно-курортном лечинии, отдыхе и туризме, увеличение доходной части бюджетов всех уровней.

Основными задачами Департамента являются:

Обеспечение государственного регулирования  комплексного развития курортов и туризма  в Краснодарском крае;

Обеспечение мер по реализации федеральный законов, законов Краснодарского края, а так принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации Краснодарского края в сфере комплексного развития курортов и туризма;

Организация разработки и реализация научно-технической политики, а так  же организация научного, инновационного и информационного обеспечения  в сфере развития курортов и туризма  на территории Краснодарского края;

Создание условий для инвестиционной привлекательности курортов, обеспечивающих развитие и конкурентно-способность санаторно-курортного и туристкого комплекса Краснодарского края;

Разработка положений по дальнейшему  комплексному развитию санаторно-курортного и туристкого комплекса, обеспечивающих потребности граждан санаторно-курортном лечении отдыхе и туризме, развитие международных контактов, рациональное использование исторического и культурного наследия края, а так же научно-технического и образовательного потенциала в сфере курортов и туризма.

4. Источники правового регулирования туризма и СКС

 

Туристская и социально-культурная деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее  время эта сфера деятельности достаточно качественно урегулирована  нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существует. Рассмотрим основные источники  в зависимости от их юридической  силы.

Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные, наиболее важные права и свободы человека и гражданина, признаваемые данным государством. Собственно, понятий  «туризм» и «сервис» в Конституции  нет, но закреплены многие права и  свободы, непосредственно с ними связанные. Так, статья 27 устанавливает  право свободного перемещения по территории государства, а также  свободного пересечения границ; статья 41 гласит, что каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь, что поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Статья 44 гарантирует  право каждого на участие в  культурной жизни и доступ к культурным ценностям, а также устанавливает  обязанность по сохранению исторического  и культурного наследия. Туризм зачастую связан с использованием природных  ресурсов, поэтому нормы статей 42 – каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, 48 – каждому гарантировано  право на получение квалифицированной  юридической помощи, 58 – каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Туристская и сервисная деятельность – прежде всего деятельность экономическая, поэтому необходимо сказать и о статьях: 8 – гарантирующей единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и свободу экономической деятельности; 57 – устанавливающей обязанность платить законно установленные налоги и сборы, 74 – не допускающей установление препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Следующий источник – это Гражданский  кодекс Российской Федерации. В нем  закреплены основные принципы гражданского права, понятие, признаки, организационно-правовые формы юридических лиц, общие  положения о договорах. Также  в статье 779 ГК РФ указано, что договор  на туристское обслуживание является разновидностью договора возмездного  оказания услуг. Это положение противоречит Закону об основах туристской деятельности, согласно которому договор на туристское обслуживание является разновидностью договора купли-продажи.

Земельный кодекс Российской Федерации  устанавливает состав земель особо  охраняемых территорий, в том числе  земель рекреационного назначения, как  раз тех, которые предназначены  и используются для организации  отдыха, туризма, оздоровительной и  спортивной деятельности граждан.

Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 в редакции от 05.02.2007 г. (далее – Закон об основах туристской деятельности) – базовый закон для сферы туризма. Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. В нем закреплены основные понятия, такие как «турист», туристские ресурсы», «туристская деятельность», определены основные и закреплены приоритетные виды туризма. Также в законе указаны основные права и обязанности туристов, особенности формирования и реализации туристского продукта, способы и условия обеспечения безопасности туризма. Изменения, внесенные федеральным законом от 05.02.2007 года, практически целиком посвящены финансовым гарантиям туроператоров. Так как с 01.01.2007 года отменено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых, финансовые гарантии становятся весомым условием обеспечения прав туристов.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года в редакции от 21.12.2004 года (далее Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между исполнителями  и потребителями услуг, преимущественно  в том случае, если оказаны услуги ненадлежащего качества либо небезопасные для жизни или здоровья. Также  в этом законе указан механизм защиты прав потребителей.

Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 в редакции от 29.06.2004 г. – устанавливает общие правила по пересечению государственной границы Российской Федерации, в том числе и с целью осуществления туризма, а также порядок прохождения таких видов туристских формальностей, как паспортный, санитарный, таможенный и визовый контроль.

Также, можно выделить еще такие  источники, как Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом  регулировании», Закон РФ «О государственной  границе Российской Федерации», Закон  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О предупреждении распространения в  РФ заболевания, вызываемого вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»  и др., регулирующие отдельные аспекты  отношений в сфере туризма.

Важное место в системе правового  обеспечения туризма занимают подзаконные  акты. Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства  РФ. Например, указ Президента РФ от 07.07.1992 года «Об обязательном личном страховании  пассажиров», постановление правительства  РФ от 28.08.2003 года «Об утверждении  Положения о пребывании в России пассажиров круизных судов». Далее  следует рассмотреть нормативные  документы министерств и ведомств. К ним относятся акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального агентства по туризму  РФ и других

Также к числу источников относятся  региональные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Федерации. В настоящее время собственные  нормативные акты в сфере туризма  имеют 39 субъектов.

Наконец, необходимо остановиться еще  на одной группе источников. Это  международные правовые акты, которые  согласно статье 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. В Конституции РФ установлено, что если положения закона противоречат нормам международного договора, то применяется  международный договор.

Это, прежде всего, многосторонние международные  договоры: Международная конвенция  по контракту на путешествие, Международная  гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами  гостиниц и туроператорами, Международная  конвенция о документах, удостоверяющих личность моряков, Конвенция о международных  льготах для туристов, Гаагская декларация по туризму, Манильская декларация по мировому туризму. Также нужно назвать  Документ Акапулько, определивший задачи по выполнению рекомендаций Всемирной  туристской организации, и Хартию туриста, закрепившую основные задачи в области  туризма, стоящие перед государствами, и права и обязанности туристов.

Кроме того, источниками являются двусторонние международные договоры, закрепляющие основные принципы сотрудничества в указанной области. В настоящее время Россия имеет двусторонние международные договоры в сфере туризма с 48 странами, например, с Китаем, Кипром, Турцией, Литвой, Польшей, Норвегией, Францией и другими.

Информация о работе Государственно-правовое регулирование туристской деятельности