Государственно-правовое регулирование туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

В современный период многие граждане реализуют конституционное право на отдых через занятие туризмом, что влечет обязанность общества предоставлять им реальные, эффективные возможности доступа к путешествиям и туризму.
Развитие рынка туристских услуг вызывает необходимость разработки средств регулирования отношений в сфере туристской деятельности.

Оглавление

Введение
1.Обоснование необходимости государственного регулирования туризма
2. Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровнях
3. Государственное регулирование туризма и СКС
4. Источники правового регулирования туризма и СКС
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

туристская деятельность.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

 

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Владивостокский филиал

Юридический факультет

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему: «Государственно-правовое регулирование туристской         деятельности»

 

Выполнила студентка

3 курса

заочного отделения

Галуза Таисия Владимировна

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

Содержание

Введение

1.Обоснование необходимости  государственного регулирования  туризма

2.  Процесс государственного  регулирования российской рыночной  модели развития туризма на  федеральном и региональном уровнях

3. Государственное регулирование туризма и СКС

4.  Источники  правового регулирования туризма  и СКС

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современный период многие граждане реализуют конституционное право на отдых через занятие туризмом, что влечет обязанность общества предоставлять им реальные, эффективные возможности доступа к путешествиям и туризму.

Развитие рынка туристских услуг вызывает необходимость разработки средств регулирования отношений  в сфере туристской деятельности. На современной стадии становления  российской экономики большое значение приобретает решение вопросов защиты прав туристов при оказании туристских услуг.

Неполнота и противоречивость правовых норм, регулирующих поведение  субъектов туристской деятельности, недостаточная разработанность  понятийного аппарата, а в отдельных  случаях и отсутствие правового  регулирования, на практике создают  серьезные препятствия на пути разработки и применения правовых средств защиты прав граждан на отдых, ведут к  нарушению прав потребителей-туристов.

Отношения в сфере туристской деятельности представляют собой комплексные  общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, административного, налогового законодательства и т.д. Однако большинство норм, регулирующих туристскую деятельность, обладает гражданско-правовой сущностью.

 

1.Обоснование необходимости государственного регулирования туризма

Туризм, являясь социально-экономической  подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность  системы «туризм» невозможна без  взаимодействия с другими отраслями  народного хозяйства. Поэтому обоснование  необходимости государственного регулирования  развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского  рынка, анализа роли туризма в  экономике страны, особенностей туристского  потребления и специфики туристского  продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в  частности, на экологическое состояние  и социально-культурное развитие страны.

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Экономические функции туризма:

Производственная;

Обеспечения занятости населения;

Создания дохода;

Сглаживание региональных диспропорции;

Нивелирование отклонений платежного баланса хозяйственном комплексе страны.

Масштабность и важность туризма  свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики  страны, что требует непосредственного  государственного регулирования, с  целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования  политики занятости, обеспечения роста  бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Многочисленные связи туризма  с другими отраслями экономики  порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

2. Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровнях

 

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое  осуществляется посредством Всемирной  туристской организации при участии  международных финансовых организаций;

согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая  достигается через региональные туристские организации и специальные  органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);

согласованность политики в области  туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Управление рыночной моделью с  элементами государственного регулирования  развития туризма на федеральном  и региональном уровнях, в условиях экономического кризиса начала XXI века, осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как  о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих  субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Государственное регулирование развития туризма – это воздействие  государства на деятельность хозяйствующих  субъектов и рыночную конъюнктуру  для обеспечения нормальных условий  функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических  приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной  политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и  методов ее проведения. Специфическое  отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования  развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли  участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями.

Содержание государственного регулирования  развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при  проведении этой политики. Следует  также отметить, что в некоторых  странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса  и т.д. Однако при таком подходе  неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.

 

 

 

3. Государственное регулирование туризма и СКС

 

Современная туристская индустрия  является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Прибыли от въездного туризма могут полностью обеспечить небольшие государства, такие как, например, Швейцария, которая является наиболее привлекательной и удобной для туризма страной (по материалам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом (World Economic forum). Россия же занимает только 64 место из 124 по привлекательности для туристов. Активное развитие транспорта, внедрение новых технологий, удешевляющих и ускоряющих путешествия, неизбежно приводят к увеличению туристских потоков. А собственно развитие туризма неизбежно оказывает положительное влияние на экономику – появляется необходимость совершенствования туристской инфраструктуры, для чего формируются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления. Все это позволяет повысить уровень жизни населения. Однако увеличение количества туристских фирм и туристов при отсутствии адекватного контроля за их деятельностью может привести и к разрушению туристских объектов. Поэтому необходимо, чтобы государство осуществляло регулирование туристской деятельности, а также контроль и надзор в этой сфере. Социально-культурные отношения крайне важны для нормального существования государства и общества, поэтому Российская Федерация устанавливает общие правила поведения участников сервисных правоотношений и корректирует их в зависимости от изменяющихся условий.

Целью государственного регулирования  СКС и туризма является создание благоприятных условий в указанной  области.

Государственное регулирование СКС  и туризма – это воздействие  государства на деятельность субъектов  и существующие условия, что выражается в установлении государством общих  правил поведения участников правоотношений, во внесении изменений и дополнений в них в зависимости от существующих обстоятельств, а также в выработке и реализации государственных приоритетов и единой концепции развития сферы СКС и туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется для того, чтобы, прежде всего, обеспечить соблюдение права на отдых, свободу  передвижения и некоторых других прав.

Также не следует забывать, что  туризм неразрывно связан с использованием разнообразных природных ресурсов, поэтому еще одной из важнейших  целей государства является охрана окружающей природной среды, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного  наследия. Немаловажным является и  создание благоприятных условий  для всех видов деятельности, направленных на воспитание, образование и оздоровление туристов.

Туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики, поэтому особое внимание должно быть уделено созданию и совершенствованию  туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, увеличению доходов государства  и граждан Российской Федерации. Все это является абсолютно необходимым  для полноценного развития туризма  на территории нашего государства.

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 3.) закреплены принципы осуществления государственного регулирования туристской деятельности:

1) содействие туристской деятельности  и создание благоприятных условий  для ее развития;

2) определение и поддержка приоритетных  направлений туристской деятельности;

3) формирование представлений о  Российской Федерации как о  стране, благоприятной для туризма;

4) осуществление поддержки и  защиты российских туристов, туроператоров,  турагентов и их объединений.

Государство, поддерживая туристскую деятельность в целом, особенно выделяет необходимость развития внутреннего, въездного, социального и самодеятельного  видов туризма. Причем особенное  внимание уделяется социальному  туризму, как наиболее важному для  нашей страны. Социальный туризм –  полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей  – для многих граждан до сих  пор является единственно возможным  из всех видов туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации  осуществляется путем (ст. 4):

1) определения приоритетных направлений  развития туризма в Российской  Федерации – эти направления прежде всего указаны в самом законе «Об основах туристской деятельности в РФ

2) нормативного правового регулирования  в сфере туризма – для этого  принимаются новые законы и  иные нормативные акты и совершенствуются  уже существующие;

3) разработки и реализации федеральных,  отраслевых целевых и региональных  программ развития туризма;

4) содействия в продвижении туристского  продукта на внутреннем и мировом  туристских рынках – преимущественно  это выражается в создании  условий для повышения уровня  привлекательности именно российского  туристского продукта, в настоящее  время именно с этой целью  создаются особые экономические  зоны туристско-рекреационного типа  на территории ряда субъектов  Федерации;

5) защиты прав и интересов  туристов, обеспечения их безопасности  – так как одним из важнейших  субъектов туристской деятельности  является именно турист как  потребитель услуг, то забота  о соблюдении его прав и  интересов является особенно актуальной, тем более в настоящее время, когда общий уровень нарушения прав и свобод как никогда высок;

6) содействия кадровому обеспечению  в сфере туризма – в вузах  созданы специальности «Социально-культурный  сервис и туризм» и «Экономика  туризма», для того чтобы заполнить  эту нишу квалифицированными  работниками;

7) развития научных исследований  в сфере туризма – несмотря  на наличие целого ряда серьезных  научных исследований туристской  деятельности, на сегодняшний день  этого уже недостаточно, поэтому  государство создает условия  для проведения разноплановых  научных исследований туристской  деятельности;

8) стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии.  В настоящее время наиболее  перспективными видами тризма  являются:

Культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего потока туристов;

Активные виды туризма;

Специализированный туризм;

Круизный – морские и речные круизы;

Деловой туризм.

9) формирования и ведения единого  федерального реестра туроператоров  – он публикуется на официальном  сайте Федерального агентства  по туризму, причем в настоящее  время туроператор, занесенный  в единый государственный реестр, должен иметь финансовое обеспечение  своей деятельности-то есть заключенный  договор страхования гражданской  ответственности за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  обязательств по договору о  реализации туристского продукта  либо банковскую гарантию исполнения  обязательств по договору о  реализации туристского продукта;

Информация о работе Государственно-правовое регулирование туристской деятельности