Функции системы управления транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 10:35, реферат

Краткое описание

В условиях коренной перестройки экономики, перехода всех отраслей народно хозяйства на рыночные отношения роль транспорта в эффективном использовании ресурсного потенциала России значительно возрастает. Сейчас, как никогда, требуется в сравнительно короткие сроки завершить перестройку системы управления транспортным комплексом, способную не только гарантировать надежность и безопасность его работы, но и провести реформу самого транспорта, обеспечить завершение его вхождения в рыночную экономику.

Оглавление

1 Функции системы управления транспортом………………………………..3
2 Специфические функции управления транспортным производством…...7
3 Основные принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Функции управления.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 
     

- управляющая  подсистема 

     

- управляемая  подсистема

Рис. 1.1. Взаимодействие управляющий и управляемой подсистем

     Во-вторых, она интегрирована, т.е. неоднородна, структурна, многомерна. В ней можно выделить два вида управления - в широком и узком смысле. Предметом науки управления на транспорте является управление в широком смысле, т.е. управление как интегративная информационная функция, включающая в свой состав руководство, планирование, организацию, управление (в узком смысле), регулирование и контроль.

     Руководство заключается в определении цели и критериев движения системы. Эта задача представляет собой сложный неформализуемый процесс. Цель и критерии развития транспортной системы объективны и вытекают из перспективных стратегических целей высокого государственного уровня и особенностей текущего момента. Для транспортных министерств, их территориальных звеньев и отдельных предприятий источником выработки цели и критериев является внешняя среда, в свою очередь, вытекающая из особенностей социально-экономической формации.

     Планирование  есть выработка пути к достижению поставленной цели, при этом критерии используются в качестве рычагов, инструмента, обеспечивающих движение системы к намеченной цели.

     Организация - действие, направленное на установление исходной структуры системы. Организация выступает как часть планирования (организация-I) и как живая организаторская работа в ходе перевозочного процесса (организация-П). Последняя в транспортной практике называется «оперативным управлением» или «оперативным планированием».

     Управление  (в узком смысле) - это действие по изменению режима работы (структуры) системы, направленное на повышение ее производительности или качества выпускаемой продукции.

     Регулирование направлено на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры. Иногда регулирование на транспорте рассматривается как часть оперативного управления.

     Контроль  заключается в сравнении фактического движения системы с намеченной целью. Эту функцию иначе можно назвать функцией слежения (отображения, мониторинга). С ее помощью осуществляется реализация прямых и обратных связей в системе.

     Как и другие информационные функции, контроль в системах управления часто понимается в широком и узком смысле. В  первом случае контроль рассматривается как совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода перевозочного процесса, включая общественный и ревизорский контроль, а также статистический, бухгалтерский и оперативный учет и отчетность.

     Во  втором случае под контролем обычно понимают проверку выполнения управленческих решений.

     Рассмотренные функции управления схематично представлены на рис.1.2.

     Система управления транспортном носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: народнохозяйственный, отраслевой, региональный.

Руководство
Планирование
Организация
Управление
Регулирование
Контроль
 
  
 

     

Вспомогательная деятельность ремонт техники, снабжение, и т.д.)
Основная  деятельность (перевозки грузов и пассажиров)
 
 
 

     Рис. 1.2. Структура интегративной управленческой функции на транспорте

     Народнохозяйственный  (макроэкономический) уровень является высшим уровнем управления транспортом. Это уровень директивных государственных органов, прежде всего Правительства РФ, определяющих вместе с Федеральным Собранием основные направления социально-экономического развития страны и ее транспортной системы. Все самые важные вопросы транспортной политики, использования путей сообщения и транспортных средств в международных и внутренних сообщениях рассматриваются и решаются на этом уровне.

     Отраслевой  уровень управления обеспечивает решение задач отраслевого значения в рамках транспортных ведомств - Министерства транспорта России и ОАО «Российские железные дороги». Для этого в распоряжении транспортных министерств имеется центральный аппарат управления, а также научно-исследовательские, проектные и другие организации, с помощью которых выбираются наилучшие управленческие решения из имеющихся альтернатив.

     Региональный  уровень управления в последние годы становится все более существенным. Транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей. Здесь управленческие решения более высоких уровней переходят в конкретные организационно-технологические схемы в качестве ограничений.

     На  транспорте, как и в других отраслях материального производства, процесс управления расчленяют на ряд относительно самостоятельных, но связанных друг с другом функций, причем более детально, чем было изложено выше. Под функцией управления понимаются те или иные виды управленческой деятельности (решения, действия или процессы), объединенные общностью цели. В функциях выражается содержание управленческого труда; они делятся на общие (руководство, планирование, организация, регулирование и контроль) и специфические (характерные для данного вида деятельности и уровня управления). Отличительной чертой общих функций является их универсальный характер. Они имеют место на любом уровне управления, хотя их масштабы и глубина по уровням неодинаковы. Специфическими функциями управления транспортным производством являются:

     планирование  перевозок;

     оперативное управление перевозочным процессом  и регулирование хода этого процесса;

     техническая и технологическая подготовка транспортного  производства;

     обеспечение безопасности движения поездов, судов, автомобилей, самолетов и других средств в транспортных сетях;

     подбор, обучение, воспитание и расстановка  кадров;

     организация материально-технического обеспечения производств;

     организация рабочего снабжения;

     организация труда и заработной платы;

     организация финансовой деятельности;

     организация бухгалтерского учета и отчетности;

     экономический анализ, совершенствование планирования и управления транспортным производством.

     Эти функции характерны для всех видов  транспорта, но они изменяются по типам служб и предприятий транспорта, особенностям их деятельности. Так, организация управления пассажирским транспортом не может не отличаться от аналогичных функций управления грузовым транспортом. В наиболее полном и завершённом  виде специфические для транспорта функции управления имеют место на железнодорожном транспорта, а в менее полном - на трубопроводном. Содержание функций управления, как и транспортных организационно-управленческих структур, с течением времени также изменяется вместе с изменением внутренней и внешней среды транспортных предприятий.

     Управление  транспортом осуществляется не только в отраслевом, но и в территориальном разрезах. На всех видах транспорта, особенно на городском и промышленном, территориальный аспект управления является весьма существенным при выборе вариантов перспективного развития транспортных сетей — строительстве железных и автомобильных дорог местного значения, размещении станций, вокзалов, ремонтного хозяйства, складов, а также при решении вопросов организационно-технологического характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

      3 Основные принципы управления  транспортом в условиях рыночной экономики 

     Для транспортной компании, как, впрочем, и  для любой другой, правильный подбор кадров — залог успешного функционирования бизнеса. Стратегический менеджмент (директора, руководители подразделений и отделов) задает направления развития и определяет краткосрочные цели в соответствии с корпоративной стратегией, оперативный (начальники отделов и подразделений) обеспечивает их достижение путем непосредственного управления и контроля процесса, а конкретные исполнители (диспетчеры, планировщики, водители, экспедиторы) осуществляют физическую реализацию отдельных операций. Для каждого из этих уровней иерархии существуют свои критерии, на которые нужно опираться при подборе людей, чтобы они максимально полно соответствовали предъявляемым к ним требованиям, а также свои методы стимулирования.

     Для того чтобы построить грамотную  кадровую политику, прежде всего следует осознать, что миссия отдела кадров не ограничивается поиском, набором и расстановкой персонала. Кроме этих, несомненно, важных функций, носящих оперативный характер, перед кадровой службой стоит целый ряд долгосрочных задач. На разных предприятиях список такого рода задач и их приоритетность могут различаться в силу специфики процесса, однако можно выделить и те, которые являются общими для всех. К ним, в частности, относятся:

     •    проектирование организационной структуры бизнеса;

     •    формирование и совершенствование корпоративной куль туры фирмы;

     •    формирование и поддержание благоприятного психологического климата и устранение внутрифирменных конфликтов;

     •    поддержание ротации кадров на оптимальном уровне;

     •    адаптация новых работников на предприятии;

     •    сплочение коллектива в единую команду;

     •    создание системы профессиональной подготовки кадров (обучение, тренинги, семинары);

     •    построение и регулярный анализ адекватности мотивационных схем;

     •    оценка деятельности сотрудников (мониторинг профессионального развития, аттестация).

     Создание  оптимальной организационной структуры, заполнение штата предприятия профессионалами высокого класса, формирование командного духа в коллективе и в целом внедрение логистического подхода к управлению предприятием начинается с соблюдения отделом кадров ряда четких принципов. Среди множества рекомендаций, которые дают профессиональные кадровики, можно выделить следующие.

     1. Ориентация на развитие. В постоянно меняющейся рыночной среде способность трансформироваться под влиянием внешних факторов весьма важна для поддержания конкурентоспособности. Для обеспечения активного развития предприятия кадровые отделы не должны ограничиваться заботой об удовлетворении потребности в трудовых ресурсах лишь текущего рабочего процесса, а работать на перспективу, формируя команды, способные достичь стоящих перед предприятием стратегических целей.

     2.  Заменимость сотрудников любого уровня. Увольнение отдельного работника не должно повлечь за собой невыполнение какой-либо функции или помешать стабильному течению процесса. В идеальной ситуации каждый сотрудник предприятия должен быть способен выполнять функции вышестоящего, нижестоящего и нескольких работников своего уровня.

     3.  Точный расчет численности. Требуемое количество сотрудников в каждом подразделении должно быть заранее рассчитано в соответствии со среднесрочной прогнозной оценкой объемов работы и актуальными нормативами времени на выполнение всего перечня операций.

     4.  Экономичность. Данный параметр ставит целью снижение доли затрат на систему управления (к которой в частности относится и кадровый блок) в общем объеме издержек за счет достижения наибольшей эффективности и экономичности процесса работы с персоналом. Основной принцип —

     любое увеличение затрат на человеческие ресурсы должно быть обусловлено адекватным ростом прибыли предприятия.

Информация о работе Функции системы управления транспортом