Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:41, практическая работа
Тема моей экскурсии связана с православной религией. Современная молодежь имеет достаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории, церковных праздниках, жизни и деятельности святых.
В экскурсиях по православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитание любви и уважения к своей Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать и другие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Некоторые из них: показ роли Русской православной церкви в истории России; ознакомление с нравственно-этическими основами православия.
1. Экскурсионный маршрут……………………………………………………...3
2. Текст экскурсии ………………………………………………………………3
2.1. Вознесенская Горка ………………………………………………………...3
2.1.1. Усадьба Расторгуева-Харитонова……………………………..……….3-5
2.1.2. Вознесенский Храм……………………………………………………..5-8
2.1.3. Храм-на-Крови…………………………………………………….…...8-11
2.2. Богоявленская Церковь……………………………………………………11
2.3. Екатерининская Часовня………………………………………………12-14
2.4. Свято-Троицкий Кафедральный Собор……………………………….15-18
2.5. Ново-Тихвинский женский Монастырь и
Александро-Невский Собор……………………………………………18-27
2.6. Александро-Невская Часовня…………………………………………..27-28
Список используемой литературы………………………
Министерство образования и науки РФ
Гуманитарный университет
г. Екатеринбург
Факультет социальной психологии
Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучения заочная
Курс 5 (2007 г.н.)
Ф.И.О. студента Васильева К.П.
Дисциплина
Экскурсоведение
Экскурсионная работа
Екатеринбургские Храмы
Преподаватель: Минина.О.Ю
Дата сдачи:
Результат к/р:
Дата возврата:
Екатеринбург – 2011г.
1. Экскурсионный маршрут……………………………………………………...
2. Текст экскурсии ………………………………………………………………3
2.1. Вознесенская Горка ………………………………………………………...3
2.1.1. Усадьба Расторгуева-Харитонова……………………
2.1.2. Вознесенский Храм……………………………………………………..5-8
2.1.3. Храм-на-Крови……………………………………………
2.2. Богоявленская Церковь……………………………………………………11
2.3. Екатерининская Часовня………………………………………………12-14
2.4. Свято-Троицкий Кафедральный Собор……………………………….15-18
2.5. Ново-Тихвинский женский Монастырь и
Александро-Невский Собор……………………………………………18-27
2.6. Александро-Невская Часовня…………………………………………..27-28
Список используемой литературы……………………………………………29
1. Экскурсионный маршрут
Тема моей экскурсии связана с православной религией. Современная молодежь имеет достаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории, церковных праздниках, жизни и деятельности святых.
В экскурсиях по православному храму не потеряли своей значимости такие цели, как воспитание любви и уважения к своей Родине; эстетическое воспитание. Но можно указать и другие цели, свойственные экскурсиям по храмам. Некоторые из них: показ роли Русской православной церкви в истории России; ознакомление с нравственно-этическими основами православия.
Отправление группы от гостиницы «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106) в 10-00 - начальная точка экскурсии. Конечная точка - Ново-Тихвинский женский монастырь 14-00. Общее время экскурсии - 4 часа. Примерное время передвижения между объектами 10-15 минут. Продолжительность пребывания на каждом из объектов примерно 30-40 минут.
10:00 - исходная точка гостиница «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106)
10:15 - остановка около Вознесенской церкви (Клары Цеткин,11)
10:45 - переход к Храму "На крови" (ул. Толмачёва,34)
11:30 посадка в автобус
11:35 отъезд к Екатерининской часовне через центр города
11:45 остановка около Екатерининской часовни (Площадь труда)
12:15 отъезд к Свято-Троицкому Кафедральному Собору
12:25 остановка около Свято-Троицкого Кафедрального Собора ( ул. Розы Люксембург,57)
13:00 посадка в автобус. Переезд к Ново-Тихвинскому женскому монастырю
13:10 остановка у Ново-Тихвинского женского монастыря (Зелёная роща,1), храм Александра Невского
14:00 отъезд от монастыря.
14:30 приезд на исходную точку в гостиницу «Свердловск»
2. Текст экскурсии
Экскурсанты заранее были предупреждены о внешнем виде при посещении храмов. Желательный внешний вид: для девушек и женщин - не вызывающая неяркая одежда, юбка ниже колена, если есть желание приложиться к иконам не допустим макияж. Для мужчин - при входе в храм снимают головной убор.
10:00 посадка в автобус
2.1.
Текст в автобусе по пути к Вознесенской горке
Доброе утро, уважаемые экскурсанты! Приветствую Вас в нашем городе Екатеринбург. Меня зовут Кристина, и сегодня я познакомлю Вас с религиозными достопримечательностями столицы Урала. Мы посетим 3 центральных храма Екатеринбурга, часовню - визитную карточку нашего города и самый старый на Урале женский Ново-Тихвинский монастырь. Продолжительность нашей экскурсии примерно 4 часа.
А теперь пару слов о правилах поведения в храме. Во-первых, при входе в храм женщины и девушки должны надеть головные уборы, а мужчины должны их снять. Во-вторых, необходимо вести себя тихо в храме, чтобы не мешать молящимся, в-третьих, фото- и видеосъёмка запрещены, в-четвёртых, желающие могут поставить свечки.
2.1.1.
Сейчас у нас первая остановка на Вознесенской горке.
(Автобус паркуется у ТЮЗа. Время приезда 10:15).
Далее экскурсанты поднимаются по лестнице к церкви мимо усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Экскурсантам рассказывается об этом памятнике архитектуры 19 века на смотровой точке у монумента «Уральскому комсомолу».
Сейчас мы находимся на самой высокой точке центра города. Перед нами главный особняк усадьбы Расторгуева - Харитонова вместе с прилегающим к нему огромным садом и многочисленными постройками. «Екатеринбургский акрополь» как его образно величают знатоки, - самый великолепный, масштабный и ранний по времени строительства памятник архитектурного классицизма, сохранившийся до наших дней (ул. К. Либкнехта, 44).
Строительство усадьбы началось в 1794 г. Кто заказал строительство, в точности неизвестно так же, как и имя архитектора. Известно, что на заключительной стадии в строительстве принимал участие М.П. Малахов. Сам Расторгуев умер, не дождавшись завершения строительства (1824 г.), и дом перешел к его зятю П.Я. Харитонову. В парке устроено искусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой на нем, кругом -- аллеи, извилистые тропинки, насыпные горки. Под парком проходят старые подземные ходы, один из них обнаружили после обвала в 1924 г. Согласно легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам, эти ходы - остатки тайных штолен, где Расторгуев добывал золото. Легенды об этой таинственной усадьбе до сих пор живы.
2.1.2.
А прямо перед нами Вознесенская церковь. Давайте подойдём к ней поближе. Начнем с того, что церковь - это место единения человека с Богом. Люди приходят туда помолиться и поставить свечки.
Оттеночный окрас церкви небесно-голубой с белоснежно-белым цветом. Как Вы думаете, почему церковь имеет голубоватый оттенок? Голубой цвет символизирует небо, пребывание Бога на небе, в бесконечности, созерцании, в спасение. Белый же цвет - это символ чистоты, невинности, победы жизни над смертью. Обратите внимание на купола церкви. Церковь трехкупольная - это означает святую троицу: отец, сын, дух святой. Цвет куполов золотой, а золото мы ассоциируем с богатством, светом, сиянием, благородством, блеском. Если Вы приглядитесь, Форма креста тоже имеет своеобразную символику. На подобной форме креста был распят Иисус Христос. Крест немного наклонен, чтобы показать страдания Христа.
Церковь Вознесения Господня (Вознесенская), появившаяся в Екатеринбурге еще в конце XVIII столетия. Она является сегодня самым старым храмовым зданием города. Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьевского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство.
В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь. Здание новой церкви было заложено в мае 1792 года в 300 м. к востоку от прежней церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В. Татищева.
В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви, которая должна была полностью изменить ее облик.
После установления советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество. В 1922 г. она, как и все церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было изъято 32 кг. серебра и 30 бриллиантов. Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х годов музей "закрылся на ремонт", который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка главного купола, покрытая стальным листом с титановым напылении.
16 июля 1998 г в стенах этого храма проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая II и его близких.
Вплоть до начала XXI века, до возведения Храма-памятника-на-Крови, Вознесенский храм оставался главной архитектурной доминантой восточной части центра нашего города. Предлагаю вам посетить эту церковь. Напоминаю, что девушки и женщины должны покрыть голову в отличие от мужчин. Экскурсанты входят в храм.
Первая смотровая точка сразу после входа в храм - под куполом.
Мы с Вами находимся внутри церкви. Иконы в нем очень старинные, но не потерявшие свою красоту и изысканность. Например, Икона Николая Чудотворца. В Оплечье (шарфе), на котором вышиты кресты. Характерное лицо, высокий лоб, бородка, аккуратные волосы. Пожилой возраст. Мы с Вами видим житийскую икону Николая Чудотворца ( читаем сверху слева направо, как книгу) Первая картинка - это сцена его рождения Святитель Николай родился во второй половине Ш века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески - «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. Над Николаем провели Таинство Крещения.
Также мы хорошо видим Икону Божией Матери «Умиление» В центре иконы - поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках, нежно прижавшимся к Ее щеке. Прижимая к себе правой рукой Младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку Богородица простирает к Нему в жесте моления, пронзенная своей материнской скорбью за Него - к Нему она несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным ответить на ее молитву, изображен на иконе Младенец Сын. В Его взгляде таинственно слились детская мягкость и Божественная мудрость.
Экскурсантам даётся 10-15 минут, чтобы осмотреть церковь самостоятельно и поставить по желанию свечки.
2.1.3.
10:45 переход группы к Храму-на-Крови через подземный переход у ТЮЗа. 10:50 остановка у Храма-на Крови.
Мы с Вами находимся у знаменитого Храма-Памятника на Крови во Имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Храм - это культовое здание для выполнения религиозных обрядов.
Архитектор проекта - Константин Ефремов. Сбор средств на него начался в 1997 году. В общей сложности на строительство было затрачено 328 млн. рублей. Архитектурный проект Константина Ефремова уникален тем, что в нем удалось в полной мере выразить смысловые определители Храма-Памятника на Крови, а именно: память, покаяние, печаль, национальное достоинство, возрождение и очищение.
Храм-на-Крови - это место, где до 1977 г. стоял знаменитый Ипатьевский дом, в котором трагически оборвалась жизнь последнего российского императора Николая II, его семьи и придворных. Дом был построен во второй половине 1870-х гг. И.И. Редикорцевым, после его смерти был куплен инженером Н.Н. Ипатьевым. По злой иронии судьбы династия Романовых, вышедшая из Ипатьевского монастыря, пресеклась в доме, который называли Ипатьевским. Бывший царь с супругой и дочерью Марией были привезены из Тобольска 30 апреля 1918 г. Затем на автомобилях царь и члены его семьи были привезены в заранее приготовленный для их содержания дом. Его подготовка началась еще 28 апреля, когда на заседание Уралсовета вызвали Н.Н. Ипатьева, которому приказали в 24 часа освободить дом, оставив в нем только самое необходимое. Личные вещи хозяина сложили в кладовую и в его присутствии опечатали. Дом был спешно обнесен двойным забором, по высоте превышающим окна второго этажа. Всего снаружи дома было размещено восемь постов охраны, и еще два находились внутри. Когда царя подвезли к дому, председатель Уралсовета Белобородов произнес фразу, вошедшую в историю: "Гражданин Романов, вы можете войти". Выйти из дома ни царь, ни его близкие уже никогда не смогли.
16 июля 1918 г. из Перми в Екатеринбург поступил зашифрованный приказ о расстреле Романовых. Ночью 17 июля приказ был исполнен. Все заключенные спали. Их разбудили и перевели в полуподвал, где для казни была уже специально приготовлена комната: стены и пол обшиты досками, чтобы избежать рикошетов. Кому и в кого стрелять, было распределено заранее. Раненых достреливали, добивали штыками. Трупы погрузили на машину и повезли на запад, в сторону Верх-Исетского завода.
За несколько дней до отхода большевиков из Екатеринбурга под натиском белых ключи от "Дома особого назначения" вернули хозяину -- Н.Н. Ипатьеву. В доме он больше не жил, а продал его белым под штаб Северо-Уральского фронта. В первые дни после прихода белых в доме побывали толпы зевак, каждый старался унести что-нибудь на память, из стен и пола "расстрельной" комнаты выковыривали пули, а некоторые посетители просто грабили бесхозное имущество, многое из которого оказалось вскоре на городской барахолке. В 1920-х гг. в доме Ипатьева размещался Музей Революции. Затем в доме был Антирелигиозный музей, различные малозначительные учреждения. О страшных событиях 1918 г. старались забыть, официально о них более не упоминалось. Но народная память жила, и к дому постоянно стекались люди. Это раздражало и местные и московские власти. В сентябре 1977 г., "учитывая острую потребность в реконструкции улиц Якова Свердлова и Карла Либкнехта", дом был снесен. В новое время, вместе с изменением отношения к отечественной истории, изменилось и отношение к этому месту - свидетелю ужасной трагедии. Здесь поставлена деревянная часовня во имя Преподобной Мученицы Елизаветы Федоровны, а в 2000 г. началось строительство "храма на крови". В храме рядом с алтарем располагается место комнаты расстрела - «Русская Голгофа», мемориальный музей памяти Романовых, где можно увидеть фотографии и предметы, сохранившиеся с тех лет. Своим расположением и масштабами храм стал городской достопримечательностью. Самый зрелищные части, издалека - купола, главный и 8 дополнительных - символ Троицы, развёрнутой в бесконечность. Колокол, отлитый из особой колокольной бронзы, назвали Андрей, в честь св. Андрея Первозванного, среди 14 колоколов Храма-на-крови он будет иметь самый низкий голос.