Анализ внешнеэкономической деятельности в Костромской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является осуществить анализ внешнеэкономической деятельности РФ, в частности, Костромской области, с использованием методов статистики по направлениям потоков, странам и товарам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с теоретическими основами и законодательной базой внешнеэкономической деятельности;
Ознакомиться с видами международных экономических организаций;
Рассмотреть виды внешнеэкономических отношений;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Теоретические и правовые основы внешнеэкономической деятельности..3
Внешнеэкономическая деятельность: законодательная база…..5
Виды международных экономических организаций……………8
Виды и формы внешнеэкономических отношений…………….12
2. Внешнеэкономическая деятельность в Костромской области……………24
2.1. Регулирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне………………………………………………………….24
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности Костромской области за 2003-2012 годы……………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 264.07 Кб (Скачать)

Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).14

Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).

Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.15

 

Классификация международных экономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятся на универсальные и специализированные.

К универсальным международным экономическим организациям относятся:

    • Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
    • Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
    • другие универсальные экономические организации

К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

    • Всемирная организация интеллектуальной собственности
    • Международная ассоциация воздушного транспорта
    • Всемирная туристическая организация
    • Международный союз газовиков
    • Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
    • Международный институт статистики

другие специализированные экономические организации

В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации:

    • Международный валютный фонд (МВФ)
    • Группа Всемирного банка
    • Европейский банк реконструкции и развития
    • Азиатский банк развития
    • Арабский валютный фонд
    • Евразийский банк развития

Характеристика основных международных экономических организаций и их функций:

Всемирная торговая организация – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) – один из главных органов Организации Объединенных Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждений.

ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:

- содействие повышению уровня  жизни, полной занятости населения  и экономическому и социальному  прогрессу;

- выявление способов разрешения  международных проблем в экономической  и социальной областях и в  области здравоохранения;

- содействие международному сотрудничеству  в области культуры и образования;

- поощрение всеобщего уважения  прав человека и основных свобод.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 42% объема мировой торговли (по данным на 2007 год).

Образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Главные цели организации – обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.

Рассмотрев международные организации с момента их создания и поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, что международные организации представляют собой определенную систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах.

Все отношения, которые существуют между государствами регулируются самими государствами через созданные ими международные организации.

 

 

 

 

 

1.3 Виды и формы внешнеэкономических отношений.

На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При рассмотрении классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор, так как формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью, причем многие из них применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими. В Федеральной программе развития экспорта отмечалось, что мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны. Примерная классификация форм ВЭД представлена на рис. 1.

Разнообразие форм внешнеэкономической деятельности может быть показано на примерах сотрудничества в разных областях ВЭД.

Во второй половине ХХ века важную роль приобрело военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. В Федеральном законе № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» ВТС определено как «деятельность в области международных отношений, связанная с выводом и вводом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».

В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами следует отметить создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников с высокоточной аппаратурой, создание новых материалов в условиях невесомости), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

 Рисунок 1. Формы внешнеэкономических связей.

Сотрудничество в строительной области включает в себя проектные разработки и строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм. Эта форма часто предусматривает в себе также подготовку национальных кадров для построенных объектов, обеспечение технологической и эксплуатационной информацией и последующее содействие в их эксплуатации.

В последнее время все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами – привлечение иностранных инвестиций (капиталовложение в российскую экономику). С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной сферах, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных операций и страховых операций.

Сотрудничество в области транспорта и информатики – это международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание, сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.

Самостоятельным видом ВЭД можно считать издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнерами, в том числе написание совместных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля, общеобразовательных и популярных книг, издание книг российских авторов в зарубежных издательствах и иностранных авторов в России.

В связи с бурным развитием мирового рынка туристических услуг как самостоятельную форму можно выделить сотрудничество в содействии иностранного туризма, в котором четко прослеживаются три направления: научное, деловое и развлекательное. Основу туризма составляют фирмы по организации туристических поездок и продаж путевок и туров, а также фирмы, организующие передвижение туристов, обеспечивающие их жильем, информацией и другими услугами. С туризмом также тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурно-массовых мероприятий: выставок изобразительного искусства, выступлений ансамблей, актеров на гастролях, продаж фильмов, аудио- и видеокассет.

Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства. Эта форма сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.16

Необходимо упомянуть и особые формы сотрудничества – прибрежную и приграничную торговлю, особенно актуальную для многих регионов и субъектов РФ.

Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых сделок. Все они должны рассматриваться с нескольких точек зрения: по направлениям торговли; видам товаров и услуг; степени готовности товаров; применяемым методам торговли; организационным формам торговли. На рис. 2 представлены внешнеторговые операции по перечисленным критериям классификации.

По направлению торговли внешнеэкономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается предприятие, ставшее участником международного бизнеса. Но экспортно-импортные операции не прекращаются и тогда, когда фирма переходит к другим внешнеторговым сделкам. В этом случае экспортно-импортные операции ищут новые рынки либо осуществляются в комплексе с другими внешнеторговыми операциями.

Рисунок 2. Классификация внешнеторговых операций

Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.

По видам товаров и услуг, служащих предметом торговли, можно выделить: торговлю сырьевыми товарами; торговлю продовольственными товарами; торговлю товарами широкого потребления; торговлю машинами и оборудованием; торговлю научно-техническими знаниями и объектами интеллектуальной собственности; торговлю услугами производственного назначения (техническое обслуживание, инжиниринг, консалтинг и т. д.); торговлю услугами для населения, включая туризм.

Организационные формы торговли предполагают многообразие условий и возможностей проведения международных сделок, в зависимости от целевой установки внешнеэкономической политики и требований внешней среды. Среди них можно выделить: бартерные операции; встречные закупки или операции «бай-бек»; компенсационные сделки; операции на давальческом сырье; выкуп устаревшей продукции; промышленное сотрудничество, включая производственную и отраслевую кооперацию; создание смешанных производств и развитие такой новой формы производственной кооперации, как «продакшн шеринг», предполагающей совместное освоение природных ресурсов.

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности в Костромской области