Виды стажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительством РФ 07.08.1995 была одобрена Концепция реформы пенсионной системы в РФ.

Файлы: 1 файл

Курсач!!.docx

— 128.21 Кб (Скачать)

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством.

  • В общий трудовой стаж не включены периоды обучения;
  • проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны;
  • проживания в г. Ленинграде в период его блокады;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым;
  • ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
  • проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться;
  • проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

2.3 Специальный трудовой стаж

 

 Он дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии установленного страхового стажа. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.

Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Эти списки утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Это постановление действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.

Мужчинам и женщинам, условия труда которых соответствует списку № 1 (подземные работы, работа во вредных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавливается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.

При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1, а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет (ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).

Условия назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003. А в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 01 по 31.12.2002 — на день, с которого назначается эта пенсия.

Работникам, которые проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для их выполнения после 01.01.2003, устанавливаются профессиональные пенсии, которые должны регулироваться соответствующим федеральным законом, однако к настоящему времени он еще не принят.

 

2.4 Выслуга лет

 

 Она представляет собой  установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия.

В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным и военнослужащим.

До 01.01.2002 круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Новое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудовой пенсии по старости), условия назначения которой изложены выше.

Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами местного самоуправления.

Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:

• военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу);

• прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

• сотрудники налоговой полиции (ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»);

• сотрудники федеральной фельдъегерской связи (ст. 10 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).

Следует отметить, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2002) утрачивают силу Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.

 

2.5 Непрерывный  трудовой стаж

 

Он представляет собой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал установленных законодательством сроков.

Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию утверждены постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.

Указанные Правила определяют непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации с зачетом в него времени предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных в этих Правилах.

Предыдущая работа на данном предприятии, в учреждении, организации или иная деятельность включается в непрерывный стаж в случаях, если:

1) при переходе с одной  работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца. При увольнении после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, если перерыв в работе не превысил трех недель;

2) перерыв в работе  не превысил двух месяцев:

а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и некоторых других случаях;

3) перерыв в работе  не превысил трех месяцев:

а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвидации предприятий, сокращения численности или штатов работников;

б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, и в некоторых других случаях;

4) непрерывный трудовой  стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.

Кроме того, в п. 7 указанных Правил содержится перечень оснований прекращения трудового договора, при наличии которых непрерывный трудовой стаж не сохраняется. В нем предусмотрены следующие случаи: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в нетрезвом состоянии; утрата доверия со стороны администрации к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности; требование профсоюзного органа и другие действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы; повторное увольнение (действует после 13.12.1979) в течение календарного года по собственному желанию без уважительных причин.

В непрерывный трудовой стаж включается только продолжительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисление и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным увольнением. Законодательство в непрерывный трудовой стаж включает также некоторые иные виды общественно полезной деятельности (время службы в рядах Вооруженных Сил РФ, бывшего СССР и др.).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что непрерывный трудовой стаж имеет юридическое значение: для определения размера пособия по временной нетрудоспособности; установления надбавок к заработной плате; предоставления дополнительного отпуска; и т.д.

Вывод: общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке. Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии. Выслуга лет — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и исчислении ее размера. Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии.

 

 

 

Глава 3. Порядок подтверждения трудового стажа

 

В соответствии со ст. 18 Закона о трудовых пенсиях перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Доказательствами трудового стажа, приобретенного до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», являются документы, выдаваемые в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (трудовые книжки, справки, архивные документы и т.п.) (схема 10).

 

 

Стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С 01.01.1997 на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — это совокупность сведений о поступивших страховых взносах за него и другой информации, содержащей идентификационные признаки, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет должен содержать следующие сведения:

  • страховой номер;
  • фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у
  • застрахованного лица при рождении;
  • дату рождения;
  • место рождения;
  • пол;
  • адрес постоянного места жительства.

Система персонифицированного учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются пенсионные взносы. Кроме того, в лицевой счет включаются сведения о времени работы каждого застрахованного лица в особых условиях труда, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, и о нестраховых периодах.

В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан в рамках проводимой пенсионной реформы на лицевом счете должна аккумулироваться следующая дополнительная информация:

  • сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах;
  • сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление;
  • сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление;
  • сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начисленный инвестиционный доход по этим накоплениям.

Информация о работе Виды стажа