Трудовые конфликты и споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить основные причины трудовых конфликтов и споров, а так же выяснить основные пути их решения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Трудовые конфликты
Глава 2. Трудовые споры
Глава 3. Пути разрешения трудовых конфликтов и споров
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа конфликтология.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Трудовой спор - это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие  субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении.

Разногласия возникают  в случаях, когда совершается  виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или  же когда трудовое правонарушение и  не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением  называется виновное невыполнение или  ненадлежащее выполнение обязанным  субъектом своей трудовой обязанности  в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права  другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые споры  могут классифицироваться:

-по спорящему  субъекту;

-по характеру  спора; 

-по виду спорного  правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные  с правами и законными интересами конкретного работника.

Коллективные  споры возникают: из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых, по характеру  трудовые споры делятся:

   -на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;

  -на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством.

Они могут возникать  из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке  новых условий труда, к примеру, нового срока отпуска по графику  отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного  организационно-управленческого характера правоотношений.

Условия возникновения споров - это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и администрацией. Причиной возникновения трудовых споров служат юридические факты, непосредственно вызвавшие разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это - нарушения тех или иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).

Разрешение  индивидуальных и коллективных трудовых споров – это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

Работник может  самостоятельно или с участием представляющего  его интересы профкома урегулировать  разногласие при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой спор возникает, когда разногласие  переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

 

Глава 3. Пути разрешения трудовых конфликтов и споров

Любой трудовой спор может разрешиться путём  переговоров работника с работодателем.

Разрешение  индивидуального трудового спора  путём переговоров с работодателем можно считать обязательной процедурой. Это вытекает из положения ст. 385 Трудового Кодекса РФ: «Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем». То есть прежде чем обращаться в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в суд, работник должен принять все меры для разрешения спора путём переговоров.

Работник может  вести переговоры как самостоятельно, так и с участием представителя. Статья 370 Трудового кодекса РФ гласит, что профсоюзная организация может принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Но данная ситуация возможна только на предприятиях, где существует профсоюзная организация. Это, как правило, большие предприятия.

В случае выявления  нарушений назначается инспектор  для проверки организации, работник которой обратился с заявлением, для выяснения причин нарушения трудового законодательства. В случае подтверждения фактов нарушения трудового законодательства инспектор выдаёт предписание руководителю организации об их устранении. Как правило, в этом случае в соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ инспектор Федеральной инспекции труда привлекает работодателя к административной ответственности. В случае игнорирования руководителем организации предписания инспектора Федеральной инспекции труда, он согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ может передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

Ещё одним органом, в который может обратиться работник за защитой своих прав при невозможности разрешения индивидуального трудового спора путём переговоров с работодателем, является Прокуратура РФ. Прокурор при рассмотрении заявления выявляет нарушения трудового законодательства, берёт объяснения с работника, работодателя, третьих лиц, могущих дать пояснения по существу рассматриваемого индивидуального трудового спора. В случае выявления фактов нарушения трудового законодательства прокурор выносит протест на нормативный акт работодателя, ставший причиной возникновения индивидуального трудового спора или представление об устранении этих причин.

Обращение в  Федеральную инспекцию труда  и в прокуратуру можно считать  привлечением данных органов для  участия в переговорном процессе между работодателем и работником по существу индивидуального трудового спора. Но данные органы уже будут осуществлять императивное воздействие на работодателя. Данное императивное воздействие на работодателя со стороны указанных органов возможно только в случае нарушения трудового законодательства со стороны работодателя.

Рассмотрение  индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам - внесудебный орган, действующий в организации. Он формируется  из одинакового числа представителей работодателей и работников для разрешения трудовых конфликтов.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС  установлен настоящим Трудовым кодексом (ст. 387-389).

В соответствии со ст. 29-32 Трудового кодекса РФ представителей работников в КТС вправе делегировать профсоюзные организации или иные представительные органы работников, например совет трудового коллектива. Делегированные лица после их утверждения на общем собрании работников организации становятся полноправными членами КТС данной организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

КТС избирает из своего состава председателя и секретаря  комиссии. На них возлагается подготовка и созыв очередного заседания, вызов  свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут способствовать правильному разрешению возникшего спора. Секретарь КТС ведет протокол заседания.

Статья 385 Трудового  кодекса определяет компетенцию  комиссии по трудовым спорам.

Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, минуя комиссию. Инициаторами образования КТС выступают сами стороны трудового спора - работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. КТС в данном случае является арбитром между сторонами в споре. И если стороны обращаются к этому арбитру, то они обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.

КТС рассматривает  споры о переводах на другую работу и об изменении иных условий трудового  договора, о наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда, а также иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора. В КТС не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов. Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.

Заседание КТС  считается правомочным, если на нем  присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Основная масса  индивидуальных трудовых споров, за некоторым  исключением, может рассматриваться  в комиссиях по трудовым спорам, при этом законодатель полагает, что  перед рассмотрением индивидуального  трудового спора в КТС, предварительно должны быть проведены переговоры между работником и работодателем по его существу.

Рассмотрение  индивидуальных трудовых споров в судах

В судах рассматриваются  индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС. Либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Работник имеет  право обратиться в суд за разрешением  индивидуального трудового спора  в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был  узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение  одного месяца со дня вручения ему  копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом.

Не является препятствием к возбуждению трудового  дела в суде решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника  по мотивам пропуска срока исковой  давности.

 

Заключение

Бесконфликтных организаций не бывает. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в её деятельности возникают основание для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и управлять его течением и решением - неотъемлемая составляющая профессионализма руководства компании и службы персонала.

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций во взаимоотношениях людей  и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, парциональные, касающиеся её отдельной части; зараждающиеся, зрелые или угасающие; слепые или рациональные; мирные или немирные; кратковременные или затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к существенным изменениям в организации или даже к её разрушению.

Современная точка зрения на конфликт рассматривает его как  процесс взаимодействия, обладающий рядом неоценимых преимуществ с точки зрения организации. Анализ причин, течения и результатов конфликта убеждает в том, многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие традиций и прочее.

 

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. – 512с.
  2. Аржанухин С.В. Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Екатеринбург, 2005.
  3. Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ.  высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400с.
  4. Комментарий к ТК РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2006.
  5. Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 Столяренко А.М. Психология менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко, Н.Д. Амоглобели. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005
  6. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: ЭКМОС, 2000.
  7. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912с.

Информация о работе Трудовые конфликты и споры