Социальное партнёрство в сфере труда. Законодательство о труде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

В работе освещен теоретический вопрос раскрывающий некоторые моменты трудового законодательства.

Оглавление

1. Понятие, стороны, система социального партнёрства.
2. Законодательство об охране труда.

Использованная литература

Файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 29.08 Кб (Скачать)

                                           СОДЕРЖАНИЕ 
 

  1. Понятие, стороны, система социального партнёрства.

    2. Законодательство об охране труда.

         3. Задача 1.  

      За  драку, учинённую в общежитии  вагонного депо, машинисту тепловоза  Аристову был объявлен выговор с  последним предупреждением и  лишением половины квартальной премии. Считая взыскание незаконным, Аристов  обратился с жалобой в суд.

      Есть  ли со стороны руководителя нарушения  законодательства о труде?

      Правильно ли обратился в суд с данной жалобой Аристов? 
 

        Использованная литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             1. Понятие, стороны, система социального партнёрства 

         В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

        В России социальное партнерство выступает как определенного рода амортизатор социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и институтов в сфере труда. В ходе процедур социального партнерства происходит оформление интересов и прав, реструктурированных социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров.

        Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ).

        Трудовой кодекс РФ - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

        Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

        Формы социального партнерства - это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

                   Социальное партнерство осуществляется в формах:

- коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников  и совершенствования трудового  законодательства;

- участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

- участия  представителей работников и  работодателей в досудебном разрешении  трудовых споров.

          Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений. 

        ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).

        Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.

        В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства (двупартизм).

       Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т.е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

         Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.

         На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).

       Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):

- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

-   региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;

-   отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;

- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором. 
 
 

                           2.  Законодательство об охране труда.

 

      Современное законодательство об охране труда опирается на следующие нормы: Международные нормы об охране труда, Федеральное законодательство об охране труда, Законодательство об охране труда РФ, локальные нормы об охране труда.

      Международно-правовое регулирование труда - это регламентация  трудовых отношений, связанных с  применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой  индивидуальных и коллективных интересов работников на основе международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров, а также других международно-правовых средств, обеспечивающих их исполнение). Источниками регулирования прежде всего являются определенные стандарты труда, принятые ООН и такой международной специализированной организацией, как МОТ. 

 

      Оценивая  роль международно-правового регулирования  трудовых отношений в Российской Федерации, нельзя не учесть содержания ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С учетом этого положения определяется значение соответствующих международных актов, и в первую очередь актов МОТ.

      Эта организация, в которую входят 170 государств-членов, была основана правительствами  ряда стран по решению Парижской  мирной конференции 11 апреля 1919 г. в целях международного сотрудничества для обеспечения длительного мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда.

      Исходя  из этих целей, МОТ призвана решать следующие задачи:

      разработка  согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

      разработка  и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;

      помощь  странам-участницам в решении проблем  занятости и сокращения безработицы;

      защита  прав человека (права на труд, на объединения), защита от принудительного труда, дискриминации  и т.п.;

      борьба  за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

      разработка  программ в области улучшения  условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

      содействие  организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами  по регулированию социально трудовых отношений;

      разработка  мер по защите наиболее уязвимых групп  трудящихся (женщин, молодежи, пожилых  людей, трудящихся-мигрантов).

      Перечисленные задачи были и остаются главными в  деятельности МОТ.

      Основным  направлением деятельности МОТ, как  видно, является нормотворчество, т.е. разработка международных актов  о труде.

       Также, к международным источникам регулирования относятся Конституция Европейского союза,  Европейская социальная хартия, Акты Международной организации труда  и Международные стандарты.

       Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.

       Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.

       Из более 50 Конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.

Информация о работе Социальное партнёрство в сфере труда. Законодательство о труде