Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:23, реферат
В работе освещен теоретический вопрос раскрывающий некоторые моменты трудового законодательства.
1. Понятие, стороны, система социального партнёрства.
2. Законодательство об охране труда.
Использованная литература
2. Законодательство об охране труда.
3. Задача 1.
За драку, учинённую в общежитии вагонного депо, машинисту тепловоза Аристову был объявлен выговор с последним предупреждением и лишением половины квартальной премии. Считая взыскание незаконным, Аристов обратился с жалобой в суд.
Есть ли со стороны руководителя нарушения законодательства о труде?
Правильно
ли обратился в суд с данной
жалобой Аристов?
Использованная литература
1. Понятие, стороны,
система социального
партнёрства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.
В России социальное партнерство выступает как определенного рода амортизатор социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и институтов в сфере труда. В ходе процедур социального партнерства происходит оформление интересов и прав, реструктурированных социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров.
Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ).
Трудовой кодекс РФ - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).
Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Формы социального партнерства - это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных
переговоров по подготовке
- взаимных
консультаций (переговоров) по вопросам
регулирования трудовых
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия
представителей работников и
работодателей в досудебном
Основной и наиболее распространенной
формой социального партнерства выступает
проведение коллективных переговоров,
результатом которых является заключение
коллективных договоров, соглашений.
ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.
В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства (двупартизм).
Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т.е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.
На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).
Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;
- отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;
- уровень
организации, устанавливающий конкретные
взаимные обязательства в сфере труда
между работниками и работодателями, например
коллективным договором.
2. Законодательство об охране труда.
Современное законодательство об охране труда опирается на следующие нормы: Международные нормы об охране труда, Федеральное законодательство об охране труда, Законодательство об охране труда РФ, локальные нормы об охране труда.
Международно-правовое
регулирование труда - это регламентация
трудовых отношений, связанных с
применением наемного труда, улучшением
его условий, охраной труда, защитой
индивидуальных и коллективных интересов
работников на основе международных соглашений
государств (многосторонних и двусторонних
договоров, а также других международно-правовых
средств, обеспечивающих их исполнение).
Источниками регулирования прежде всего
являются определенные стандарты труда,
принятые ООН и такой международной специализированной
организацией, как МОТ.
Оценивая
роль международно-правового
Эта организация, в которую входят 170 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г. в целях международного сотрудничества для обеспечения длительного мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда.
Исходя из этих целей, МОТ призвана решать следующие задачи:
разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;
помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
защита прав человека (права на труд, на объединения), защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
разработка
программ в области улучшения
условий труда и
содействие
организациям трудящихся и предпринимателей
в их работе совместно с правительствами
по регулированию социально
разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ.
Основным направлением деятельности МОТ, как видно, является нормотворчество, т.е. разработка международных актов о труде.
Также, к международным источникам регулирования относятся Конституция Европейского союза, Европейская социальная хартия, Акты Международной организации труда и Международные стандарты.
Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.
Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.
Из более 50 Конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.
Информация о работе Социальное партнёрство в сфере труда. Законодательство о труде