Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерское соглашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:19, реферат

Краткое описание

соцпартнерство в сфере треда

Оглавление

1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем.
2. Стороны, органы, система и формы социального партнерства.
3. Коллективные переговоры.
4. Принципы социального партнерства.
5. Коллективный договор.
6. Социально-партнерские соглашения.

Файлы: 1 файл

соцпартнерство.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

генерального  – общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей  и Правительство РФ; 

отраслевого (межотраслевого) тарифного – соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ. 

На уровне субъектов  Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе этих субъектов I участниками соглашений могут быть: 

регионального – соответствующие профсоюзы  и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта; 

отраслевого (межотраслевого) тарифного – соответствующие  профсоюзы и их объединения, объединения  работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ; 

территориального  – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления. 

К заключению и  действию социально-партнерских соглашений, так же как и к коллективным договорам, относятся принципы, указанные ранее, а также порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договора и соглашения. 

Содержание и  структуру соглашений определяют стороны  в лице их представителей, которые  свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем. 

Порядок, сроки  разработки проекта соглашения и  его заключения определяются трехсторонней  комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК). 

Термин “социальные  партнеры” закреплен в Конвенции  МОТ №87 (1948 г.) “Свобода ассоциации и зашита права на организацию”, определившей право социальных партнеров (работников и предпринимателей) на защиту своих интересов, а также право организации трудящихся и предпринимателей свободно выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий. Конечно, эти программы отражают противоположные интересы труда и капитала. Поэтому для социального мира необходимо их социальное партнерство как условие обеспечения развития экономики страны. 

Значение социально-партнерских  соглашений для работников в том, что они направлены на: 

– улучшение  условий труда работников, повышение его оплаты; 

– обеспечение  охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников; 

– повышение  законодательного минимума гарантий трудовых прав работников; 

– обеспечение  занятости трудящихся, их переквалификация для этого. 

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный  комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения). Подписанное соглашение в 7-дневныи срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне – в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации – в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение. 

Контроль за выполнением соглашений всех уровней  осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду. 

Ответственность представителей работодателей за уклонение  от участия в переговорах или  необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом (ст. 25–28) – штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый судом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает. 

ТК несколько  иначе гл. 8 представляет ответственность  сторон социального партнерства. В  ст. 52 предусмотрена правовая ответственность  для представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах  по заключению и изменению соглашения или коллективного договора: они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом. 

Статья 53 ТК предусматривает  также правовую ответственность  и представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерское соглашения