Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:19, реферат
соцпартнерство в сфере треда
1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем.
2. Стороны, органы, система и формы социального партнерства.
3. Коллективные переговоры.
4. Принципы социального партнерства.
5. Коллективный договор.
6. Социально-партнерские соглашения.
Участники переговоров
не должны разглашать охраняемую законом
тайну, ставшую им известной при
переговорах.
4. Основные принципы
социального партнерства
Основными принципами
социального партнерства, закрепленными
в ст. 24 ТК, являются:
– соблюдение норм
законодательства: все стороны и
их представители должны соблюдать
не только Кодекс, законы, но и другие
нормы трудового
– полномочность
представителей сторон: требуется документальное
письменное подтверждение, что данное
лицо является представителем такой-то
стороны с такими-то полномочиями;
– равноправие
сторон как в инициативе переговоров,
их ведении и подписании коллективных
договоров и соглашений, так и
в контроле за их выполнением;
– уважение и учет
интересов сторон;
– заинтересованность
сторон в участии в договорных
отношениях;
– свобода выбора
и обсуждения вопросов, составляющих
содержание коллективных договоров
и соглашений: содержание коллективных
договоров и соглашений определяют
сами стороны свободно без всякого внешнего
давления на них; запрещается всякое вмешательство,
ограничивающее права сторон, особенно
работников (ст. 5);
– добровольность
принятия обязательств: каждая сторона
принимает на себя обязательства
по коллективному договору или социально-партнерскому
соглашению путем консенсуса, уступая
друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона
может и не принять на себя обязательство,
какое хочет иметь другая сторона в договоре,
соглашении (данный принцип связан с предыдущим,
поскольку без свободы не может быть и
добровольности сторон);
– реальность принимаемых
сторонами на себя обязательств: сторона
должна брать на себя по договору, соглашению
такое обязательство, которое она реально
способна исполнить, и не принимать декларации
в виде обязательств (данный принцип тесно
связан с предыдущим);
– систематичность
контроля за выполнением коллективных
договоров, соглашений;
– обязательность
выполнения коллективных договоров, соглашений
и ответственность за их невыполнение.
Целью, как коллективного
договора, так и соглашений является
установление такого договорного регулирования
социально-трудовых отношений при
согласовании интересов сторон, чтобы
оно было выше по уровню, чем предусмотрено
законодательством.
5. Коллективный
договор
Коллективный
договор – это правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения в
организации и заключаемый
В этом легальном
понятии кратко указаны стороны и содержание
коллективного договора. Это всегда двусторонний
акт. Коллективный договор может заключаться
в организации в целом, в ее филиалах, представительствах
и иных обособленных структурных подразделениях.
Ныне все более
возрастает роль коллективного договора
как локального специфического источника
трудового права, учитывающего конкретную
специфику данного производства.
Сторонами коллективного
договора являются работники одной
какой-то организации, т.е. трудовой коллектив,
от имени которого выступают их представители,
и работодатель, представителем которого
по уставу организации является ее руководитель.
Если в организации не один, а два-три профсоюза,
и они заключают единый договор, то в комиссию
для ведения переговоров и составления
проекта коллективного договора выделяются
представители каждого из этих профсоюзов
с учетом количества их членов.
Поскольку проект
коллективного договора, как правило,
утверждает общее собрание (конференция)
трудового коллектива, то сторонами
его являются трудовой коллектив работников
организации и работодатель. От сторон
коллективного договора надо отличать
лиц, которые указаны в договоре как конкретные
исполнители определенных обязательств
сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями
коллективного договора.
Моментом начала
коллективных переговоров является
дата издания приказа руководителя
организации, согласованного с соответствующим
представителем работников, о формировании
комиссии для переговоров и разработки
коллективного договора. Если со стороны
работников выступают несколько представителей
(когда несколько профсоюзов), то они в
течение пяти календарных дней формируют
единый представительный орган для заключения
единого договора.
Инициатором заключения
и изменения коллективного
Единый проект
коллективного договора обсуждается
сначала работниками в
Структуру и
содержание коллективного договора
определяют сами стороны через своих
представителей.
Содержанием коллективного
договора являются условия, определяющие
права и обязанности сторон и
ответственность за их нарушение. По
их характеру все условия могут быть разделены
на три вида:
– нормативные,
закрепляющие локальные нормы трудового
права о различных льготах, преимуществах,
предоставляемых отдельным
– обязательственные,
закрепляющие конкретные обязательства
администрации (работодателя) по улучшению
условий труда и быта работников,
которые действуют до их выполнения
и погашаются обычно раньше срока окончания
коллективного договора;
– организационные
– о сроках действия коллективного
договора, о проверке его выполнения
и отчетах сторон об этом, о порядке
его изменения и пересмотра и
т.п.
Условия договора,
ухудшающие против законодательства условия
труда, считаются недействительными.
По структуре
коллективные договоры могут содержать
от двух до восьми и более разделов
(как договорятся стороны). Но почти
во всех договорах есть разделы об
оплате, охране труда, о повышении
квалификации. Частью договора являются
приложения к нему, конкретизирующие по
цехам, подразделениям меры по улучшению
условий и охраны труда, а также различные
положения по премиальным системам оплаты
труда, премиям по итогам работы за год
и т.д.
Значение коллективного
договора состоит в том, что этот правовой
акт регулирует условия труда и быта работников
при активном участии самих работников.
Следовательно, он улучшает против законодательства
эти условия и развивает производственную
демократию. Ныне возросла регулятивная
роль коллективного договора, и его локальные
нормы права расширяются. Одновременно
он является наиболее практически значимой
формой социального партнерства, а также
средством укрепления дисциплины труда
(работники берут обязательства и в этой
области) и направлен на совершенствование
производства, улучшение качества выпускаемой
продукции, организации труда, повышение
его производительности. В этом и состоит
народнохозяйственное, производственное
значение этого договора.
Порядок заключения
коллективного договора установлен законом.
Коллективный договор заключается на
предприятиях, в организациях, учреждениях,
а согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона
от 8 мая 1996 г. “О производственных кооперативах”
– и в производственных кооперативах
(правлением кооператива с работниками
– не членами кооператива). Решение о необходимости
заключения коллективного договора с
работодателем вправе принимать представители
работников или общее собрание (конференция)
работников организации. Коллективный
договор заключается на срок от одного
года до трех лет и вступает в силу с момента
его подписания сторонами или со дня, установленного
в договоре. Стороны могут продлить его
действие на срок не более трех лет. По
окончании срока он продолжает действовать
до момента заключения нового договора
или изменения, дополнения сторонами действующего.
Свое действие коллективный договор сохраняет
и в случае изменения состава, структуры,
наименования, органа управления организации,
увольнения ее руководителя. При реорганизации
предприятия коллективный договор сохраняет
свое действие на период реорганизации,
а затем по инициативе одной из сторон
может быть пересмотрен. При смене формы
собственности производства он сохраняет
свое действие в течение трех месяцев,
когда стороны могут начать переговоры
о заключении нового или сохранении, изменении
и дополнении действующего коллективного
договора.
Действие коллективного
договора распространяется на всех работников
данной организации, ее филиала или
иного обособленного
Контроль за
выполнением коллективного
Изменения коллективного
договора производятся в том же порядке,
какой установлен для его заключения.
6. Социально-партнерские
соглашения
В первые годы советской
власти и до 1933 г. (когда была введена
централизованная тарифная система) в
нашей стране существовали отраслевые
тарифные соглашения, устанавливавшие
тарифы оплаты труда в конкретных отраслях
народного хозяйства (их обычно называли
отраслевыми коллективными договорами),
но они не были четко урегулированы трудовым
законодательством. Этот вид правовых
договоров появился лишь с принятием Закона
РФ 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”.
Соглашение –
это правовой акт, устанавливающий
общие принципы регулирования социально-
Соотношение законодательства
и коллективного договора, соглашения,
трудового договора (контракта) предусмотрено
в ст. 3 Закона; этой же статьей запрещено
включать в трудовые договоры (контракты)
условия, ухудшающие положение работников
по сравнению с законодательством, коллективными
договорами и соглашениями. Соглашение
– это вид правового договора коллективного
значения представителей работников и
работодателей с участием представителей
органа исполнительной власти, заключенный
на централизованном уровне (Федерации
или ее субъекта и др.) по вопросам социально-трудовых
и связанных с ними экономических отношений.
Виды социально-партнерских
соглашений (в зависимости от уровня
и их содержания):
– генеральное
соглашение на федеральном уровне,
устанавливающее общие принципы
регулирования социально-
– региональное
соглашение на уровне субъекта Российской
Федерации, устанавливающее общие
принципы регулирования социально-
– отраслевое (межотраслевое)
тарифное соглашение, устанавливающее
нормы оплаты и другие условия труда и
социальные гарантии и льготы для работников
отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение
может быть не только федеральным, но и
региональным;
– территориальное
соглашение, устанавливающее условия
труда, социальные гарантии и льготы, связанные
с территориальными особенностями города,
района, другого административно-
Все эти виды
соглашений по договоренности сторон,
участвующих в переговорах, могут
быть двух- или трехсторонними (трипартизм),
когда третьей стороной является соответствующий
орган исполнительной власти. Соглашения,
которые предусматривают какое-то бюджетное
финансирование, заключаются при обязательном
участии представителя соответствующего
органа исполнительной власти.
Участниками соглашений
могут быть на федеральном уровне: