Система трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является понятие системы Российского трудового права.
Предмет исследования: составляющие элементы понятия системы трудового права, т.е. трудовые правоотношения и отношения тесно связанные с трудовыми (отношения по занятости и трудоустройству, собственно трудовые отношения, отношения по материальной ответственности, социально-партнерские отношения и другие), так же предметом исследования являются: субъекты трудового права и принципы трудового права.

Оглавление

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 4
1 Предмет и метод регулирования трудового права 4
2 Основные принципы трудового права 8
3 Субъекты трудового права 11
Глава II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 13
1 Обеспечение занятости и трудоустройства 13
2 Трудовой договор 17
3 Материальная ответственность сторон трудового
договора 20
Заключение 23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.doc

— 133.50 Кб (Скачать)
  1. Выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости;
  2. Содержащие руководящие начала в области установления условий труда работников;
  3. Определяющие правовое регулирование применения труда наемных работников;
  4. Отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

    Ряд важных принципов закреплен в ТК РФ. Однако в современных условиях не все основные принципы трудового права получили текстуальную формулировку в статьях Конституции и других важнейших нормативных актах, между тем наличие легальных формулировок принципов права — одно из свидетельств высокого уровня систематизации и качества действующего законодательства. Текстуальное легальное формулирование принципов трудового права важно в теоретическом и практическом отношениях: оно дает возможность обратить внимание всех граждан на наиболее важные руководящие положения трудового законодательства и правильно уяснить сущность и смысл конкретных норм права.

    К основному числу принципов относятся: свобода труда; обеспечение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых отношений; обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; обеспечение права на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права на отдых; установление государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечение надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права на содействие занятости и защиту от безработицы; обеспечение права на возмещение вреда (ущерба), причиненного работнику; содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров; признание права на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; признание права на объединения, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов; участие объединений работников и работодателей в регулировании трудовых отношений.

    Безусловно, такое количество положений об основных принципах трудового права России усиливает его идеологическую, регулятивную и охранительную направленность, которая особенно необходима в условиях перехода страны к рыночной экономике.

 

     3.  Субъекты трудового права

    Российская  юридическая наука под субъектами права понимает таких   участников   общественных   отношений   (граждан, организаций), которые на основании  действующего законодательства признаются обладателями субъективных прав и соответствующих обязанностей. При этом каждая отрасль права характеризуется своим кругом субъектов, которые наряду с ее предметом и методом предопределяют особенности данной отрасли в общей системе права.

    В условиях постепенного перехода к рыночным отношениям для трудового права России характерны, прежде всего, субъекты, непосредственно участвующие в функционировании рынка труда, в применении и организации трудовых процессов. Ими выступают трудоспособные граждане (работники), организации (работодатели), трудовые коллективы, профсоюзные и иные органы, представляющие права и интересы работников. Все названные субъекты трудового права по закону наделяются специфическим свойством — правовым статусом, дающим им возможность участвовать в конкретных правоотношениях, связанных с общественно-трудовой деятельностью.

    Правовой  статус субъектов трудового права  определяет с юридических позиций, кто есть кто в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством. Содержание статуса включает в себя следующие основные элементы:

  1. трудовую право- и дееспособность субъекта (правосубъектность);
  2. закрепленные за ним законодательством права и обязанности;
  3. гарантии этих прав и обязанностей;
  4. ответственность за надлежащее исполнение возложенных на субъекта обязанностей.

    Субъективные права и обязанности, непосредственно вытекающие из закона, представляют ядро правового статуса субъекта трудового права. Они обычно фиксируются в основных нормативных актах трудового законодательства России (Конституции, ТК). В отличие от субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание конкретных правоотношений, эти права и обязанности называются статутными. Перечень основных статутных прав и обязанностей субъектов трудового права различен и определяется их социальным предназначением и характером выполняемых ими функций в сфере труда.

    Реальность  содержания правового статуса субъектов  трудового права наряду с правосубъектностью и статутными правами и обязанностями дополняют гарантии осуществления прав и ответственность за надлежащее исполнение обязанностей. Гарантии и ответственность придают правовому статусу необходимую определенность и устойчивость, без чего вообще невозможно говорить о действительном правовом положении субъектов трудового права. Гарантии статутных прав и ответственность за неисполнение статутных обязанностей, будучи юридическими категориями, всегда выражаются в форме правовых норм, которые либо способствуют (поощряют) оптимальной свободе действий субъектов по реализации своих прав, либо воздействуют на субъекты путем применения к ним санкций, если они не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.   ОСОБЕННАЯ  ЧАСТЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА

    1.  Обеспечение занятости и трудоустройства

    В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы.          Состояние российской экономики на сегодняшний день, разрыв хозяйственных связей, проблемы взаимных неплатежей предприятий, задержки по выплате заработной платы и другие сложности поставили вопрос о занятости трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна.

    Закон о занятости дает определение занятости  как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных  потребностей, не противоречащей законодательству Российской  Федерации  и приносящей,  как  правило, доход, заработок. Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

  1. работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  2. занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  3. самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  4. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  5. выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  6. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального   и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

    Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических  и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости  населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения  имеющихся  мест работы.  Порядок высвобождения  работников. В условиях нестабильности экономики и изменений конъюнктуры  рынка периодически необходимо высвобождение части работников, превышающей реальную потребность в рабочей силе.

    При возможности высвобождаемый работник с его согласия переводится на другую работу в той же организации. Работодатель может расширить сферу  своей хозяйственной деятельности, развивать производство, организовывать обучение и переподготовку своих кадров, сохраняя, таким образом, уже существующие и образуя новые рабочие места. Это будет являться одной из форм трудоустройства, и осуществляется она самим работодателем. На расширение и развитие этой наиболее рациональной формы и направлено правовое регулирование при высвобождении работников. Так, при увольнении работника по независящим от него причинам работодатель обязан предложить ему другую работу.   

    Социальные  гарантии и компенсации устанавливаются  как для граждан, потерявших работу, высвобожденных из организаций, так и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимым  условием их предоставления является достижение трудоспособного возраста и получение статуса безработного.

    В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются  трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

    В ряде случаев выплата пособия  по безработице прекращается с одновременным  снятием с учета в качестве безработного, например, в случае признания  гражданина занятым или его переезда в другую  местность. Основанием может быть и недобросовестное поведение безработного - длительная неявка в органы службы занятости без уважительных причин или попытка обманным путем получить пособие по безработице. (п. 2 ст. 35 Закона о занятости).  Если гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости, отказался от участия в общественных работах, это не является основанием для признания, что ему предложена подходящая  работа, и не лишает его льгот и компенсаций, предоставляемых  безработным.

    Основные принципы государственной политики пока остаются, это:

  1. Обеспечение всем гражданам равных возможностей на свободный труд;
  2. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей;
  3. Обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер  для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве;
  4. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека;
  5. Поощрение работодателей, сохраняющих рабочие места и создающих новые;
  6. Координация мер по занятости населения с другими: социальным обеспечением, предупреждение инфляции, роста цен и т.д.;
  7. Развитие трудовых ресурсов;
  8. Сокращение безработицы;
  9. Обеспечение занятости малочисленных народов;
  10. Международное сотрудничество в области занятости.

 

2.   Трудовой договор

    Согласно  ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

    Трудовой  договор вступает в силу со дня  его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

      Работник обязан приступить к  исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется. 

Информация о работе Система трудового права