Профсоюзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Большое количество трудовых споров и забастовок, определяются, прежде всего, экономическими факторами - общим падением производственной деятельности в стране, ростом инфляционных процессов, несовершенством организации оплаты труда в большинстве отраслей народного хозяйства. Но причины такого положения дел нередко кроются и во внеэкономических факторах, которые, порой, влияют на уровень.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика профосоюзов
§1 Понятие профсоюзов. Их задачи и функции………………...…6
§2 Принципы деятельности профсоюзов………………………….8
Глава 2. Правовой статус профсоюзов
§1 Общая характеристика правового статуса…………………….11
§2 Классификация прав профсоюзов……………………………..13
§3 Основные права профсоюзов………………………..…………18
§4 Ответственность профсоюзов………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26
Список источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая-профсоюзы.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения[11].

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.

Первичный профсоюзный орган на производстве — профком в соответствии с КЗоТ РФ принимает участие в правоприменении.

На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия.

Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.

Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

3. Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права, повышающих по сравнению с зако­нодательством социальные гарантии для работников данного производства.                   

4. Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В этой области профсоюзы имеют следующие права:

      принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации;

      вносить в правительство республик в составе РФ, местные органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с высвобождением работников;

      осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством;

      соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, работодателя;

      органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости;

      профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости;

      предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке[12].

 

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.

Закон “О коллективных договорах и соглашениях” предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением, что будет более подробно раскрыто далее в гл. 8.

5. Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

6. Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 г. Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам. Профсоюзы теперь имеют право участвовать в этом управлении, лишь выдавая по-прежнему бесплатно или с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальному страхованию — за счет Фонда в соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ. Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию и делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о назначении пенсий.[3]

7. Профсоюзы управляют находящимися в их ведении домами отдыха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями. У профсоюзов есть своя профсоюзная собственность на эти учреждения. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

   

 

§4 Ответственность профсоюзов

 

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41)[13].

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение обязательств профсоюзов по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена в ст. 417 ТК РФ. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку — поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения), могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании ст. 417 ТК РФ.

ТК РФ предусматривает административную ответственность за определенные нарушения законодательства о социальном партнерстве не только представителей работодателей, но и представителей работников, следовательно — и профсоюзных работников (см. ст. 54—55). Однако Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) 2001г. предусматривает ответственность за те же правонарушения только работодателей и их представителей (ст. 5.28—5.31)[14]. Поскольку приоритет в регулировании отношений, связанных с административной ответственностью, принадлежит КоАПу, после его введения в действие (с 1 июля 2002 г.) представители работников — члены профсоюзных органов к административной ответственности за подобные нарушения привлекаться не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления.

Современный правовой статус профсоюзов закреплен федеральным законодательством. Однако правовой статус российских профсоюзов регулируется также на уровне субъектов федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное законодательство предусматривает возможность принятия субъектами Российской Федерации законов об отдельных видах общественных объединений, в том числе и о профсоюзах.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта роль ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда[15].

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

Нормативно-правовые акты:

1.      "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, №4, ст. 445.

2.      ФЗ №197 от 30.12.01 «Трудовой кодекс Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

3.      ФЗ №10 от 8.12.95 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.96, №3, ст.148.

4.      ФЗ №82 от 14.04.95 «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 22.05.95, №21, ст.1930.

5.      ФЗ №195 от 30.12.01 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.

6.      ФЗ №2490-1 от 11.03.92 «О коллективных договорах и соглашениях» // "Российская газета", №98, 28.04.1992.

 

Научная литература:

1.      Зайкин А.Д. Российское трудовое право. – М.: Инфа М-НОРМА, Москва, 2003.

2.      Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы. - М., 2003.

3.      Снигирева И.О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автореферат. - М.: Проспект, 2006.

4.      Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. - М.: Проспект, 2004.

5.      Что могут профсоюзы?: Права и гарантии деятельности: Федерал законы, нормат. акты., коммент. специалистов // Ред.-сост. Е.Б. Скукин. - М.: Б.и., 1996.

 

 

 

 

27

 



[1] Что могут профсоюзы?: Права и гарантии деятельности: Федерал законы, нормат. акты., коммент. специалистов // Ред.-сост. Е.Б. Скукин. - М.: Б.и., 1996.

[2] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, №4, ст. 445.

[3] ФЗ №10 от 8.12.95 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.96, №3, ст.148.

[4] ФЗ №197 от 30.12.01 «Трудовой кодекс Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

[5] Снигирева И.О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автореферат. - М.: Проспект, 2006.

[6] Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. - М.: Проспект, 2004.

[7] Зайкин А.Д. Российское трудовое право. – М.: Инфа М-НОРМА, Москва, 2003.

[8] Что могут профсоюзы?: Права и гарантии деятельности: Федерал законы, нормат. акты., коммент. специалистов // Ред.-сост. Е.Б. Скукин. - М.: Б.и., 1996.

[9] Снигирева И.О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автореферат. - М.: Проспект, 2006.

[10] ФЗ №2490-1 от 11.03.92 «О коллективных договорах и соглашениях» // "Российская газета", №98, 28.04.1992.

[11] Снигирева И.О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автореферат. - М.: Проспект, 2006.

[12] Снигирева И.О. Профсоюзы и трудовое право. - М.: Проспект, 2004.

[13] ФЗ №82 от 14.04.95 «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 22.05.95, №21, ст.1930.

[14] ФЗ №195 от 30.12.01 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.

[15] Что могут профсоюзы?: Права и гарантии деятельности: Федерал законы, нормат. акты., коммент. специалистов // Ред.-сост. Е.Б. Скукин. - М.: Б.и., 1996.


Информация о работе Профсоюзы