Профсоюзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Большое количество трудовых споров и забастовок, определяются, прежде всего, экономическими факторами - общим падением производственной деятельности в стране, ростом инфляционных процессов, несовершенством организации оплаты труда в большинстве отраслей народного хозяйства. Но причины такого положения дел нередко кроются и во внеэкономических факторах, которые, порой, влияют на уровень.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика профосоюзов
§1 Понятие профсоюзов. Их задачи и функции………………...…6
§2 Принципы деятельности профсоюзов………………………….8
Глава 2. Правовой статус профсоюзов
§1 Общая характеристика правового статуса…………………….11
§2 Классификация прав профсоюзов……………………………..13
§3 Основные права профсоюзов………………………..…………18
§4 Ответственность профсоюзов………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26
Список источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая-профсоюзы.doc

— 142.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика профосоюзов

§1 Понятие профсоюзов. Их задачи и функции………………...…6

§2 Принципы деятельности профсоюзов………………………….8

Глава 2. Правовой статус профсоюзов

§1 Общая характеристика правового статуса…………………….11

§2 Классификация прав профсоюзов……………………………..13

§3 Основные права профсоюзов………………………..…………18

§4 Ответственность профсоюзов………………………………….23

Заключение………………………………………………………………..26

Список источников……………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия переживает один из самых трудных периодов в своей истории. Нынешняя ситуация на рынке труда почти во всех регионах страны неспокойна. По-прежнему высок уровень безработицы. Увеличивается обнищание трудящихся масс.

Большое количество трудовых споров и забастовок, определяются, прежде всего, экономическими факторами - общим падением производственной деятельности в стране, ростом инфляционных процессов, несовершенством организации оплаты труда в большинстве отраслей народного хозяйства. Но причины такого положения дел нередко кроются и во внеэкономических факторах, которые, порой, влияют на уровень.

Исследования социологов показали, что помимо низкого уровня оплаты труда причинами многочисленных трудовых споров в России являются многочисленные нарушения трудового законодательства, связанные с необоснованными отказами в приеме на работу, незаконными переводами и массовыми увольнениями трудящихся. Нарушается законодательство об индексации заработной платы, в целях предотвращения массовых высвобождений работников практикуются “вынужденные” отпуска без сохранения заработной платы, что противоречит трудовому законодательству.

В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности. Нынешнюю ситуацию характеризуют:

· уменьшение монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

· превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;

· многообразие форм собственности;

· становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;

· утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.);

· формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.

Указанные выше перемены в экономике и, как следствие, в политике Российского государства не могли не коснуться профсоюзного движения. Переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности, утверждение конституционно-правовых основ Российской государственности требуют от профессиональных союзов поиска иных форм и методов работы, переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствования организационной структуры.

В настоящее время в профсоюзах России идут сложные, противоречивые процессы, развернулась борьба между различными профсоюзными течениями и структурами. Это весьма негативно сказывается на осуществлении ими главной задачи по защите прав и интересов трудящихся, ведет к ослаблению, потере авторитета профсоюзов, к разобщению и раздробленности профсоюзного движения страны. И если на крупных государственных и частных предприятиях профсоюзные организации имеют определенный опыт работы по защите прав и интересов своих членов, а также располагают для этого средствами, то коллективы малых предприятий, особенно частных, таковыми возможностями не обладают. Зачастую работники малых частных предприятий не знают своих прав и, как следствие, их права ущемляются работодателями. Более того, собственники не заинтересованы в создании профсоюзного органа на своих предприятиях. Кроме того, на государственном уровне приняты законодательные акты, ущемляющие права профсоюзов. В частности, из ведения профсоюзов изъято управление социальным страхованием[1].

В Трудовом кодексе РФ закреплены полномочия профсоюзов в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства (гл. 58). Но, как показывает практика, данные функции на практике профсоюзами зачастую не выполняются. Особенно это касается предприятий малого бизнеса.

Данная ситуация вытекает из того, что практически все предприятия являются субъектами предпринимательской деятельности, чьей целью является извлечение прибыли, притом её размер должен быть как можно выше. При этом работодатели зачастую идут на нарушение прав трудящихся, ставя при этом во главу угла снижение материальных затрат на реализацию этих прав.

Из вышесказанного следует, что тема работы весьма актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является рассмотрение роли профсоюзов как субъектов в сфере защиты интересов работников посредством реализации норм трудового права.

Задачами данной курсовой являются подробное рассмотрение:

1) понятия профсоюзов, их задачи и функций;

2) положения профсоюзов как субъектов трудового права, их права и обязанности.

Объектом исследования выступают сущность, функции, задачи, права профсоюзов.

Предметом исследования является правовое регулирование деятельности профсоюзов.

 

 

 

Глава 1. Понятие профсоюзов

 

Профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30)[2]. Одно упоминание профсоюзов в Конституции свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления[3].

Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статус отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:

1)     защитная

2)     производственная

3)     воспитательная

4)     социальная

5)     международная

Можно выделить и другие функции, но основная функция профсоюзов России - защита интересов людей труда. Помимо главной - защитной функции - профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам государством.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта роль ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные

права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).

Трудовой кодекс РФ закрепил общее право профсоюзов представлять интересы трудящихся (ст.29 ТК РФ)[4]. Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных рабочих и служащих является одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов.

 

 

§2 Принципы деятельности профсоюзов

 

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов — первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов — обеспечивается также:

      прямым запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов органов государственной власти и их должностных лиц, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;

      имущественной самостоятельностью;

      правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

      запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип — самоуправление — предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип — добровольность объединения в профсоюзы — закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом,— равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков.

Пятый принцип — законность создания и деятельности — вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях»[5].

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и ТК РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 г. И норм других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах» является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций и органов и в то же время представляет собой специальный акт по отношению к Федеральному закону «Об общественных объединениях».

В отдельных субъектах РФ приняты свои законы о профсоюзах, например в Республиках Саха (Якутия), Татарстан, Башкортостан, в Саратовской области.

Информация о работе Профсоюзы