Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:05, реферат
Субъекты трудового права — это участники трудовых правоотношений, обладающие субъективными правами и обязанностями. Российская юридическая наука под субъектами права понимает таких участников общественных отношений (граждан, организаций), которые на основании действующего законодательства признаются обладателями субъективных прав и соответствующих обязанностей.
1. Понятие субъектов трудового права.............................................................3
2. Классификация субъектов трудового права................................................4
3. Работники (граждане) как субъекты трудового права.................................5
4. Работодатель как субъекты трудового права..............................................9
5. Профсоюзы как субъекты трудового права................................................12
6. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права...............................................................................14
7. Органы, рассматривающие трудовые споры: комиссия по трудовым спорам, суд как субъекты трудового права....................................................15
8. Государственные надзорные органы и иные органы как субъекты трудового права................................................................................................16
9. Список используемой литературы..............................................................19
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
2. Профсоюзы обладают организационным единством, так как профсоюз — это общественная организация, имеющая Устав и выборные профсоюзные органы. Профсоюзы могут иметь свои отраслевые или территориальные объединения (ассоциации).
3. Профсоюзы обладают обособленным имуществом. Все члены профсоюзной организации обязаны уплачивать профсоюзные взносы, из которых формируется денежный фонд профсоюза, необходимый для обеспечения деятельности профсоюза.
В российские профсоюзы
могут вступать любые граждане, достигшие
14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную деятельность).
Профсоюзы могут создаваться в любой организации,
независимо от формы собственности.
Профсоюзу предоставлено право на объявление
забастовки, руководство ей.
Профсоюзы имеют право на согласование
большинства вопросов, связанных с управлением
трудом в организации. Только с согласия
профсоюза работодатель может уволить
членов выборного профсоюзного органа
по ряду невиновных оснований, вносить
изменения в положение об оплате труда
или премировании работников.
Работодатель устанавливает графики сменности, предоставления отпусков, нормы выработки, времени, обслуживания, правила внутреннего трудового распорядка с учетом мнения профсоюза. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.
Выборный профсоюзный
орган не позднее пяти рабочих
дней с момента получения проекта
указанного локального нормативного акта направляет
работодателю мотивированное мнение по
проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение
выборного профсоюзного органа не содержит
согласия с проектом локального нормативного
акта либо содержит предложения по его
совершенствованию, работодатель может
согласиться с ним либо обязан в течение
трех дней после получения мотивированного
мнения провести дополнительные консультации
с выборным профсоюзным органом работников
в целях достижения взаимоприемлемого
решения.
При недостижении согласия
возникшие разногласия
Государственная инспекция труда при
получении жалобы (заявления) выборного
профсоюзного органа обязана в течение
одного месяца со дня получения жалобы
(заявления) провести проверку и в случае
выявления нарушения выдать работодателю
предписание об отмене указанного локального
нормативного акта, обязательное для исполнения.
В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
Профсоюзы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, получение информации, необходимой для заключения коллективного договора или контроля за его выполнением. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Для осуществления профсоюзной деятельности Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предоставляет профсоюзам особые гарантии имущественных прав и гарантии работникам, являющимся членами профсоюза.
К гарантиям имущественных
прав профсоюзов относится признание
неприкосновенности имущества профсоюзов,
недопустимости финансового контроля за расходованием
средств (кроме доходов от предпринимательской
деятельности), недопустимость ограничения
независимой финансовой деятельности
профсоюзов, также предусматривается,
что имущество профсоюзов может быть отчуждено
только по решению суда. Профсоюзы не отвечают
по обязательствам органов государственной
власти и местного самоуправления.
Профсоюзы вправе осуществлять не противоречащую
их уставным целям предпринимательскую
деятельность, учреждать банки, фонды
солидарности и т.д.
Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе. В этом случае их следует рассматривать как одного из участников трудовых отношений, то есть работодателя. Вопрос о работодателях, как субъектах трудового права, нами уже рассмотрен.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять представительство организаций, финансируемых из соответствующего бюджета, при договорной регламентации отношений в сфере труда. В подобной ситуации они не выступают в качестве работодателя. По этой причине они должны быть признаны особыми субъектами трудового права. Такое признание влечет за собой и определенные правовые последствия. Например, при заключении соглашения участвовал не только работодатель, то есть организация, с которой работники состоят в трудовых отношениях, но и орган местного самоуправления. В этом случае претензии при неисполнении условий заключенного соглашения могут быть предъявлены и непосредственно к работодателю, и к органу местного самоуправления.
В ч. 9 ст. 45 ТК РФ сказано о том, что соглашения по договоренности представителей работодателей и работников могут быть двухсторонними и трехсторонними. Названные соглашения могут быть заключены на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Помимо представителей работников и работодателей по их взаимному решению в качестве третьей стороны соглашения могут быть привлечены органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня заключаемого соглашения. Как сторона соглашения органы государственной власти и местного самоуправления обязаны выполнить касающиеся их деятельности условия соглашений. При возникновении спора о предоставлении льгот и преимуществ по соглашению, заключенному с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления, этот орган будет выступать в качестве ответчика в КТС или суде. При обжаловании в судебном порядке условий указанных соглашений на предмет признания их недействительными органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве заинтересованных лиц. Естественно, при невыполнении условий соглашений, заключенных с их участием, органы государственной власти вправе предъявить претензии, в том числе и в судебном порядке, к работодателям и представителям работников по поводу невыполнения содержащихся в таких соглашениях условий. Реализация данного права и исполнение указанных обязанностей свидетельствуют о наличии у органов государственной власти и местного самоуправления элементов правового статуса субъекта трудового права.
Органы государственной власти и местного самоуправления следует признавать субъектами трудового права не только при их непосредственном участии в заключении соглашений. Как известно, отдельные организации существуют в основном за счет средств бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления. К числу этих организаций, например, относятся учреждения здравоохранения, культуры, государственные образовательные учреждения. Несмотря на то, что указанные организации являются работодателем по отношению к принятым на работу, они не могут самостоятельно выполнять обязанности работодателя перед работниками. В частности, при отсутствии достаточного бюджетного финансирования перечисленные организации не имеют возможности выполнить обязанность по оплате труда работников. В подобных ситуациях предъявление претензий к работодателю и даже вынесение решения о взыскании заработной платы с работодателя в пользу работников не может решить проблему реального получения работниками заработанного. В этом случае работники вправе обратиться с иском о взыскании заработной платы не только к работодателю, но и соответствующему органу государственной власти или местного самоуправления, который должен осуществлять финансирование организации, с которой работники состоят в трудовых отношениях. Очевидно, что обязанность по осуществлению финансирования в рассматриваемой ситуации возникает у органов государственной власти и местного самоуправления не только перед организацией, существующей на их счет, но и перед работниками, которые не получают заработную плату вследствие недостаточного финансирования из бюджета органа государственной власти или местного самоуправления. В подобной ситуации имеются основания для взыскания в солидарном порядке с организации и органа государственной власти или местного самоуправления невыплаченной работникам заработной платы, поскольку данный вид ответственности вытекает из содержания действующего законодательства, так как потеря заработной платы работниками связана с совместными неправомерными действиями работодателя и органа государственной власти или местного самоуправления. В свою очередь орган государственной власти или местного самоуправления вправе предъявить претензии к работодателю, который нецелевым образом использовал средства, выделенные на выплату заработной платы работников. Работодатель также не лишен права требовать в судебном порядке необходимых для выполнения своих обязанностей перед работниками средств от органа государственной власти или местного самоуправления, осуществляющего финансирование.
Перечисленные элементы правового положения органов государственной власти и местного самоуправления позволяют признать их субъектами трудового права. Очевидно, что эти органы могут выступать в качестве непосредственных участников отношений по договорному регулированию в сфере труда и по урегулированию трудовых споров.
7. Органы, рассматривающие трудовые споры: комиссия по трудовым спорам, суд как субъекты трудового права.
Индивидуальные трудовые
споры рассматриваются комиссия
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Непосредственно
в судах рассматриваются
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
8. Государственные надзорные органы и иные органы как субъекты трудового права.
Информация о работе Понятие и классификация субъектов трудового права