Пенсионное обеспечение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:54, реферат

Краткое описание

На основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и задач, а так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в последние годы.

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………....3
1.Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..4
2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
2.1 Виды законов…………………………………………………………………...6
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения …………………………………………………………………………...6
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России……………………………………………….8
3. Основные моменты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения.
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ» и «Программа пенсионной реформы в РФ» ..……………………………………..15
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» ……………………......19
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» ………………………………………………………………………..…..21
Заключение…….…………………………...…………………………..……….....22
Список используемых источников…………….………………………………...24

Файлы: 1 файл

пенсионное обеспечение рф-готовое!!!!.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

      Приведенные выше факты показывают, что государственная пенсионная система работает на пределе своих возможностей. Начиная с 1995 года появились регулярные задержки выплаты пенсий и проблему невыплат не удается удовлетворительно решить и по настоящее время, несмотря на все предпринимаемые правительством усилия хотя, справедливости ради, надо отметить, что в нашей республике данная проблема практически не существовала в отличии от других российских регионов, их задержки составляли до полугода и  более.

      Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в том направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Указанная концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 года № 463.

      В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной  системе предлагается смешанная  система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

      1)государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их накопления;

      2)государственное  пенсионное обеспечение  для отдельных  категорий граждан,  а так же для  лиц, которые не  приобрели права  на пенсию по государственному пенсионному страхованию – за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

      3)дополнительное  пенсионное страхование  (обеспечение), осуществляемое  за счет   добровольных  взносов работодателей  и работников, а  в случаях, установленным законодательством Российской Федерации – обязательных страховых взносов;

      Основой дополнительного пенсионного обеспечения  должны стать негосударственные  пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе  рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться:

      1)в  форме так называемых  дополнительных профессиональных  пенсионных систем  отдельных организаций,  отраслей экономики,  либо территорий;

      2)в  форме личного  пенсионного страхования  граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

      Одна  из ключевых позиций в деятельности будущей пенсионной системы принадлежит  новым для нашей страны организациям – негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Следует подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер.

      Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечивать государство. Именно, НПФ предстоит занять эту нишу, что бы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей – профсоюзы -заключить такие коллективные договора на предприятиях, что бы эти взносы делал работодатель.

      Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а так же денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации.  Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов.

      Формирование  системы НПФ в России началось в крайне неблагоприятных для  этого дела условиях. Отсутствие необходимых  нормативных документов, высокие  темпы инфляции, тяжелое финансовое положение многих работодателей, неустойчивость фондового рынка, а так же политическая нестабильность и неопределенность сильно сужают возможности без рискового эффективного использования пенсионных накоплений.

      Первой  в России Негосударственный пенсионный фонд («Российский страховой пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. На начало 1998 года в России фактически действовало около 280 Негосударственных пенсионных фондов, которые выплачивали дополнительные пенсии более чем 190000 человек.

      «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации « от 20 мая 1998 года предлагает создание профессиональных пенсионных систем. Для профессий и должностей, включенных в Списки № 1 и № 2 и связанных с относительно высокими факторами, профессионального риска, страхование работников работодателями с помощью профессиональных пенсионных систем должно быть обязательным. В тех случаях, когда Уровень профессионального риска относительно низкий, предполагается страхование работников в профессиональных пенсионных системах сделать добровольными.

      За  каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному  тарифу перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

      Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним  из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы будут помещаться на специальный счет в рамках накопительной системы. 

3.2. Закон «Об индивидуальном  персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования». 

      Предложенный  выше подход к организации профессионального  пенсионного страхования непосредственно  связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, полномасштабное функционирование которой началось в 2000 году.

      Закон о персонифицированном учете  был принят 20 марта 1996 года. Он направлен  на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитии заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов.  Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать  этот процесс, что бы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

      Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного  фонда России принимает на себя обязательства  открыть индивидуальный лицевой  счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

      Работодатели, помимо финансового участия в  формировании Пенсионного фонда  России, теперь будут обременены и  организационными обязанностями: предоставлять сведения о всех  работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

      Перечень  сведений, которые обязан предоставить работодатель, достаточно широк. В частности, необходимо указать период деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж (работа в особых условиях труда, на Крайнем Севере и так далее), сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начисляются и т.д.

      Оговорены в Законе и обязанности застрахованного  лица. Оно должно:

      -пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации;

      -получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц;

      -заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а так же при утере страхового свидетельства;

      -представлять  по требованию  органов Пенсионного  фонда Российской  Федерации документов, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет.

      Несомненным достоинством принятого Закона является реальное обозначение перспектив дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости  от трудового вклада. 

      3.3. Федеральный закон  «О порядке исчисления  и увеличения государственных пенсий». 

      С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года за № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи  с принятием данного закона пенсии для неработающих пенсионеров могут  исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионераэто размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, И.К.П. – соотношение заработка. Из которого исчисляется пенсия, со средней заработной платой в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволит в какой-то мере преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пений в связи с индексацией пенсий увеличивается разрыв между максимальными и минимальными пенсиями, при компенсации нивелируются различия в уровнях обеспечения в зависимости от трудового вклада. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных  социальных последствий, тяжесть которых  наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость.

      В настоящее время сфера пенсионного  обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

      -финансовая нестабильность;

      -слабая  дифференциация пенсионного  обеспечения в  зависимости от  трудового вклада;

      -неоправданно  большой удельный  вес льготных пенсий:

      -отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

      С достаточной степенью достоверности  можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в  России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка  экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

      В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации  с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой  практике института как негосударственное  пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации  должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ