Пенсионное обеспечение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:54, реферат

Краткое описание

На основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и задач, а так же осветить те реформы, которые не претерпевает пенсионное законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в последние годы.

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………....3
1.Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..4
2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
2.1 Виды законов…………………………………………………………………...6
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения …………………………………………………………………………...6
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России……………………………………………….8
3. Основные моменты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения.
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ» и «Программа пенсионной реформы в РФ» ..……………………………………..15
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» ……………………......19
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» ………………………………………………………………………..…..21
Заключение…….…………………………...…………………………..……….....22
Список используемых источников…………….………………………………...24

Файлы: 1 файл

пенсионное обеспечение рф-готовое!!!!.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Марийский государственный технический университет 
 
 

     Кафедра управления и права 
 
 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине «Трудовое право»

     на  тему:

Пенсионное  обеспечение в  РФ 
 
 
 

Выполнил: студент гр. НН-21

Оруджова  Р.Р.

Проверил: доцент кафедры управления и права,

Столярова М. С. 
 
 
 
 

     Йошкар-Ола,

     2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………....3

1.Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..4

2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

2.1 Виды законов…………………………………………………………………...6

2.2 Конституция  Российской Федерации – гарант  пенсионного обеспечения населения …………………………………………………………………………...6

2.3 Закон «О  государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России……………………………………………….8

3. Основные моменты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения.

3.1 «Концепция  реформы системы пенсионного  обеспечения в РФ» и «Программа пенсионной реформы в РФ» ..……………………………………..15

3.2 Федеральный  закон «Об индивидуальном персонифицированном  учете в системе государственного  пенсионного страхования» ……………………......19

3.3 Федеральный  закон «О порядке исчисления  и увеличения государственных  пенсий» ………………………………………………………………………..…..21

Заключение…….…………………………...…………………………..……….....22

Список  используемых источников…………….………………………………...24 
Введение.

 

      На  основе существующей нормативной базы путем описания ее системы и задач, а так же осветить те реформы, которые  не претерпевает пенсионное законодательство, а значит и вся система пенсионного обеспечения в последние годы.

        Социальное обеспечение населения  Российской Федерации является  одной из наиболее  актуальных  проблем на данный момент в  нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.

      Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

      В своей работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 

  • Предпосылки к реформированию пенсионной системы  Российской Федерации.
  •  

          Для лучшего понимания проблем, существующих в системе пенсионного обеспечения  в России, целесообразно сравнить ее основные параметры с системой социального обеспечения в СССР. До начала 90-х годов в СССР существовал  единый фонд социального страхования, из которого выплачиваются пенсии, а так же пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, на санаторное лечение. Не существовало страхование от безработицы, а так же больничного страхования, поскольку государство обеспечивало лечение заболевших по бесплатной основе. Для финансирования фонда социального обеспечения устанавливался тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве зарплаты.[7,стр.7-12]

          Размер  тарифа устанавливался государством и  был дифференцирован по различным отраслям. В последние до перестроечные годы он составлял от 7 до 14 копеек на каждый рубль заработной платы. Этих денег было недостаточно, поэтому примерно такое же количество поступало из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатство общества. В начале 90-х годов в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике социальное страхование в Российской Федерации  в Финансовом отношении претерпело три существенных изменения. Во-первых, Фонд социального страхования сузился до пределов России, во-вторых, он распался на ряд самостоятельных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и собственно Фонд социального страхования. В-третьих, были резко повышены отчисления работодателей в указанные фонды с тем, что бы они перестали зависеть от дотаций со стороны государственного бюджета и могли обеспечить падающие на их выплаты за счет собственных доходов. Впервые после 1917 года к взносам в Пенсионный фонд стали привлекать взносы  самих застрахованных, хотя в самых скромных размерах (1% от заработанной платы).

          Переход к рыночным отношениям в экономике  поставил проблему рефинансирования советской системы социального обеспечения, неспособной эффективно функционировать в новых условиях, что повлекло за собой  и полное реформирование законодательной базы.

          На  данный момент нормативную основу пенсионного  обеспечения в Российской Федерации составляют следующие законы: 

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года.
    3. Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.
    4. Закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года.
    5. Закон Российской Федерации «О государственной службе» от 31.07.1995 года.
    6. Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
     

       Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных  актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).

  • Законодательная база пенсионного  обеспечения в  Российской Федерации
  •  

    2.1 Виды законов. 

          Итак, мы подошли к тому моменту, когда  уже можно определить круг законов, которые будут нас интересовать при рассмотрении данного вопроса. Как я уже говорила, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

    Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая  закрепляет основные права и свободы  гражданина Российской Федерации, к  которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят   Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии. 

      2.2 Конституция РФ - гарант пенсионного обеспечения населения. 

       Социальная  политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.

       Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

    1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается и гарантируется минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

       Как мы видим, Конституция провозглашает  основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в  области социального обеспечения  населения.

       Она устанавливает основное право граждан  РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции  РФ гласит:

    1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
    2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
    3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

       Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

       Термин  «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

       Для конкретизации данных вопросов в  Конституции имеются ссылки на федеральные  законы, о которых пойдет речь в  дальнейшем. 

      1. Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.
     

          В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений». На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Втораясущественно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третьяне допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России. [8, стр.29-35]

          Основополагающая  идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система  обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень  жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в следующем:

    1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным предприятием. Другими словами, это система принудительная. Принуждение осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной;
    2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.

    Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ