Ответственность сторон социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА
1.1. Понятие и сущность социального партнерства
1.2. Представительство интересов работников и работодателей
1.3. Органы социального партнерства
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
2.1. Общие основания ответственности в сфере социального партнерства
2.2. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ)
2.3. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК РФ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     1.2. Ответственность сторон социального  партнерства 
Статья 54 Трудового кодекса РФ регламентирует ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. 
Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. 
Под федеральным законом в данном контексте понимается Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», вступившего в силу с 1 июля 2002 года. 
Так, согласно ст. 5.28 КоАП РФ, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 
Согласно ст. 54 Трудового кодекса РФ, лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. 
Согласно ст. 5.29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 
Согласно ст. 55 Трудового кодекса РФ, лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. 
Согласно ст. 5.31 КоАП РФ, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 
Выше была рассмотрена правовая регламентация ответственности сторон социального партнерства на федеральном уровне. Ответственность сторон социального партнерства регламентируется также на региональном уровне, путем принятия субъектами законов о социальном партнерстве. Таким образом, правовая регламентация социального партнерства, а также ответственности сторон социального партнерства более детально прописана на региональном уровне. 
Так, согласно ст. 24 Закона Московской области «О социальном партнерстве в Московской области» , стороны коллективных договоров, соглашений, нарушающие или не выполняющие взятые обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. По требованию профсоюзных органов работодатель обязан принять меры, предусмотренные действующим законодательством, к должностному лицу, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора, соглашения. 
Стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать договорную ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если предусмотренная ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения договорной ответственности к Сторонам предусматриваются в коллективном договоре, соглашении. Привлечение к ответственности не освобождает Стороны от выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению. 
Согласно ст. 19 Закона Республики Татарстан «О социальном партнерстве», за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению и дополнению Генерального соглашения, республиканских отраслевых (тарифных) соглашений, специальных территориальных соглашений, коллективных договоров, за невыполнение или нарушение принятых обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством. 
Если в соглашениях, коллективных договорах имеются имущественные обязательства сторон социального партнерства, то в случае их невыполнения ответственность наступает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 
Привлечение к ответственности за невыполнение принятых обязательств не освобождает сторону (стороны) социального партнерства от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору. 
Согласно ст.25 Закона Челябинской области «О социальном партнерстве в Челябинской области», Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. 
Должностные лица, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору в соответствии с законодательством о труде. 
Сторона (стороны), а также соответствующий орган системы социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения. 
Требование подлежит рассмотрению в 15-дневный срок со дня его получения, в течение которого стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или об основаниях отказа в его удовлетворении. 
Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласованию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по соглашению, коллективному договору, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора. 
Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Другие стороны (сторона) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора. 
По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора. 
Штрафы за нарушения в сфере социального партнерства налагаются на виновных лиц в соответствии с административным законодательством.

     1.3. Проблемы правового регулирования  социального партнерства на современном  этапе 
Сегодня социальное партнерство является трансформированной формой социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей. 
Нельзя не затронуть вопрос об ответственности сторон социального партнерства. Следует иметь в виду, что ответственность сторон социального партнерства определена в статьях 54 и 55 Трудового кодекса РФ (глава 9). Однако при применении этих норм необходимо учитывать, что данные положения об ответственности носят отсылочный характер, т. е. для их реализации требуется применение другого федерального закона, а именно Кодекса РФ об административных правонарушениях, который введен в действие с 1 июля 2002 года. 
Так, в соответствии со статьями 5.28 (уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения), 5.29 (непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения), 5.30 (необоснованный отказ в заключении коллективного договора, соглашения), 5.31 (нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению) административную ответственность в виде штрафа несут только работодатели или лица, его представляющие, а ответственность представителей работников не установлена.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. 
Ответственность сторон социального партнерства регламентируется в главе 9 нового Трудового кодекса РФ за: 
1) уклонение от участия в коллективных переговорах, непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54) 
2) нарушение или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст.55). 
В Трудовом кодексе РФ сам размер ответственности сторон социального партнерства не определен, в нем содержаться отсылочные нормы. Размер ответственности сторон социального партнерства определен в Кодексе РФ об Административных правонарушениях. 
Ответственность сторон социального партнерства регулируется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Законы субъектов РФ более летально и полно регламентируют ответственность сторон социального партнерства. 
Считаю, что на федеральном уровне должен быть принят отдельный закон о социальном партнерстве, чтобы установить единые рамки определения этой ответственности и не допустить несоответствия регионального законодательства федеральным установлениям в этой области.

     ЗАДАЧА  № 1. 
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются ТК РФ иными федеральными законами. 
Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): 
военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. 
Т. о., если сверхурочная работа выполнялась военнослужащим не при исполнении им обязанностей военной службы, то на нее должны распространятся нормы Трудового кодекса РФ. 
Если же сверхурочная работа была выполнена в рамках общей военной службы, то действие трудового законодательства на это не распространяется. Компенсация сверхурочной работы, соответствующее вознаграждение военнослужащих регламентируются воинскими уставами, которые регламентируют разные вопросы прохождения воинской службы.

     ЗАДАЧА  № 2. 
Согласно ст. 72 Трудового кодекса РФ, перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условия трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника. 
Работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 статьи 77 Трудового кодекса РФ. 
Не является переводом на другую постоянную работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора. 
Согласно ст. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из содержания статей 60 и 72 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую постоянную работу без его согласия. 
Переводом на другую постоянную работу в той же организации, требующим письменного согласия работника, следует считать изменение трудовой функции или иных существенных условий трудового договора (часть первая статьи 72, статья 57 ТК РФ). Такое же согласие необходимо получить от работника в случае перевода на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией. 
Если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (часть вторая статьи 57 ТК РФ). Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т. д. 
Таким образом, если в договоре было указано конкретное структурное подразделение, изменение структурного подразделения будет считаться существенным изменением условий трудового договора, также это будет считаться переводом, а не перемещением. Поэтому доводы юридического отдела необоснованны, согласно п.16 вышеназванного Постановления. 
Перевод от перемещения отличается прежде всего тем, что перемещение не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора. 
Т. о., позиция юридического отдела неправомерна.

     ЗАДАЧА  № 3. 
Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. 
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. 
Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. 
Согласно ст.239 ТК РФ, материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. 
Т. о., руководитель организации прав, т. к. работник своими действиями (использование автомобиля, принадлежащего организации) причинил прямой действительный ущерб работодателю. Кто прав, а кто виноват в произошедшей аварии — вопрос второй. Если виноват водитель другого автомобиля, то он будет нести материальную ответственность перед пострадавшей стороной, но сам работник будет нести материальную ответственность перед работодателем. Работник использовал служебный автомобиль в нерабочее время, поэтому он несет личную ответственность за него. 
Если бы авария произошла в рабочее время, то работник бы не нес материальную ответственность перед работодателем, т. к. использовал рабочий автомобиль по назначению. 
Следует также отметить, что работник понесет полную материальную отвественность перед работодателем, т. к., согласно п.8 ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

     ЗАДАЧА  № 4. 
Согласно ст.248 Трудового кодекса РФ, взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. 
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд. 
По истечении года работодатель вправе подать в суд иск о возмещении ущерба, причиненного работником, т. к. в законе установлен месячный срок лишь для взыскания ущерба в административном порядке. Вдобавок ст. 196 Гражданского кодекса РФ установлено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года. 
Таким образом, работодатель имеет все юридические основания обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда по истечении года со дня обнаружения ущерба.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ// Российская газета. 2001. 31 декабря. 
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2004. № 4. 
4. Федеральный закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558. 
5. Закон Московской области от 17 марта 1999 года N 18/48 (в ред. Закона МО от 03.12.1999 N 83/99-ОЗ) «О социальном партнерстве в Московской области» // Московские ведомости. 1999. 25 марта. 
6. Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. N 2004 «О социальном партнерстве» // Республика Татарстан. 1999. 3 марта 
7. Закон Челябинской области от 25 февраля 1999 года 68-ЗО «О социальном партнерстве в Челябинской области» // Южноуральская панорама. 1999. 1 апреля. 
8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Панина. М.: МЦФЭР, 2002. 1056 с. 
9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. П. Орловского М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ». ИНФРА-М, 2002. 959 с. 
10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 672 с. 
11. Комаровский В., Садовая Е. Федеральный уровень социального партнерства // Человек и труд. 1999. № 11. Ст. 73. 
12. Рыбакова Е. Л. Как заключить коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации // Трудовое право. — 2003. — N 3. — С. 20—25. 
13. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. М.: Издательство «Мысль», 1996. 237 с. 
14. Толкунова В. Н. Трудовое право. Курс лекций. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 320 с. 
 
 

Информация о работе Ответственность сторон социального партнерства