Ответственность сторон социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА
1.1. Понятие и сущность социального партнерства
1.2. Представительство интересов работников и работодателей
1.3. Органы социального партнерства
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
2.1. Общие основания ответственности в сфере социального партнерства
2.2. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ)
2.3. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК РФ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Трудовое  право: 

     ОтВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

     ВВЕДЕНИЕ   
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА   
1.1. Понятие и сущность социального партнерства   
1.2. Представительство интересов работников и работодателей   
1.3. Органы социального партнерства   
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО  
ПАРТНЕРСТВА   
2.1. Общие основания ответственности в сфере социального партнерства  
2.2. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54 ТК РФ)   
2.3. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК РФ)   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 

     Статья 54. Ответственность за уклонение  от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой  для ведения коллективных переговоров  и осуществления контроля за соблюдением  коллективного договора, соглашения  

     Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению  коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

     Лица, виновные в  непредоставлении информации, необходимой  для ведения коллективных переговоров  и осуществления контроля за соблюдением  коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом 

     Статья 55. Ответственность  за нарушение или невыполнение коллективного  договора, соглашения  

     Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

     Ответственность сторон социального партнерства

     Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г.

     Статья 5.28 КоАП предусматривает за уклонение  работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

     Непредоставление  работодателем или лицом, его  представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, согласно ст. 5.29 влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труд а.

     Статья 5.30 КоАП предусматривает ответственность  за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, такая ответственность также предусмотрена лишь для работодателя или лица, его представляющего. Размер административного штрафа составляет от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

     Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31).

     Согласно  ст. 5.32 уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференций) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

     Невыполнение  работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП). 
 

     Ответственность сторон социального партнерства  

       Ответственность за уклонение  от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г. 
   Статья 5.28 КоАП предусматривает за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда. 
   Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, согласно ст. 5.29 влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труд а. 
   Статья 5.30 КоАП предусматривает ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, такая ответственность также предусмотрена лишь для работодателя или лица, его представляющего. Размер административного штрафа составляет от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. 
   Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31). 
   Согласно ст. 5.32 уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференций) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда. 
   Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП).

     Рекомендуемая литература  

      1. Архипова Б. А. Коллективный  договор на предприятии. М., 1975. 
   2. Архипова Б. А., Писарева Л. Н. Коллективный договор и профком. М., 1998. 
   3. Бугров Л. Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. № 4. 
   4. Власов В. И. Коллективные договоры и соглашения — зашита от безработицы // Законность. 1995. № 8; Государство и право. 1995. №8. 
   5. Глазырин В. В., Коршунова Т.Ю., НуртдиноваА. Ф. О реализации Закона “О коллективных договорах и соглашениях” // Законодательство и экономика. 1993. № 5—6. 
   6. Киселев В. Н., СмольковВ. Г. Социальное партнерство в России. М., 1998. 
   7. Коршунов Ю. Коллективный договор в условиях рыночной экономики // Хозяйство и право. 1992. № 2. 
   8. Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений современной России. М., 1998. 
   9. Нуртдинова А. Ф. Социальное партнерство в Трудовом кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2002. № 4. 
   10. Орловский Ю. П. Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.11.1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” // Право и экономика. 1996. №5/6. 
   11. Пашков А. С. Социальное партнерство в сфере трудовых организаций // Правоведение. 1997. № 2. 
   12. Российское трудовое право: Учебник / Под ред. А. Д. Зайкина. М., 2000. 
   13. Смирнов П. Коллективные договоры: право и практика // Экономика и жизнь. 1996. № 13. 
   14. Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М., 1999. 
   15. Хохрякова О. С., Нуртдинова А. Ф. Коллективные договоры и соглашения // Право и экономика. 1993. № 2. 
   16. ШебановаА. И. От тарифного соглашения по КЗоТ РСФСР 1918 до системы социального партнерства в современный период // Трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М., 2000. 
   17. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002.
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 
по дисциплине: «Трудовое право» 
Тема: Ответственность сторон социального партнерства

     Челябинск, 2004

     СОДЕРЖАНИЕ: 
Введение _________________________________________________________3 
Вопрос 1. Ответственность сторон социального партнерства 
1. Правовое регулирование и содержание института социального партнерства _______________________________________________5 
2. Ответственность сторон социального партнерства ______________ 8 
3. Проблемы правового регулирования социального партнерства на современном этапе _______________________________________ 12 
Заключение ______________________________________________________14 
Вопрос 2. Решение задач __________________________________________ 15 
Список использованной литературы _________________________________20

     ВВЕДЕНИЕ 
Тема работы актуальна, так как развитие социального государства предполагает становление современных социально-трудовых отношений, в том числе системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. В этой ситуации особенно актуальным становится вопрос о взаимной ответственности сторон социального партнерства. 
Объект исследования: общественно-правовые отношения, складывающие по поводу исполнения своих обязательств каждой и сторон социального партнерства. 
Цель работы: осветить вопросы, характеризующие такой институт трудового права как социальное партнерство, указать, для каких целей создается социальное партнерство, раскрыть данное понятие, а также рассмотреть вопрос об ответственности сторон социального партнерства. 
Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, других актов различной юридической силы, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий. Теоретическую основу дипломной работы составляют труды отечественных ученых: В. Комаровского, Е. Садовой, В. Н. Толкуновой, Е. Л. Рыбаковой и др. 
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех частей и заключения. 
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. 
В первой части рассмотрено понятие и правовая регламентация социального партнерства в современном трудовом законодательстве России. 
Вторая часть посвящена раскрытию правовой регламентации ответственности сторон социального партнерства, особенности регулирования ответственности сторон социального партнерства на региональном уровне. 
В третьей части работы рассмотрены проблемные аспекты ответственности сторон социального партнерства. 
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по совершенствованию действующего в этой области трудового законодательства и дальнейшей разработке рассматриваемой проблемы.

     1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО  ПАРТНЕРСТВА 
1.1. Правовое регулирование и содержание института социального партнерства 
Социальное партнерство можно определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпо? ративных, так и общесоциальных целей . 
Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами: 
1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы. 
2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник — достойное образование. 
3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие. 
Согласно ст.23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. 
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. 
В том случае, если органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, они также являются сторонами социального партнерства. 
Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются: 
? федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; 
? региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; 
? отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 
? территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 
? уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. 
Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство. 
К ним относятся: 
? коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению; 
? взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 
? участия работников, их представителей в управлении организацией; 
? участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. 
Под органами социального партнерства понимаются органы, которые: 
? обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений; 
? ведение коллективных переговоров; 
? обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения; 
? организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений. 
Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе. 
Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон. 
? На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. 
Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. 
? В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 
? На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. 
? На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации. 
? На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Информация о работе Ответственность сторон социального партнерства