Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:31, реферат
Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
Введение
Образование находится в центре
первоочередных государственных интересов.
От состояния образовательной
В современном правовом государстве
образование должно иметь основательную
нормативно-правовую базу. Требование
тщательного законодательного регулирования
отношений в области
Так же следует выделить, что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей.
На основании нового Трудового
кодекса 2002г., установившего ряд
принципиально новых положений
в отношении правового
1. Источники трудового регулирования
педагогических работников
Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения путем вступления в трудовой коллектив на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.
Для целей настоящего Федерального
закона под педагогическими
В организациях, осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся работники, непосредственно занятые обучением, воспитанием обучающихся и (или) организацией образовательного процесса в специализированных структурных образовательных подразделениях таких организаций.
Однако осуществление
Основным источником регулировании труда и трудовых отношений в РФ является Трудовой кодекс Российской Федерации - основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений, действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.
ТК РФ содержит нормы, цель которых
- создать благоприятные условия
труда, обеспечить защиту прав и интересов
работников и работодателей, а также
необходимую правовую базу для изменения
правового характера трудовых отношений.
В нем впервые закреплена недопустимость,
какой бы то ни было дискриминации
в трудовых отношениях. Введен запрет
на принудительный труд. ТК РФ установил
ответственность работодателя за задержку
заработной платы. Такая задержка отнесена
к категории принудительного
труда. Помимо уголовной и административной
ответственности введена
Наряду с ТК РФ с ним тесно
переплетается федеральный «
2. Аспекты нормативно-правового регулирования
труда педагогических работников
2.1. Рабочее время и время отдыха
Согласно ст.333 ТК РФ для педагогических
работников образовательных учреждений
устанавливается сокращенная
Педагогическим работникам образовательных
учреждений в зависимости от должности
и (или) специальности с учетом особенностей
их труда устанавливается
Учебная нагрузка педагогического
работника, оговариваемая в трудовом
договоре, может ограничиваться верхним
пределом в случаях, предусмотренных
типовым положением об образовательном
учреждении соответствующих типа и
вида, утверждаемым уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти, а
для образовательных
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
На основании типовых
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, не более 36 часов в неделю (продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке). Работодатель обязан установить для педагогических работников сокращенное рабочее время. В свободное от основной работы время (как по основному месту работы, так и в других организациях) эти работники вправе работать по совместительству (ст. 98 ТК РФ), в том числе по аналогичной занимаемой ими должности, специальности, профессии. Данное право предоставлено им Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», а именно:
а) указанные категории работников
вправе осуществлять работу по совместительству:
выполнять другую регулярную оплачиваемую
работу на условиях трудового договора
в свободное от основной работы время
по месту своей основной работы или
в других организациях, в том числе
по аналогичной должности, специальности,
профессии, и в случаях, когда
установлена сокращенная
б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем; по каждому трудовому договору она не может превышать:
- для педагогических работников
(в том числе тренеров-
- для работников культуры, привлекаемых
в качестве педагогических
в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
В целях реализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношение которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного года за непрерывную преподавательскую работу Министерство образования РФ утвердило Положением Министерства образования РФ от 07.12.2000 № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Этим Положением определены виды деятельности, включаемые в непрерывную преподавательскую деятельность, случаи, при которых, стаж не прерывается, условия оплаты отпуска и т.д.
Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.
Длительный отпуск предоставляется
педагогическому работнику по его
заявлению и оформляется
2.2. Оплата труда педагогических работников
Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее - ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65.
Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:
- показателей квалификации (образование,
стаж педагогической работы, наличие
квалификационной категории,
- продолжительности рабочего
- объемов учебной (педагогической) работы;
- размеров повышения ставок (окладов)
в процентах, на которые ставки
(оклады) специалистов, работающих на
селе, увеличиваются по сравнению
с размерами ставок (окладов) соответствующих
специалистов в городской
- порядка исчисления заработной
платы педагогических
Информация о работе Особенности регулирования труда педработников