Особенности регулирования труда педработников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:31, реферат

Краткое описание

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 28.71 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы  во многом зависят будущее Российского  государства, его экономическое  развитие, уровень благосостояния в  обществе. С образованием связываются  надежды на модернизацию экономики  и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в «связке» с наукой образование представляет собой  одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной  безопасности.

В современном правовом государстве  образование должно иметь основательную  нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования  отношений в области образования  обусловлено рядом причин.

Так же следует выделить, что в  сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей.

На основании нового Трудового  кодекса 2002г., установившего ряд  принципиально новых положений  в отношении правового положения  в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства  Российской Федерации «Об утверждении  типового положения об общеобразовательном  учреждении» от 19марта 2001 г. № 196, постановление  Правительства Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников от 3 апреля 2003 г. N 191 и прочие.

 

1. Источники трудового регулирования

педагогических работников

 

Конституция РФ в соответствии с  нормами международного права запрещает  принудительный труд, закрепляет свободу  труда, право каждого свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Эти положения  распространяются и на педагогических работников. Как и другие граждане, они свободны в выборе учебного заведения  путем вступления в трудовой коллектив  на основе добровольного волеизъявления, направленного на выполнение трудовой функции.

Для целей настоящего Федерального закона под педагогическими работниками  понимаются физические лица, состоящие  в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие  на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.

В организациях, осуществляющих обучение, к педагогическим работникам относятся  работники, непосредственно занятые  обучением, воспитанием обучающихся  и (или) организацией образовательного процесса в специализированных структурных  образовательных подразделениях таких  организаций.

Однако осуществление педагогического  труда коллективами преподавателей вузов, сузов, лицеев, школ, особенности и своеобразие педагогической работы, являющейся основой их правовой характеристики, породили необходимость в дифференциации законодательства о труде этих работников. В этой связи в сфере регулирования труда преподавателей функционирует большое количество специальных правовых норм, устанавливающих особый порядок возникновения и существования данных трудовых правоотношений. Поэтому в основе правового регулирования труда этих работников лежит сочетание общего трудового законодательства и специальных правовых норм.

Основным источником регулировании  труда и трудовых отношений в  РФ является Трудовой кодекс Российской Федерации - основной систематизированный  законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений, действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.

ТК РФ содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия  труда, обеспечить защиту прав и интересов  работников и работодателей, а также  необходимую правовую базу для изменения  правового характера трудовых отношений. В нем впервые закреплена недопустимость, какой бы то ни было дискриминации  в трудовых отношениях. Введен запрет на принудительный труд. ТК РФ установил  ответственность работодателя за задержку заработной платы. Такая задержка отнесена к категории принудительного  труда. Помимо уголовной и административной ответственности введена материальная ответственность.

Наряду с ТК РФ с ним тесно  переплетается федеральный «закон об образовании» В нем происходит отражение правового регулирования  труда педагогических работников. Иными  словами он отражает содержание трудового  кодекса, но и включает в себя должностные  обязанности педагогических организаций.

 

 

 

 

 

 

2. Аспекты нормативно-правового регулирования

труда педагогических работников

 

2.1. Рабочее время и время отдыха

 

Согласно ст.333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность  рабочего времени не более 36 часов  в неделю.

Педагогическим работникам образовательных  учреждений в зависимости от должности  и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается следующая  продолжительность рабочего времени:

Учебная нагрузка педагогического  работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним  пределом в случаях, предусмотренных  типовым положением об образовательном  учреждении соответствующих типа и  вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти, а  для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных  учреждений, реализующих образовательные  программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями  об образовательных учреждениях, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность  рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие  преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

На основании типовых положений  о соответствующем образовательном  учреждении и ст. 331 ТК РФ, учебная  нагрузка на учебный год устанавливается  самостоятельно учебным заведением: в размере до 900 часов для преподавателей высших учебных заведений (в зависимости  от их квалификации и профиля кафедры) и до 1440 часов для преподавателей средних специальных учебных  заведений. Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательного учреждения устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану  и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в  данном учреждении. Если этот объем  не соответствует норме часов  за ставку заработной платы, то учебная  нагрузка устанавливается только с  письменного согласия работника.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается, исходя из сокращенной  продолжительности рабочего времени, не более 36 часов в неделю (продолжительность  рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также  другую педагогическую работу, предусмотренную  должностными обязанностями и режимом  рабочего времени, утвержденными в  установленном порядке). Работодатель обязан установить для педагогических работников сокращенное рабочее время. В свободное от основной работы время (как по основному месту работы, так и в других организациях) эти работники вправе работать по совместительству (ст. 98 ТК РФ), в том числе по аналогичной занимаемой ими должности, специальности, профессии. Данное право предоставлено им Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», а именно:

а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству: выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время  по месту своей основной работы или  в других организациях, в том числе  по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда  установлена сокращенная продолжительность  рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается  по соглашению между работником и  работодателем; по каждому трудовому  договору она не может превышать:

- для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина  месячной нормы рабочего времени  по основной работе составляет  менее 16 часов в неделю, - 16 часов  работы в неделю;

- для работников культуры, привлекаемых  в качестве педагогических работников  дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов,  художественных руководителей, месячной  нормы рабочего времени, исчисленной  из установленной продолжительности  рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных  специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

В целях реализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношение которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного года за непрерывную преподавательскую работу Министерство образования РФ утвердило Положением Министерства образования РФ от 07.12.2000 № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года». Этим Положением определены виды деятельности, включаемые в непрерывную преподавательскую деятельность, случаи, при которых, стаж не прерывается, условия оплаты отпуска и т.д.

Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.

Длительный отпуск предоставляется  педагогическому работнику по его  заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения, а руководителю (ректору, директору, начальнику и заведующему) образовательного учреждения - приказом министра образования и науки. За находящимся в длительном отпуске педагогическим работником сохраняется место работы (должность). Причем во время отпуска не допускается перевод работника на другую работу (ст. 72 ТК РФ), а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения (п. 1 ст. 81 ТК РФ).

 

2.2. Оплата труда педагогических работников

 

Ставки заработной платы (должностные  оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования  и стажа педагогической работы (стажа  работы по специальности или в  определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам  аттестации, как это определено Тарифно-квалификационными  характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее - ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда РФ от 22.11.95 N 65.

Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

- показателей квалификации (образование,  стаж педагогической работы, наличие  квалификационной категории, наличие  ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми  регулируется размер ставки заработной  платы (должностной оклад) работника  с учетом межразрядных коэффициентов;

- продолжительности рабочего времени  (нормы часов педагогической работы  за ставку заработной платы)  педагогических работников образовательных  учреждений, установленных Постановлением  Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;

- объемов учебной (педагогической) работы;

- размеров повышения ставок (окладов)  в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на  селе, увеличиваются по сравнению  с размерами ставок (окладов) соответствующих  специалистов в городской местности,  а работников образовательных  учреждений для детей-сирот, коррекционных  учреждений, лицеев, гимназий и других - по сравнению с размерами  ставок (окладов) работников, которые  в таких образовательных учреждениях  не работают;

- порядка исчисления заработной  платы педагогических работников  на основе тарификации;

Информация о работе Особенности регулирования труда педработников