Органы социального партнерства. Представители работников и работодателей как социальных партнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки коренных преобразований со всей остротой потребовали от социологии, политологии, философии, экономической и юридической наук дать научное обоснование этому процессу, объяснить его плюсы и минусы, указать перспективы развития социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Тогда и возникло принципиально новое направление в российских социальных науках - социальное партнерство.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие социального партнерства 5
2. Органы социального партнерства 8
3.Представители работников 12
4.Представители работадателей 17
Заключение 21
Использованная литература 23

Файлы: 1 файл

контрольная по трудправу.docx

— 42.32 Кб (Скачать)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Трудовое право

на тему: «Органы социального партнерства.

Представители работников и работодателей  как социальных партнеров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1.Понятие социального партнерства 5

2. Органы социального партнерства 8

3.Представители работников 12

4.Представители работадателей 17

Заключение 21

Использованная литература 23

 

 

 

Введение

Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки коренных преобразований со всей остротой потребовали от социологии, политологии, философии, экономической и юридической наук дать научное обоснование этому процессу, объяснить его плюсы и минусы, указать перспективы развития социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Тогда и возникло принципиально новое направление в российских социальных науках - социальное партнерство.

Термин «социальное партнерство» утвердился прежде всего именно в  российской научной литературе и  официальных документах. Общественная практика поставила перед российской наукой задачу - имея исторически незначительную практику регулирования новых социально-трудовых отношений, разработать теорию, определить перспективы развития этого нового феномена, обозначить основные признаки и факторы его функционирования в России.

Как выглядят основы теории социального партнерства? Предмет  исследования рассматривается в  отечественной науке по-разному. Это и специфический тип общественных отношений, и цивилизованный метод  их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология  цивилизованного общества рыночной экономики, идеология социального  мира и социальный институт: система  органов и организаций. Это, наконец, и система теоретических и  прикладных знаний.

Понятие социального партнерства  как специфического типа общественных отношений можно характеризовать  как вполне определенное и системное. В его содержании выделяются четыре признака:

1) предмет - система взаимоотношений  по поводу регулирования трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений; 

2) субъекты - работники (представители  работников), работодатели (представители  работодателей), органы государственной  власти, органы местного самоуправления;

3) цель - обеспечение баланса  реализации интересов работников  и работодателей; 

4)ареал регулируемых отношений  - социально-трудовые и непосредственно  связанные с ними экономические  и политические отношения, к  примеру, вопросы собственности  и ее перераспределения, вопросы  формирования государственной политики  в сфере труда.

Социальное партнерство - это категория рыночного общества, которая возникает на определенном уровне его зрелости - экономической, социальной, правовой - вместе с появлением цивилизованного рынка труда  и профсоюзов как представителей работников.

Формальным моментом возникновения  социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), организующей свою работу на принципах  трипартизма - участия трех партнеров в формировании норм и правил регулирования социально-трудовых отношений. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ президента РФ   № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года.1

В настоящее время весьма актуальны вопросы достижения оптимального баланса интересов работников и работодателей, снижения степени конфликтности между ними посредством организации взаимодействия в рамках системы социального партнерства.

 

1.Понятие социального  партнерства

Три грани определения:

Легальный подход:

1) Система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников  и работодателей по вопросам  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

2) Широкое понимание социального  партнерства как принципа трудового  права, закрепленного в ст. 2 ТК  РФ, целью которого является не  только защита работников, но  и учет интересов работодателей.

Доктринальный подход:

3) Социальное партнерство  как правовой институт - совокупность  норм, направленных на урегулирование  отношений между работником и  работодателем.

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в случаях, когда  они выступают в качестве работодателей  и в других случаях, предусмотренных  трудовым законодательством.

Таким образом, субъектами социального партнерства в сфере труда выступают как работники и работодатели (а также их представители), так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Их правовое положение различается: согласно ст. 25ТК РФ работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают как участники отношений социального партнерства и представляют интересы государства или муниципального образования. Сторонами отношений социального партнерства названные органы могут быть лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами

Основными принципами социального партнерства, согласно ст.24 ТК, являются:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.2  

Социальное партнерство  в соответствии со статьей 26 ТК РФ может осуществляться на различных уровнях, в частности на:

-федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

-межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

-региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

-отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

-территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

-локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.3

Социальное партнерство  осуществляется в формах:

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.4

 

 

2. Органы социального  партнерства

Органами социального  партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения  коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и  соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.

Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства  из наделенных необходимыми полномочиями представителями сторон – работников и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального  партнерства. Выделение и полномочие представителей должно быть надлежаще оформлено – приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства  подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли        (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства.

Комиссии не находятся  в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем  уровне. От уровня органа социального  партнерства в значительной степени  зависит его состав. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях  создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителе сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторонние комиссии  только из представителей сторон.

На федеральном уровне создана постоянно действующая  Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой  осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года. РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Указом Президента РФ.

Помимо основных задач, состоящих  в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и  другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития сторон, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных  нормативных правовых актов в  сфере труда и социальных отношений.

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также  практически на всех территориях. Деятельность комиссий в субъектах РФ осуществляется в соответствии с законом этих субъектов; территориальных комиссий – а соответствии с законами этих субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными  органами местного самоуправления. Какими актами должна регламентироваться деятельность комиссий на иных уровнях, ТК РФ не указывает. Положения об отраслевых (межотраслевых) комиссиях на практике утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях.

На локальном уровне из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного  договора и его заключения. В тех  случаях, когда в организации  помимо коллективного договора, общего для всех работников и работодателя, заключаются еще и коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве (представительствах) и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др. Положение о комиссии на локальном уровне утверждается обычно также по соглашению сторон.5

Государство стремится повысить роль органов социального партнерства  и для этого закрепляет за ними полномочия по участию в решении  основополагающих задач социально-экономического развития, совершенствования регулирования  трудовых отношений и непосредственно  связанных с ними отношений. В  ТК РФ включена специальная статья, посвященная участию органов  социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст.35). В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Если такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, упомянутое выше участие должно быть обеспечено соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов) и объединением работодателей.

Порядок обеспечения условий для участия органов социального партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и другими нормативными правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ (ч.2 ст. 35) предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых  и иных актов органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов, объединениям работодателей) органами, принимающими эти акты.

Информация о работе Органы социального партнерства. Представители работников и работодателей как социальных партнеров