Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:02, контрольная работа
Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки коренных преобразований со всей остротой потребовали от социологии, политологии, философии, экономической и юридической наук дать научное обоснование этому процессу, объяснить его плюсы и минусы, указать перспективы развития социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Тогда и возникло принципиально новое направление в российских социальных науках - социальное партнерство.
Введение 3
1.Понятие социального партнерства 5
2. Органы социального партнерства 8
3.Представители работников 12
4.Представители работадателей 17
Заключение 21
Использованная литература 23
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Трудовое право
на тему: «Органы социального партнерства.
Представители работников и работодателей как социальных партнеров»
Введение 3
1.Понятие социального партнерства 5
2. Органы социального партнерства 8
3.Представители работников 12
4.Представители работадателей 17
Заключение 21
Использованная литература 23
Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки коренных преобразований со всей остротой потребовали от социологии, политологии, философии, экономической и юридической наук дать научное обоснование этому процессу, объяснить его плюсы и минусы, указать перспективы развития социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Тогда и возникло принципиально новое направление в российских социальных науках - социальное партнерство.
Термин «социальное
Как выглядят основы теории
социального партнерства? Предмет
исследования рассматривается в
отечественной науке по-
Понятие социального партнерства
как специфического типа общественных
отношений можно
1) предмет - система взаимоотношений
по поводу регулирования
2) субъекты - работники (представители
работников), работодатели (представители
работодателей), органы государственной
власти, органы местного
3) цель - обеспечение баланса
реализации интересов
4)ареал регулируемых
Социальное партнерство -
это категория рыночного
Формальным моментом возникновения
социального партнерства в
В настоящее время весьма актуальны вопросы достижения оптимального баланса интересов работников и работодателей, снижения степени конфликтности между ними посредством организации взаимодействия в рамках системы социального партнерства.
Три грани определения:
Легальный подход:
1) Система взаимоотношений
между работниками (
2) Широкое понимание социального
партнерства как принципа
Доктринальный подход:
3) Социальное партнерство
как правовой институт - совокупность
норм, направленных на
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Таким образом, субъектами социального партнерства в сфере труда выступают как работники и работодатели (а также их представители), так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Их правовое положение различается: согласно ст. 25ТК РФ работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают как участники отношений социального партнерства и представляют интересы государства или муниципального образования. Сторонами отношений социального партнерства названные органы могут быть лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами
Основными принципами социального партнерства, согласно ст.24 ТК, являются:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) полномочность представителей сторон;
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.2
Социальное партнерство в соответствии со статьей 26 ТК РФ может осуществляться на различных уровнях, в частности на:
-федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
-межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
-региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
-отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
-территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
-локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.3
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.4
Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.
Комиссии создаются по
решению сторон на равноправной основе
на всех уровнях социального
Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и полномочие представителей должно быть надлежаще оформлено – приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.
Органы социального
Комиссии не находятся
в отношениях соподчинения. Каждая
из них решает свои задачи на своем
уровне. От уровня органа социального
партнерства в значительной степени
зависит его состав. На общероссийском,
региональном, территориальном уровнях
создаются трехсторонние
На федеральном уровне
создана постоянно действующая
Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-
Помимо основных задач, состоящих
в переговорах и заключении Генерального
соглашения, РТК рассматривает и
другие вопросы, среди которых важное
место занимают направления социально-
Постоянно действующие комиссии
созданы в регионах, а также
практически на всех территориях. Деятельность
комиссий в субъектах РФ осуществляется
в соответствии с законом этих
субъектов; территориальных комиссий
– а соответствии с законами этих
субъектов РФ, положениями об этих
комиссиях, утверждаемыми
На локальном уровне из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. В тех случаях, когда в организации помимо коллективного договора, общего для всех работников и работодателя, заключаются еще и коллективные договоры в филиале (филиалах), представительстве (представительствах) и иных структурных подразделениях организации, комиссии для ведения коллективных переговоров создаются в организации в целом и в тех подразделениях, где заключается коллективный договор. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др. Положение о комиссии на локальном уровне утверждается обычно также по соглашению сторон.5
Государство стремится повысить
роль органов социального
Порядок обеспечения условий для участия органов социального партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и другими нормативными правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ (ч.2 ст. 35) предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов, объединениям работодателей) органами, принимающими эти акты.