Нормирование труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Нормирование труда включает в себя следующие цели: изучение и анализ условий труда и производственных возможностей на каждом рабочем месте; изучение и анализ производственного опыта для устранения недостатков, выявления резервов и отражения передового опыта в нормах труда; проектирование рационального состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов; установление и внедрение норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.

Файлы: 1 файл

Теоритическая часть по праву.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Теоретическая часть

1. Нормирование  труда

1.1 Понятие нормирования труда, его цели и задачи

 

Нормирование труда  является основой планирования труда. Для перспективного, текущего и оперативного планирования применяется целая  система норм: нормы расхода материалов, энергии топлива, нормы производительности машин, нормы затрат рабочего времени. Таким образом, нормы труда играют важную роль в системе норм, применяемых при планировании на предприятии. Нормирование труда есть основа научной организации труда. С помощью методов, применяемых в нормировании труда, выделяются потери и непроизводительные затраты рабочего времени. Путем изучения трудовых движений вырабатываются самые экономные, производительные и наименее утомляющие приемы работы. Это способствует росту производительности труда. Дальнейшее совершенствование организации труда невозможно без улучшения его нормирования.

Нормирование труда включает в  себя следующие цели: изучение и анализ условий труда и производственных возможностей на каждом рабочем месте; изучение и анализ производственного опыта для устранения недостатков, выявления резервов и отражения передового опыта в нормах труда; проектирование рационального состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов; установление и внедрение норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.

Также нормирование труда  является основой организации заработной платы. Установление норм труда преследует цель гарантировать обществу определенную производительность труда, а работнику определенный уровень заработной платы. По выполнению норм труда оценивается трудовая деятельность каждого работника и оплачивается его труд. Без нормирования труда невозможна реализация экономического закона распределения по труду. Нормирование труда как средство организации производства – это правление процессом производства материальных благ, т.е. налаживание взаимодействия между рабочей силой и средствами производства для достижения максимального экономического эффекта в конкретных условиях. Через организацию труда проявляется влияние нормирования труда на организацию производства.

Основные задачи нормирования труда состоят в том, чтобы обосновать необходимую и достаточную величину затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях; проектировать рациональные методы труда; систематически анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно изучать, обобщать и распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по мере изменения условий труда. Решение этих задач позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда и увеличить объем производства. В основу же нормирования труда положены следующие принципы: научная обоснованность норм труда; равная напряженность норм труда на одинаковых работах в идентичных условиях; сохранение основной производительной силы общества – трудящихся; участие трудящихся в установлении норм труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Краткая  характеристика видов норм труда

 

Нормой труда называется установленный для работника  объем работы в час, день (смену), неделю, месяц, год, который он обязан выполнить при нормальных условиях работы. Работодатель обязан обеспечить нормальные условия труда: исправное состояние механизмов, оборудования, приспособлений, своевременное обеспечение технической документацией, надлежащего качества материалами и инструментами для работы, своевременную их подачу, безопасные и здоровые условия труда. Нормы труда — нормы выработки, времени, обслуживания — устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации труда и производства и в случае их изменения должны систематически пересматриваться. Обязательной замене подлежат нормы труда также по мере проведения аттестации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии, технического перевооружения производства, обеспечивающие повышение производительности труда. Введение, пересмотр и замена норм труда производится работодателем с учетом мнения профкома, локальными нормативными актами. О введении новых норм работники извещаются не менее чем за два месяца.

Различают следующие виды норм труда: нормы выработки; нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности; нормированные задания; укрупненные и комплексные нормы, применяемые при коллективных формах организации и оплаты труда (в производственной бригаде). По сфере их действия различают нормы труда единые, типовые, межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и локальные. На практике действуют всегда локальные, которые разрабатываются на основе типовых, отраслевых и других централизованных норм рекомендательного характера.

Норма выработки — это установленный в единицах продукции, рабочих операций объем работы, который работник должен выполнить в час, день (смену), месяц, рабочий год.

Норма времени – это количество рабочего времени (в часах, минутах) для производства единицы продукции  или рабочей операции, служит для расчета, определения норм выработки и других норм труда.

Нормы обслуживания – это установленный  на одного работника объем обслуживания производственных механизмов, станков, площадей. Их разновидностью является норма управляемости — число работников на данном производстве, которыми должен управлять один руководитель (бригадир, начальник участка, мастер и т. д.). Это тоже расчетная норма для определения штата руководителей, управляющих трудом.

Норма численности работников – установленное количество рабочего персонала определенной профессии, квалификации для выполнения работ на данном участке производства, например ремонтных рабочих по обслуживанию станков или всех работников цеха, отдела, предприятия, учреждения, организации. Норма численности и норма обслуживания взаимосвязаны, поскольку по норме обслуживания определяется и норма численности, и наоборот.

Укрупненные и комплексные нормы, применяемые при коллективном труде  производственной бригады по единому наряду, рассчитываются на весь коллектив бригады, т. е. это объем работы, который должна выполнить бригада в день, неделю, месяц.

Нормированное задание — это  суммарный объем работ за рабочий  день (смену) для работника или  бригады, устанавливаемый при повременной  системе оплаты труда на основе норм времени и норм выработки, применяется для повышения эффективности труда работников с повременной оплатой.1

 

2. Понятие и  принципы социального обслуживания

 

Социальное обслуживание представляет собой регламентированную Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

Мероприятия по социальному  обслуживанию осуществляются в рамках государственной системы социальных служб. Данная система, состоящая из государственных предприятий и  учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Клиентами социальных служб являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в этой связи в предоставлении социальных услуг.

Под трудной жизненной  ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения  гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

ФЗ «Об основах социального  обслуживания населения» определил основные принципы и виды социального обслуживания населения:

Материальная  помощь. Предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  Социальное обслуживание на дому. Осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное  обслуживание в стационарных учреждениях  социального обслуживания. Осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера.

Временный приют  в специализированном учреждении социального  обслуживания. Предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Организация дневного пребывания в учреждениях  социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные  услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами как бесплатно, так и за плату.2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нормирование  труда  –  социальное  явление.  Оно  порождено  развитием производства и науки и  подчинено  объективным  экономическим  законам  того способа производства, на основе и в пределах которого оно осуществляется. Сущность нормирования труда - установление объективной величины  затрат рабочего времени в конкретных условиях. Основными функциями нормирования труда являются распределение по труду, научная организация труда и производства, планирование производства,  оценка трудовой деятельности отдельных работников  и  коллективов,  которая  служит основанием для  морального  и  материального   поощрения  и  распространения передового опыта. Основные задачи нормирования труда  состоят  в  том,  чтобы  обосновать необходимую и  достаточную  величину  затрат  рабочего  времени  на  единицу продукции в конкретных условиях; проектировать  рациональные  методы  труда; систематически анализировать выполнение норм  труда  для  вскрытия  резервов производства; постоянно анализировать выполнение  норм  труда  для  вскрытия резервов  производства;  постоянно  изучать,   обобщать   и   распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по  мере  изменения условий труда.

Итогом контрольной  работы  стал  выбор и обоснование адекватной  формы стимулирования труда для участников рассматриваемых трудовых  процессов.  Мы провели  анализ  качества  нормирования  труда.  Данная  работа   дала   нам возможность самостоятельно проанализировать и  спроектировать  все  основные положения по курсу «Организация, нормирование и оплата труда». Выполнение данной работы закрепило теоретические знания и  практические навыки по решению вопросов,  оптимального   построения  современной  системы организации нормирования и оплаты труда.

1 Адамчук В. В., Романов О. В., Сорокина М. Е.  – Экономика  и  социология труда – М.: ЮНИТИ, 2007 г., 150 стр.

Бычин В. Б Малинин С. В. – Нормирование труда: Учебник / Под ред. Одегова Ю. Г. – М.: Издательство «Экзамен», 2007 г., 122 стр.

Владимирова Л. П. – Экономика труда: Учебное пособие. 2-е изд перераб. и доп М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2008 г., 289 стр.

Генкин Б. М. – Введение  в  метаэкономику  и  основания  экономических наук: Курс лекций. – М.: Издательство НОРМА   (Издательская  группа НОРМА-ИНФРА – М), 2009 г., 356 стр.

Информация о работе Нормирование труда