Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:13, контрольная работа
Я считаю, что данная тема весьма актуальна в сегодняшнем обществе. Она затрагивает как интересы общества, так и интересы государства. Изучение этого вопроса необходимо в современном мире потому что именно от качества и количества трудовых ресурсов зависит благополучие и достаток государства и, следовательно повышение уровня жизни общества.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
Введение……………………………………………………………………………2-3
1. Понятие трудовых ресурсов……………………………………......................4-16
1.1. Трудовые ресурсы: понятие, сущность и структура……………………..…4-7
1.2. Возрастные границы трудовых ресурсов……………………………..……..7-9
1.3. Измерение трудовых ресурсов…………………………………..……………..9
1.4. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов…......…10-11
2. Использование трудовых ресурсов………………………………………....11-16
2.1. Размещение трудовых ресурсов на территории России………………....11-12
2.2. Взаимосвязь между размещением трудовых ресурсов и рациональным их использованием…………………………………………………………………12-13
2.3. Трудовые ресурсы: занятость и безработица…………………………….13-16
3. Основные направления повышения качества трудовых ресурсов………..16-19
3.1. Качество трудовой жизни…………………………………….……………16-18
3.2. Подбор квалифицированного персонала………………...……………….18-19
Заключение…………………………………….……………………………………20
Список литературы……………………………………………………………..21-22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие трудовых ресурсов……………
1.1. Трудовые ресурсы: понятие,
сущность и структура……………………..
1.2. Возрастные границы
трудовых ресурсов……………………………..
1.3. Измерение трудовых
ресурсов…………………………………..……………..
1.4. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов…......…10-11
2. Использование трудовых
ресурсов………………………………………....11-
2.1. Размещение трудовых
ресурсов на территории России…
2.2. Взаимосвязь между
размещением трудовых ресурсов
и рациональным их
2.3. Трудовые ресурсы: занятость и безработица…………………………….13-16
3. Основные направления повышения качества трудовых ресурсов………..16-19
3.1. Качество трудовой жизни…………………………………….……………16-18
3.2. Подбор квалифицированного персонала………………...……………….18-19
Заключение…………………………………….……………
Список литературы…………………………………
Введение
Я считаю, что данная тема весьма актуальна в сегодняшнем обществе. Она затрагивает как интересы общества, так и интересы государства. Изучение этого вопроса необходимо в современном мире потому что именно от качества и количества трудовых ресурсов зависит благополучие и достаток государства и, следовательно повышение уровня жизни общества.
Решающим фактором в развитии
производства всегда и везде выступает
труд человека. Труд, как всеобщее условие
обмена веществ между человеком
и природой, представляет собой вечное
и естественно условие
Обязательным условием процесса
труда является соединение работника,
обладающего совокупностью
Российский рынок труда имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов. Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения. Здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России — зона сплошного заселения, где сосредоточено 93% населения страны. Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне невысокой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, с другой — бедностью населения. Кроме того, не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд и т. д.). В-третьих, весьма своеобразна качественная составляющая трудовых ресурсов страны. С одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой — высокий уровень образованности. Уровень грамотности взрослого населения в России составляет 99,6 % и является одним из самых высоких в мире, среднее образование имеет 95 % населения.
Сегодняшний рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (Ивановская область, Республика Тува, Архангельская и Тамбовская области, республики Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан). В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.
Сложность и многогранность
проблем рационального
Обеспечение рационального
использования трудовых ресурсов во
всех регионах страны составляет одну
из важнейших задач социально-
В соответствии с этой задачей в данной курсовой работе рассматриваются следующие вопросы: понятие трудовых ресурсов, использование трудовых ресурсов, основные направления повышения качества трудовых ресурсов.
Изучение этих вопросов позволит выявить проблему рационального использования трудовых ресурсов и повышения его эффективности.
Понятие трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы: понятие, сущность и структура
Термин "трудовые ресурсы" возник в первые годы советской власти и использовался в обстановке централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), лица, длительное время без уважительных причин не работавшие, преследовались по закону и могли быть наказаны лишением свободы. Строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсам природными, материальными и финансовыми) был одним из элементов централизованного планирования экономики.
С середины 1993 года российская
статистика перешла на рекомендованную
международными конференциями статистиков
труда и Международной
Переход России от тоталитаризма и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету на труд принудительный делает бессмысленным использование термина "трудовые ресурсы" в его прежнем толковании. Не могут относиться к трудовым ресурсам лица, которых иначе, как принудительно к труду не привлечешь. Правда, подобная аргументация не всем кажется убедительной; некоторые продолжают отстаивать прежнее представление, согласно которому ресурсы труда или трудовые ресурсы складываются из экономически активного населения, лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и лиц, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся.
Поэтому следует обосновать первую точку зрения на этот вопрос подробнее. Для начала нужно вспомнить, что словом "ресурсы" обозначаются разного рода средства, запасы, возможности, источники, которые можно использовать. Спрашивается, может ли предприятие считать своими материальными ресурсами какие-либо материалы, находящиеся в собственности другого предприятия, если последнее не собирается ему их ни продавать, ни передавать? Можно ли считать своими финансовыми ресурсами деньги, которые находятся у других людей и нам не принадлежат и, более того, которые нам не собираются даже одалживать? Ответы отрицательные. Тогда почему же следует относить к трудовым ресурсам лиц, имеющих легальные средства существования, которые не работают и которых по закону нельзя заставить работать. Значит, нельзя называть ресурсом то, что не может быть использовано.
Сам по себе термин "трудовые ресурсы" вполне мог бы сохраниться в научном обороте, если бы он не нес бремя тяжелой "наследственности", связанной с нарушением прав человека. Сохраняя термин "трудовые ресурсы" мы вольно или невольно придаем ему то содержание, которое было сформулировано при появлении его в научном обороте в одной из статей академика С. Г. Струмилина в 1922 г. и не изменялось многие десятилетия.
Действительно, в экономике
наряду с другими ресурсами
Реальными же людскими ресурсами труда, как это признано статистиками во всем мире, является экономически активное население.
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
Из этого определения
вытекает, что трудовые ресурсы включают
в себя, с одной стороны, людей,
занятых экономической
Принадлежность человека к трудовым ресурсам также определяется его возрастом. Существуют определенные возрастные границы (возрастной ценз), пребывая в которых (при прочих равных условиях), человек относится к трудовым ресурсам. Эти границы обычно регламентируются национальным трудовым законодательством. Различают следующие фазы воспроизводства трудовых ресурсов: фаза формирования, фаза распределения и перераспределения и фаза использования.
Фаза формирования характеризуется естественным воспроизводством трудовых ресурсов, восстановлением способности к труду реальных работников и получением людьми образования, специальности и определенной трудовой квалификации.
Фаза распределения и
перераспределения в условиях рыночной
экономики, в основном, обеспечивается
функционированием рынка труда
и характеризуется
Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на конкретных предприятиях и в экономике в целом.
Существуют экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов.
Экстенсивный тип
Интенсивный тип воспроизводства
предусматривает изменение
С экономической точки зрения, основными структурными составляющими трудовых ресурсов являются: экономически активное и экономически неактивное население.
Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.
В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
Возрастные границы трудовых ресурсов
К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.
Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.
Возрастные границы
В России законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Однако тяжелое экономическое положение работающего населения, низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени.
Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте.
Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности.
На практике различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность — это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения.
Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.
Информация о работе Население и трудовые ресурсы.Измерения трудовых ресурсов