Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:55, реферат
Целю данного реферата, является изучение понятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, их видов, порядка их разработки и принятия.
В работе я опираюсь на действующие нормы трудового и международного права, работы отечественных и зарубежных ученых в данной области.
Введение ……………………………………………………………………………    3 стр.
 
1. Понятие локальных  норм права, их место и значение  в системе источников трудового  права …………………………………………………………………………………    4 стр.
 
2. Субъекты локального  нормотворчества  ………………………………………     8 стр.
 
3. Виды локальных  нормативных актов  …………………………………………… 9 стр.
 
4. Разработка и  порядок принятия локальных нормативно-правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, с участием профсоюзных  и иных представительных органов,  создаваемых работниками с участием  трудовых коллективов (работников)………  13 стр.
 
Заключение  …………………………………………………………………………   22 стр.
 
Список используемой литературы  ………………………………………………… 23 стр.
к) положение о комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ) применяется для регулирования отношений при рассмотрении трудовых споров.
По содержанию локальные нормы могут быть классифицированы на материальные и процессуальные.
По степени обобщенности 
выделяются комплексные локальные 
акты (устав, коллективный договор, правила 
внутреннего трудового 
По форме выражения (наименованию) различают: а) договоры, соглашения; б) уставы, положения; в) правила; г) инструкции; д) перечни; е) графики; ж) процедуры; з) стандарты; и) случаи и порядки; к) приказы.
В зависимости от срока действия бывают локальные нормативные акты неопределенного действия (их большинство) и принятые на определенный срок (коллективные договоры, положения о премировании, соглашения по охране труда).14
Итак, локальным 
нормативным актам присущи все 
признаки, характерные для правовых 
актов. Они, являясь низовым звеном 
системы трудового 
4. Разработка и порядок принятия 
локальных нормативно-правовых 
 
Как уже отмечалось, 
участие представительного 
а) утверждения графиков сменности (см. ст. 103 ТК РФ);
б) разделения рабочего дня на части (см. ст. 105 ТК РФ);
в) установления очередности предоставления оплачиваемых отпусков (см. ст. 123 ТК РФ);
г) утверждения системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, а также повышение оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (см. ст. ст. 135, 144, 147 ТК РФ);
д) принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (см. ст. 162 ТК РФ);
е) утверждения правил 
внутреннего трудового 
ж) разработки и утверждения инструкций по охране труда (см. ст. 212 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 
8 ТК РФ случаи принятия работодателем 
локального нормативного правового 
акта по согласованию с представительным 
органом работников могут, но, разумеется, 
не должны предусматриваться в 
Работодатель в предусмотренных ТК РФ случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.
Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения (ст. 372 ТК РФ).
Разработка и 
порядок принятия таких локальных 
нормативно-правовых актов, содержащих 
нормы трудового права, как коллективные 
договоры и соглашения, тесно связано 
с понятием социального партнерства. 
Социальное партнерство – система 
взаимоотношений между 
Основными принципами социального партнерства являются:
– равноправие сторон;
– уважение и учет интересов сторон;
– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
– соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
– полномочность представителей сторон;
– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.16
Сторонами этой системы 
взаимодействия являются работники 
и работодатели в лице уполномоченных 
в установленном порядке 
Система социального партнерства включает следующие уровни:
– федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
– региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
– отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
– территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
– уровень организации, 
устанавливающий конкретные взаимные 
обязательства в сфере труда 
между работниками и 
Социальное партнерство осуществляется в формах:
– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
– взаимных консультаций 
(переговоров) по вопросам регулирования 
трудовых отношений и иных непосредственно 
связанных с ними отношений, обеспечения 
гарантий трудовых прав работников и 
совершенствования трудового 
– участия работников, их представителей в управлении организацией;
– участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников 
организации при осуществлении 
социального партнерства 
Закон о профсоюзах 
не дает определения понятия «
Статья 4 Закона предусматривает, что права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий, а ст. 13 Закона предоставляет право на ведение коллективных переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников профсоюзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям и их органам.
Таким образом, надо 
признать, что интересы работников 
организации в системе 
На федеральном, 
региональном, территориальном и 
отраслевом уровнях при заключении 
соответствующих соглашений, проведении 
консультаций и согласовании направлений 
социально-экономической 
В соответствии с Законом о профсоюзах в Российской Федерации действуют:
– профессиональные союзы – добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, в т.ч. межрегиональные и общероссийские;
– организации профсоюза – территориальные и первичные;
– объединения профсоюзов – территориальные, межрегиональные, общероссийские.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.17
Правовое обеспечение 
коллективно – договорного 
Государственное регулирование 
коллективно-договорного 
а) упорядочить отношения социальных партнеров;
б) стимулировать развитие коллективно – договорного регулирования;
в) способствовать достижению фактического равенства партнеров путем установления специальных гарантий для представителей работников.
К государственным 
мерам, направленным на поддержку коллективных 
переговоров, относятся также 
В России при довольно развитом трудовом законодательстве коллективно – договорное регулирование активно используется именно для повышения уровня гарантий трудовых прав, установления льгот и преимуществ.
Второй косвенный 
регулятор, который направлен на 
достижение сторонами соглашения, – 
это существование 
Выполнение второй 
функции государства – 
В юридической литературе 
высказано мнение о том, что в 
механизме коллективно-
Информация о работе Локальное правовое регулирование трудовых отношений в современных условиях