Исправительно-трудовые учреждения в 20-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В первые годы советской власти одновременно с организацией рабочей милиции стал осуществляться слом старой тюремной системы и создаваться советские исправительно‐трудовые учреждения. Повсеместно от занимаемых должностей отстранялись чиновники тюремного ведомства Временного правительства.
Управление местами заключения переходило в руки военно‐револю-ционных комитетов и Советов рабочих и солдатских депутатов. В первые же дни после Октябрьского вооруженного восстания народный комиссар юстиции направил на места телеграмму, в которой говорилось, что «распоряжением Правительства Народных Комиссаров местное заведование тюремною частью поручено губернским областным Совдепам...» .

Оглавление

1.Система мест лишения свободы в первые годы советской власти
2.Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР 1924 г.
3.Система мест лишения свободы в 20-е гг.
Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

ИТУ 20-е.docx

— 45.97 Кб (Скачать)

3) все  остальные заключенные, не отнесенные  к первым двум категориям. 

Исправительно-трудовой кодекс 1924г. закрепил следующую систему мест заключения: для применения мер социальной защиты исправительного характера; для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера; для применения мер защиты медицинского характера.

Систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера по ИТК РСФСР 1924 г. составляли: 

1) дома  заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы  до вступления приговора в  законную силу, лишенных свободы  на срок до 6 месяцев;

2) исправительно-трудовые  дома для лишенных свободы  на срок свыше 6 месяцев; 

3) трудовые  колонии (сельскохозяйственные, ремесленные  и фабричные) для лишенных свободы  без строгой изоляции на срок  не свыше 5 лет принадлежавших  к классу трудящихся, совершивших  преступления по несознательности  в первый раз или в силу  тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу;

4) изоляторы  специального назначения для  лишенных свободы со строгой  изоляцией, не принадлежащих к  классу трудящихся, а равно лиц  хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики  или переведенных в порядке  дисциплинарного взыскания; 

5) переходные  исправительно-трудовые дома для  лиц, обнаруживших способность к  трудовой жизни и отбывших  часть срока лишения свободы  в других местах заключения (полусвободный  режим).

В систему учреждений медико-педагогического характера входили:

1) трудовые  дома для осужденных к лишению  свободы несовершеннолетних правонарушителей  в возрасте от 14 до 16 лет;

2) трудовые  дома для осужденных к лишению  свободы правонарушителей из  числа рабоче-крестьянской молодежи  в возрасте от 16 до 20 лет.

Учреждения медицинского характера состояли из: колоний, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.

 

3.Система мест лишения свободы в 20-е гг.

В практике исправительно-трудовых  учреждений  в  это время выявились   серьезные недостатки:  переполненность мест  лишения свободы (в  середине  1925 г. в РСФСР в 394 ИТУ насчитывалось  74 993  места,  а  содержались 90 384 человека,  т.е. на 20% выше нормы);  незанятость трудом значительного  числа заключенных (в 1924 г. почти 60%  -  это объяснялось тем, что в стране был высокий уровень безработицы); слабая  воспитательная работа;  использование на административных должностях осужденных и т.д.

Одной из причин недостатков была несогласованность уголовной  и  исправительно-трудовой политики.  Дело в том, что  постепенно  понижался минимальный  срок  лишения  свободы: если  по  Уголовному Кодексу РСФСР 1922 г. он  составлял 6 месяцев, то по УК РСФСР 1926 г. -1 день. 

Одновременно  увеличивалась  доля  выносимых  судами приговоров  к лишению  свободы:  в 1924 г. такие приговоры  составляли  16,6%  от всех вынесенных  судами приговоров, в  1925 — 30,8, в 1926 — 39,4%. В результате  возрастало общее  число заключенных  (в середине 1926 г. насчитывались 117 757 человек)   и   синхронно   увеличивалось   количество краткосрочных приговоров  (в 1926 г. 52% всех содержащихся  в местах лишения  свободы были осуждены на срок до 1 года, а 5 тыс. из них  — до 1 месяца). Наркомюст объяснял  последовательное  увеличение  числа выносимых  судами  краткосрочных  приговоров  в  обшем-то  объективными причинами: реальной невозможностью применения других видов  наказания, например,  принудительных  работ  без содержания  под  стражей  из-за безработицы; ссылки  и  высылки, превратившихся из-за плохой организации в обмен  преступниками  между  различными  территориями  за государственный счет и др. 

В связи с этим  СНК  РСФСР  дал  задание  НКВД  и НКЮ подготовить доклады о состоянии мест заключения, которые  были  заслушаны  в  начале 1927  г.  Вскоре  после  этого  Президиум  ВЦИК  и  СНК  РСФСР  приняли решение  об  инспекции исправительно-трудовых учреждений. 

Осуществленная комиссией  ЦКК - НК РКИ проверка выявила следую-щие наиболее существенные недостатки: 

1)  перегрузка  мест  заключения,  составлявшая  в  1927  г.  в среднем 158% (а кое-где и 200%). Хотя в 1927 г. по амнистии к 10-летней  годовщине Октябрьской революции были  освобождены  около  60 тыс.  заключенных, в конце 1928 г. их вновь насчитывалось 118 888 человек; 

2) не выполнялись  нормы  НТК,  установившие  принцип обязательного  привлечения  к  труду  заключенных; 

3)  различного  рода  многочисленные нарушения режима. 

26 марта 1928г. ВЦИК и СНК РСФСР  приняли  постановление «О карательной политике и состоянии мест заключения»,которое было нацелено на устранение вышеназванных недостатков системы исправительно-трудо-

вых учреждений. В постановлении подчеркивалось,  что  суровая репрессия  должна применяться исключительно  «к  классовым  врагам  и деклас-сированным преступникам»   (профессионалам и рецидивистам  из  числа бандитов, поджигателей, конокрадов, взяточников, воров и т.д.);  в отношении них  приговоры  должны  осуществляться  со всей  строгостью;  отбывать наказание они должны преимущественно в отдаленных местностях; предусмотренные  для  заключенных  льготы для них  ограничивались и т.д. 

В июле 1929 г. ВЦИК отнес к основному виду мест заключения колоний и массовых работ. В октябре  1929 г.  участники  совещания  начальников краевых  и  областных  административных  отделов  и их  помощников по местам  заключения пришли к выводу, что систему мест заключения необходимо  реорганизовать,  а  именно:  ликвидировать мелкие, не обеспечивающие  достижение целей исправления и  перевоспитания  осужденных  места  заключения,  и  переходить к крупным колониям. 

Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929г. вместо  изоляторов  специального  назначения  были  созданы  исправительно-трудовые  лагеря  в  отдаленных  местностях,  находившиеся в  ведении  ОГПУ.  Они предназначались для перевоспитания  осужденных  не на основе кустарного  труда,  а в условиях  коллективного  физического  труда  в промышленности, строительстве, по освоению новых  районов.  В  лагеря  помешались осужденные  к  лишению  свободы  на срок  не менее трех  лет, рецидивисты, опасные  преступники («классово враждебные элементы»). 

Колоний  же  в  РСФСР  в  1929 г.  было  около  25,  и  в  них отбывали наказание примерно 10% от общего числа лишенных свободы, остальные содержались в исправительно-трудовых  домах,  т.е.  тюрьмах.

 Таким образом, объявленный  курс « от  тюрем  к  воспитательным учреждениям»  не был  реализован. 

В числе других видов  уголовной  репрессии советское уголовное законодательство  изучаемого периода  предусматривало  ссылку  и высылку, исполнение  которых  также  возлагалось  на  органы внутренних дел. Задачей ссылки  являлось  «прямое  подавление  сопротивления классовых врагов   и  явно  деклассированных  элементов»,  а  также «принудительно-воспитательное  воздействие на  колеблющихся  из  среды трудящихся». Применение ссылки предусматривалось  как в судебном, так  и в административном   порядке.  И  судебная,  и  административная  ссылки представляли  собой  принудительное  удаление  из  одной  местности  на определенный, точно указанный в судебном приговоре   или   постановлении  соответствующего административного  органа  срок,  с  лишением  права оставления данной местности до истечения данного срока. 

Статья 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР  и союзных  республик» 1924 г. в числе мер уголовной  репрессии предусматри-вала удаление  из пределов  отдельных  местностей  с поселением  в той или иной местности, не называя  при  этом  данную  меру ссылкой.  По  статье  22  «Основных  начал...»  она  назначалась  судом  к лицам, признанным  социально  опасными  в  данной  местности, благодаря  их связи с преступной средой, либо их преступной деятельности. Указанных  лиц  суд  по  предложению  прокуратуры  мог  удалить из  данной местности не только за определенное преступление, но и  в случае признания лица социально опасным при оправдательном приговоре, а также вне  зависимости от совершения какого-либо конкретного преступления. 

Таким образом, необходимым условием применения ссылки  как  в случае оправдания обвиняемого, так и по предложению органов  прокура-туры без привлечения к судебной ответственности за совершение конкретного  преступления,  было  признание  лица  социально  опасным.  Ограничение  проводимых судом репрессивных мер рамками соответствия содеянному   либо   точному   составу   преступления  расценивалось специалистами  в области уголовного права рассматриваемого периода как «путы» в классовой борьбе пролетариата, лишающие возможности достаточно жестко подавлять возрастающее сопротивление социалистическому строи-тельству. Поэтому ими приветствовались перспективы, открывавшиеся  статьей 22  «Основных  начал...»,  которые  давали  возможность  «путем  рациональных  мероприятий  обезопасить  пролетарское  государство  и  строящееся  социалистическое  общество  не  только  от лиц, совершивших конкретное преступление, но и от лиц, опасных с точки зрения

господствующего класса — пролетариата — «вследствие их связи  с  престу-пным  элементом или в силу их прежней преступной деятельности». 

Уголовным  законодательством рассматриваемого  периода  предусматривались 2 вида ссылки:   ссылка  в определенную  местность  без    исправительно-трудовых работ; ссылка  в определенную  местность  с  исправительно-трудовыми  работами. 

Согласно  директивного  письма    Уголовно-кассационной  коллегии  Верховного Суда РСФСР от 20 мая 1930 г., как  дополнительная мера наказания простая ссылка  могла  применяться  к  лицам,  осужденным  за контрреволюционные  преступления  и  террористические акты, ссылка с  исправительно-трудовыми работами - к лицам, совершившим так  называ-емые бытовые  преступления  и  требующим  длительной  изоляции,  в  отношении которых  могли  быть  применены  меры исправительного характера. 

Высылка, как и ссылка, в советском уголовном праве периода 20-х г.г. представляла собой принудительное  удаление  лица  из определенной  местности.  Отличие  от  ссылки  в данном  случае  состояло в том,  что высылка не была связана с местом обязательного поселения.

Данный вид уголовной репрессии  запрещал  осужденным проживание только в том месте, откуда они были высланы.  Применение  высылки допускалось  как административными органами, так и в судебном порядке. 

Высылка была введена  10 августа  1922 г. постановлением ВЦИК -за границу или в определенные местности внутри страны на срок не более  трех  лет. Последний вид высылки по  своему характеру  более  напоминал ссылку в определенную местность,  поскольку  выселенные  в  районе  своего  проживания попадали под надзор местных органов ОГПУ. 

В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике происходит отход от принципа гуманизма и усиливается карательная функция органов, исполняющих наказания, особенно в отношении осужденных, не принадлежащих к рабочим и крестьянам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков, досрочные переводы в высшие разряды «классово-чуждых элементов», социально-опасным преступникам, рецидивистам.

 

Заключение

Без всестороннего изучения проблем становления советского исправительно-трудового права невозможно понять сущность советской исправительно-трудовой политики в первые годы диктатуры пролетариата и последующие периоды развития социалистического государства.

Борьба за перестройку тюремных учреждений была довольно сложной. Это связано в частности с тем, что среди советских юристов в то время не было единого мнения по этому вопросу. В связи с этим имелись попытки отрицать необходимость сохранения тюрем и законодательства в этой области, либо наблюдались явно ошибочные представления о советских исправительно-трудовых учреждениях, как о своеобразных клиниках для социально больных.

В.И.Ленин и партия большевиков четко определили основную задачу советских исправительно-трудовых учреждений - превращение тюрем в воспитательные учреждения. Однако в условиях хозяйственной разрухи и продолжающейся гражданской войны трудно было решить эту задачу.

Строительство исправительно-трудовых учреждений в первые годы диктатуры пролетариата задержалось, так как Советская власть прежде всего уделяла внимание проблемам уголовной политики.

Для того, чтобы наметить практическую линию в области исполнения наказания, требовалось выработать уголовно-правовые формы борьбы с преступлениями и создать революционное правосудие. Исправительно-трудовая политика невольно оказывалась на втором плане.

Первый советский исправительно-трудовой кодекс, принятый в 1924 году, стал важным историческим документом, содержание которого имеет большое значение для правильного понимания сущности современной советской исправительно-трудовой политики. Почти без изменений кодекс действовал около девяти лет и был заменен ИТК РСФСР, принятым 1 августа 1933 года. Новый кодекс воспроизвел основные принципиальные положения кодекса 1924 года и развил их применительно к новым условиям, сложившимся в стране. Многие принципиальные положения ИТК РСФСР 1924 года нашли отражение в действующей исправительно-трудовом законодательстве.

Информация о работе Исправительно-трудовые учреждения в 20-е гг