Исправительно-трудовые учреждения в 20-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В первые годы советской власти одновременно с организацией рабочей милиции стал осуществляться слом старой тюремной системы и создаваться советские исправительно‐трудовые учреждения. Повсеместно от занимаемых должностей отстранялись чиновники тюремного ведомства Временного правительства.
Управление местами заключения переходило в руки военно‐револю-ционных комитетов и Советов рабочих и солдатских депутатов. В первые же дни после Октябрьского вооруженного восстания народный комиссар юстиции направил на места телеграмму, в которой говорилось, что «распоряжением Правительства Народных Комиссаров местное заведование тюремною частью поручено губернским областным Совдепам...» .

Оглавление

1.Система мест лишения свободы в первые годы советской власти
2.Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР 1924 г.
3.Система мест лишения свободы в 20-е гг.
Заключение
Список литературы:

Файлы: 1 файл

ИТУ 20-е.docx

— 45.97 Кб (Скачать)

 

 

 

Министерство внутренних дел России

Московский областной филиал

Московского университета МВД России

Заочное отделение

143100      г. Руза        п. Теряево

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Адрес места жительства:

Индекс 172500

Обл.Тверская

Город Нелидово

Ул.Кирова

Дом № 12

Кв. № 52

 

Ф.   Фомин

И.   Владимир

О.   Владимирович  Курс______(набор)____________года___

№ группы__________________________

№ зачетной книжки   1790

Специальность: ____________________

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

вариант №10

 

на тему: «Исправительно-трудовые

учреждения в 20-е гг.»

 

Дата получения работы секретариатом

«____» ___________ 201__ г.

 

Дата сдачи работы в секретариат            

«____» ___________ 201__ г.

Дата получения работы кафедрой

«____» ___________ 201__ г.

 

 

Дата окончания проверки работы

«____» ___________ 201__ г.


 

 

 

Руза-2013

 

 

Содержание:

 

 

1 . Система мест лишения свободы  в первые годы советской власти

В первые годы советской власти одновременно с  организацией  рабочей  милиции стал осуществляться слом  старой тюремной  системы и создаваться советские исправительно‐трудовые учреждения. Повсеместно от занимаемых должностей   отстранялись  чиновники  тюремного  ведомства Временного  правительства.

Управление местами  заключения  переходило в  руки военно‐револю-ционных  комитетов  и  Советов  рабочих  и  солдатских депутатов.  В первые же  дни  после  Октябрьского вооруженного  восстания  народный  комиссар юстиции направил  на  места  телеграмму,  в  которой  говорилось, что «распоряжением Правительства Народных Комиссаров местное заведование тюремною частью поручено  губернским  областным Совдепам...» .

В  Петрограде  уже 28  октября 1917  г. Военно‐революционным комитетом в места  заключения  были назначены  комиссары. Одновременно Военно‐революционный комитет назначил комиссара  Главного управления домов заключения. Комиссары  в  местах  заключения  должны были осуществлять  надзор  за  правильностью  и  законностью содержания осужденных,  контролировать  соблюдение тюремного режима и т.д.

В январе 1918г. при Народном Комиссариате юстиции была учреждена Тюремная коллегия, которая  должна  была в масштабе всей страны руководить  перестройкой учреждений  лишения  свободы.

С  первых же  дней  после  перехода  власти  в  руки  Советов стали закладываться  правовые  основы  деятельности  мест заключения.  Так,  в начале  1918 г.  по  предложению  В.И.Ленина  Совет  Народных Комиссаров вынес постановление «Об улучшении продовольствия в  Петроградских тюрьмах». НКЮ  учредил  при  тюрьмах  следственные  комиссии, проверявшие  правильность  и  законность  ареста  содержавшихся в тюрьмах лиц.

В  январе  1918  г.  постановлением  НКЮ  «О  тюремных рабочих  командах»  устанавливалась,  что  заключенные должны  были  трудиться.  Одновременно  с  этим  было запрещено  применение  к  заключенным  мер  физического воздействия.  С  заключенными  стала  проводиться  воспитательная работа,  в  основу  которой  было  положено  разъяснение декретов Советской власти.

В  мае  1918  г.  в  составе  НКЮ  был  создан  карательный  отдел,  в  ведение  которого  перешли  все  места лишения  свободы  Российской  Федерации.

28  июля  1918  г.  Наркомат  юстиции  РСФСР  издал «Временную  инструкцию  о  лишении  свободы  как  о  мере наказания  и о порядке  отбывания  такового». В инструкции  формулировалось  принципиальной важности  положение  о  том,  что  царские  уставы  о содержащихся  под стражей и о ссыльных потеряли силу. Тем самым был юридически закреплен фактически  осуществленный  слом дореволюционной тюремной системы.

Инструкция  отменяла  деление  мест  заключения  по тяжести  наказания.  В  приговорах  предлагалось  указывать «только  лишение  свободы  на  определенный  срок, обязательно  связанное  с  принудительной  работой».

Последнее  положение  неразрывно  связано  с принципиальными  основами  режима  в  местах  заключения, установленными  в  инструкции. Предполагалось,  что  основой режима  в  местах  заключения  станут методы  исправительно‐трудового  воздействия,  прежде  всего  приобщение к общественно  полезному  труду.  Все  трудоспособные заключенные  должны  были  привлекаться  к  физическому  труду. За  свой  труд  они получали вознаграждение по ставкам профсоюзов.

В  отношении  заключенных,  нарушавших  порядок  и  дисциплину, не желавших работать без уважительных причин, предусматривались репрессивные меры.  Однако  среди  этих мер  не  было  таких,  которые предполагали  физическое воздействие на заключенных.

Главное  место  в  системе  мест  лишения  свободы отводилось  не тюрьмам, а  воспитательно‐карательным учреждениям  и  учреждениям, предназначенным для молодых преступников, - реформаториям, земледель-ческим  колониям  и  испытательным  заведениям.  Однако  жизнь показала, что  создание  мест  заключения  с  ослабленным режимом  оказалось  преждевременным.  Реформатории  и испытательные заведения оказались  нежизнеспособными.

Практика  работы  советских  исправительно‐трудовых учреждений после  издания  Временной  инструкции  НКЮ РСФСР  от 23  июля 1918  г. показала  необходимость  внесения корректив  в  нормативные  акты, регулировавшие деятельность  этих  учреждений,  в  плане  выработки  более конкретных правил  о  порядке  содержания  заключенных, более четкой регламентации режимных требований к ним.

В изданном в ноябре 1920г. НКЮ РСФСР «Положении об общих  мес-тах заключения РСФСР» эти  проблемы деятельности  исправительно‐ трудовых  учреждений  в значительной мере нашли отражение.

В  Положении  подчеркивалось  значение  общественно полезного труда как  основы  всей  системы  мер  по перевоспитанию  заключенных. «Занятие  заключенных работами, —  указывалось  в  Положении, —  имеет

воспитательно‐исправительное  значение,  ставя  своей  целью  приучить  и приохотить  к  труду  заключенных, дать им возможность  по выходе из места заключения жить  трудовой жизнью».

Меры  трудового  воздействия  на  заключенных, предусмотренные Положением, осуществлялись на основе прогрессивной системы. Существо ее состояло в том, что заключенные делились  на  категории  в  зависимости  от общественной опасности содеянного:

1)  осужденные  за  преступления,  не имеющие  корыстного  характера;

2)  осужденные  за преступления  корыстного  характера;

3)  рецидивисты  той  и другой группы.

В  соответствии  с  дифференциацией  заключенных строились  и  режимные  требования  к  ним.  Заключенные подразделялись  на  четыре разряда: I)  испытуемые, 2)исправляющиеся, 3)  штрафные, 4)  образцовый разряд. 

Все заключенные  первоначально  причислялись  к  разряду испытуемых. Затем  в  зависимости  от  поведения  они  переводились  либо

 в разряд исправляющихся, либо в разряд штрафных. За  отличное поведение  заключенные  могли  быть переведены  в  образцовый  разряд,  пребывание в  котором давало право на условно‐досрочное освобождение.

Сроки  пребывания  заключенных  в  разряде  испытуемых определялись  Положением  в  зависимости  от  общественной опасности совершенных  ими  преступлений  (например, осужденные  I категории в разряде  испытуемых должны были быть  одну  четверть  срока  наказания, а  рецидивисты - половину). Те из испытуемых, которые во время испытания не обнаружили  признаков  исправления,  переводились  в штрафной разряд.

Положение  твердо устанавливало конкретные  режимные требования для каждой группы заключенных, причем, естественно, заключенные штрафного разряда  подвергались особо строгому режиму.

В период гражданской войны и иностранной интервенции сложилась система органов управления местами заключения масштабе РСФСР,  а также возникли общественные организации, которые  оказывали содействие государственным органам в деле организации и деятельности мест  лишения свободы.

В  1919г.  карательный  отдел  НКЮ  РСФСР  был переименован  в Центральный карательный отдел. На местах управление местами заключения было организовано по принципу двойного подчинения, в составе  губернских отделов  юстиции были созданы карательные подотделы. Они избирались губисполкомами, но в  своих  действиях руководствовались  распоряжениями  Центрального карательного отдела и состояли под его контролем.

Места лишения свободы управлялись  непосредственно заведующими. Последние  по  представлению  карательных подотделов  утверждались  в должности  губернскими отделами юстиции.

В  качестве  общественных  организаций,  призванных оказывать содействие  органам,  руководившим  местами лишения  свободы,  при  губернских  карательных  отделах  из представителей  этих  отделов  и  из числа  общественности, были  созданы  распределительные  комиссии.  Они имели право  распределять  осужденных  по  местам  заключения, возбуждать ходатайства как о досрочном освобождении, так и об  удлинении  срока заключения.  Последнее  применялось  в отношении  заключенных, не соблюдавших  режим,  упорно отказывавшихся  от  работы,  а  также  тех, освобождение которых представляло опасность для общества.

На  процессе  становления  советских  исправительно‐трудовых учреждений  существенным  образом  отразились исключительные  условия гражданской  войны  и  иностранной интервенции. Выражением  этого явилось создание наряду  с  общими  местами  заключения  лагерей принудительных работ. Они  были  созданы  декретами  ВЦИК  от  15 апреля и  17  мая 1919 г. Это были места заключения, в которых изолировались «заведомые  угнетатели  и  эксплуататоры  народного  труда  и приверженцы царско‐дворянского  строя»,  а  также  тунеядцы, шулера,  проститутки, дезертиры, спекулянты,  белогвардейцы.

Заключенные в лагерях  принудительных работ, были обязаны зани-маться  физическим  трудом.  Продолжительность  рабочего  дня  для заключенных  составляла  8  часов.  Лагеря принудительных  работ,  как правило, создавались  в губернских городах. В частности, в Москве были открыты Андроньевский,  Ивановский,  Владыкинский, Новоспасский и другие лагеря  принудительных работ.

Лагеря  принудительных  работ  находились  в  ведении НКВД,  в составе  которого  было  учреждено  Центральное  управление  лагерей принудительных работ.

2.Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР 1924 г.

Для периода  нэпа были  характерны  серьезные  проблемы в  организации и  деятельности  исправительно‐трудовых  учреждений. После окончания  гражданской войны Совнарком РСФСР все места заключения постановлением от  25 июня 1922 г. передал в ведение НКВД.   В октябре 1922 г. в составе НКВД РСФСР  было  образовано  Главное  управление мест заключения (ГУМЗ).

В  1922  г.  началась  разработка  исправительно‐трудового кодекса. Большое  значение  для  его  подготовки  имело изучение  опыта  деятельности ИТУ, чему способствовало  обследование  мест  лишения свободы. Летом 1923 г. работала комиссия  по  разгрузке московских  мест заключения, которая проверила 4600 дел и освободила более 3000 заключенных.

К  этому  времени  в  ведении  ГУМЗ  НКВД  РСФСР  имелось 105 домов  заключения  и  тюрем, 35  сельскохозяйственных колоний, 207  исправительных  домов, 4  трудовых  дома  для несовершеннолетних, 5  больниц.  В  них  содержались 61 297заключенных.

С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации, в результате которой в 1924 г. был принят первый советский исправительно-трудовой кодекс.

Исправительно-трудовой кодекс 1924г. подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы, применение дисциплинарных мер воздействия. В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно-настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды.

При переводе из одного разряда в другой различали  3 категории заключенных:

1) подлежащие  лишению свободы со строгой  изоляцией;

2) профессиональные  преступники, а также лица, не  принадлежащие к классу трудящихся;

Информация о работе Исправительно-трудовые учреждения в 20-е гг