Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:41, контрольная работа
Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений является одним из специфичных для данной отрасли права способов правового регулирования труда1.
Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах (в частности, Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, что в трудовом праве воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ))2. Также единство трудового права выражается в единых основных трудовых правах и обязанностях работников (ст. 21 ТК РФ) и работодателей (ст. 22 ТК РФ), в положениях главы 1 ТК РФ, устанавливающих цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования, разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере трудовых отношений и т.д. Единство проявляется в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников и всех работодателей на территории Российской Федерации3.
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное агентство по науке и образованию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Оренбургский Государственный Университет
Юридический
факультет
Кафедра
гражданского права
Контрольная работа по дисциплине
Трудовое право
«Единство
и дифференциация правового регулирования
социально-трудовых отношений. Общий
и специальный субъект в
«____»_________________2011
Оренбург, 2011
Единство
и дифференциация
правового регулирования
социально-трудовых
отношений
Единство и дифференциация
Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах (в частности, Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, что в трудовом праве воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК РФ))2. Также единство трудового права выражается в единых основных трудовых правах и обязанностях работников (ст. 21 ТК РФ) и работодателей (ст. 22 ТК РФ), в положениях главы 1 ТК РФ, устанавливающих цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования, разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ в сфере трудовых отношений и т.д. Единство проявляется в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников и всех работодателей на территории Российской Федерации3.
Вместе с тем трудовое право регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим специального регулирования, что и делает необходимой дифференциацию трудового права. Причем именно такая дифференциация обеспечивает подлинное равенство.
Дифференциацию отражает термин «специальная норма» в правовом регулировании труда некоторых категорий работников.
Специальные
нормы дифференциации также могут
содержаться в специальных
Можно выделить три вида норм, призванных обеспечить дифференциацию в правовом регулировании труда: нормы-льготы, нормы-изъятия (ограничивающие права против общих) и нормы-приспособления.
Нормы-льготы могут появиться на различных уровнях правовой регламентации труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном, локальном. Предоставление дополнительных льгот не вступает в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, поскольку права и свободы человека и гражданина объявлены высшей ценностью, которая составляет смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и должна обеспечиваться правосудием4.
Нормы-изъятия устанавливают ограничения прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, нормы, предусматривающие изъятия из общих правил, могут быть включены исключительно в содержание федерального закона. Однако для применения этих норм при регулировании трудовых отношений недостаточно включение этих норм в содержание федерального закона без внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Как следует из ч. 8 и ч. 9 ст. 5 ТК РФ, федеральный закон, противоречащий ТК РФ, может применяться после внесения в Кодекс соответствующих изменений. Поэтому дополнительным условием применения норм, ограничивающих права и свободы в сфере труда, является внесение соответствующих изменений в ТК РФ. Естественно, нормы, которые призваны изъять из применения общие правила, должны быть разработаны для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей. Без указания цели, ради которой разработана и применяется норма, ограничивающая права и свободы человека и гражданина в сфере труда, ее реализация противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Нормы-приспособления
призваны обеспечить адаптацию общих
норм к особенностям трудовой деятельности.
К числу таких норм следует отнести предписания
об установлении суммированного учета
рабочего времени, которые призваны обеспечить
соблюдение общей продолжительности рабочего
времени за учетный период, то есть приспособить
общую норму к особенностям трудовой деятельности.
Подобные нормы не имеют в своем содержании
ограничений прав и свобод человека и
гражданина в сфере труда. Поэтому они
также могут быть созданы на различных
уровнях правовой регламентации труда.
Факторы
дифференциации
В науке трудового права все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято разделять на две группы5. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы (вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения работника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.
Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения (субъективная дифференциация), т. е. учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих.
Говоря о факторах дифференциации, следует указать полный перечень факторов, входящих в группы объективной и субъективной дифференциации. К факторам, входящим в объективную дифференциацию, относятся: федеративное устройство РФ; природно-климатические условия труда; географические условия труда; техногенный фактор труда; месторасположение работодателя; место выполнения работы; продолжительность работы; особенность труда в данной отрасли народного хозяйства; специфика содержания труда и его организации; ответственный характер труда; социальное положение работника; организационно-правовая форма работодателя; вредность и тяжесть условий труда; сложность выполняемых работ; условия труда и их интенсивность; квалификация работника; гражданство работника.
К факторам, входящим в субъективную дифференциацию, относятся: физиологические особенности женского организма; социальная функция материнства; состояние здоровья работника; возраст работника; семейное положение работника; совмещение работником труда с обучением; ученичество.
Особенности регулирования
труда отдельных категорий
Особенности регулирования труда определены для следующих категорий работников:
1) женщин
и лиц с семейными
2) в возрасте до 18 лет (гл. 42 ТК РФ);
3) руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций (гл. 43 ТК РФ);
4)
лиц, работающих по
5) заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев (гл. 45 ТК РФ);
6) занятых на сезонных работах (гл. 46 ТК РФ);
7)
лиц, работающих вахтовым
8) работающих с работодателем - физическим лицом (гл. 48 ТК РФ);
9) надомников (гл. 49 ТК РФ);
10)
лиц, работающих в районах
11) работников транспорта (гл. 51 ТК РФ);
12) педагогических работников (гл. 52 ТК РФ);
13)
направляемых на работу в
14)
религиозных организаций (гл.
15)
работающих в организациях
16) медицинских работников (ст. 350 гл. 55 ТК РФ);
17) творческих работников средств массовой информации (ст. 351 гл. 55 ТК РФ);
18) организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений (ст. 351 гл. 55 ТК РФ);
19)
профессиональных спортсменов (
Так, к примеру, особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями выражается в том, что Особая охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу, поскольку статья 253 ТК РФ ограничивает возможность применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих допустимые для них установленные предельные нормы переноски. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.
При оценке тяжести и вредности условий труда для женщин учитываются признанные в профессиональной гигиене противопоказания, которые связаны с физическим напряжением, с подъемом и переноской тяжестей; неблагоприятным климатом и метеорологическими условиями; воздействиями высоких и низких температур, давления, облучения; с вынужденным ненормальным положением тела; с повышенной опасностью травмирования, сотрясения; со специфическим воздействием ядов и химических веществ и т.п.
Отпуска
матерям по их заявлению и на основании
выданного в установленном