Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:06, контрольная работа
Дизельное топливо является сложной смесью парафиновых (10-40%), нафтеновых (20-60%) и ароматических (14-30%) углеводородов и их производных средней молекулярной массы 110-230, выкипающих в переделах 170-380 градусов по Цельсию.
3.Классификация моторных масел
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования.
Например, по всему
тексту стандарта масла для
Стандартная марка
включает следующие знаки: букву
М (моторное), цифру или дробь, указывающую
класс или классы вязкости (последнее
для всесезонных масел), одну или
две из первых шести букв алфавита,
обозначающих уровень эксплуатационных
свойств и область применения
данного масла. Универсальные масла
обозначают буквой без индекса или
двумя разными буквами с
Таблица 1
Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)
Класс вязкости
33
43
53
63
6
8
10
12
14
16
20
24
33/8
43/6
43/8
43/10
53/10
53/12
53/14
63/10
63/14
Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам -- в таблице 2. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 -- моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) -- моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом.
В данном случае после
основного обозначения в
Таблица 2
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)
Группа Рекомендуемая область применения
А
Б Б1
Б2
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные
дизели с наддувом, работающие в тяжелых
эксплуатационных условиях или когда
применяемое топливо требует использования
масел с высокой нейтрализующей способностью,
антикоррозионными и противоизносными
свойствами, малой склонностью к образованию
всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.
Е2 Отличаются повышенной дисперНефорсированные бензиновые двигатели и дизелигирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами
В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и принятых ранее в нормативных документах.
Нередко возникает
необходимость решения вопросов
взаимозаменяемости отечественных
и зарубежных моторных масел, например,
когда необходимо выбрать отечественное
масло для импортной техники
или зарубежное масло для экспортируемой
отечественной техники. Общепринятой
в международном масштабе стала
классификация моторных масел по
вязкости Американского общества автомобильных
инженеров -- SAE J300. Уровень эксплуатационных
свойств и область применения
зарубежные производители моторных масел
в большинстве случаев указывают по классификации
АРI (Американский институт нефти). ГОСТ
17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное
соответствие классов вязкости и групп
по назначению и эксплуатационным свойствам,
изложенным в ГОСТе, классам вязкости
по SAE и классам АРI по условиям и областям
применения моторных масел. Следует подчеркнуть,
что речь идет не об идентичности, а только
об ориентировочном соответствии. Данные
таблицы 3 дают возможность, зная стандартную
марку отечественного масла, выбрать его
зарубежный аналог или, зная характеристики
импортного масла по классификациям SAE
J300 и АРI, найти его ближайший отечественный
аналог. Классы вязкости SAE в большинстве
случаев имеют более широкие диапазоны
кинематической вязкости при 100 °С, чем
классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой
причине одному классу SAE могут соответствовать
два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком
случае предпочтительно указать аналог,
имеющий самое близкое фактическое значение
вязкости по проспектным данным или нормативной
документации на данный продукт.
Таблица 3
Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и АРI
Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1-85
3з
4з
5з
6з
6
8
10
12
14
16
20
24
3з/8
4з/6
4з/8
4з/10