Системы кондиционирования автомобиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение систем кондиционирования, устанавливаемых на современные автомобили. Необходимо изучить устройство, принцип работы, а также преимущества и недостатки фреоновых систем кондиционирования.

Оглавление

Введение

1.Роль климатической установки.

2. Принцип действия системы кондиционирования.

3. Составные части системы кондиционирования.

4. Основные неисправности автомобильных кондиционеров.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 308.50 Кб (Скачать)
 
 

                                                       РЕФЕРАТ

На тему: «Системы кондиционирования автомобиля» 
 
 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

1.Роль  климатической установки.

2. Принцип действия системы кондиционирования.

3. Составные части системы кондиционирования.

4. Основные неисправности автомобильных кондиционеров. 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение 
 

     Целью курсовой работы является изучение систем кондиционирования, устанавливаемых на современные автомобили. Необходимо изучить устройство, принцип работы, а также преимущества и недостатки фреоновых систем кондиционирования.

     Здоровье, работоспособность, и просто самочувствие человека в значительной степени определяются условиями микроклимата и воздушной среды того места, где он проводит значительную часть своего времени. Микроклимат в салоне автомобиля оказывает огромное влияние на состояние водителя и пассажиров. Наиболее благоприятная температура воздуха в салоне автомобиля составляет 18-25°С, при относительной влажности не более 70%. При более низких температурах воздуха наблюдается переохлаждение организма; при более высоких наступает физическое утомление, замедляется реакция водителя, появляются ошибки в управлении автомобилем. Существенное влияние для терморегуляции организма человека имеет фактор движения воздуха в салоне, однако, сквозняки в салоне способны вызвать простудные заболевания.

     Кондиционирование воздуха в автомобиле – это создание и поддержание микроклимата внутри его салона, то есть повышение или понижение температуры воздуха, обеспечение комфортной влажности, циркуляции и фильтрации воздушной среды, устранение неприятных запахов от работающего двигателя и окружающей среды.

     Кондиционирование воздуха обеспечивается применением  специальных систем. Под термином системы кондиционирования воздуха (СКВ) подразумевается комплекс устройств, предназначенных для создания и  автоматического поддержания в  обслуживаемых помещениях заданных величин параметров воздушной среды. Указанный комплекс может включать в себя следующие шесть составных частей:

     1) установку кондиционирования воздуха (УКВ), обеспечивающую необходимые кондиции воздушной среды по тепловлажностным качествам, чистоте, газовому составу и наличию запахов;

     2) средства автоматического регулирования и контроля за приготовлением воздуха нужных кондиций в УКВ, а также поддержания в обслуживаемом помещении или сооружении постоянства заданных величин параметров воздуха;

     3) устройств для транспортирования и распределения кондиционированного воздуха;

     4) устройств для транспортирования и удаления избытков внутреннего воздуха;

     5) устройств для глушения шума, вызываемого работой элементов СКВ;

     6) устройства для приготовления и транспортирования источников энергии (электрического тока, холодной и теплой сред), необходимых для работы аппаратов в СКВ.

     В зависимости от конкретных условий  некоторые составные части СКВ  могут отсутствовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Роль климатической установки
 

     Автомобиль - это дом на колесах. Многие из нас проводят здесь не малую часть жизни. Свежий чистый воздух, тепло или прохлада - необходимые элементы комфорта, без которых любая поездка превратится в мучение. Первые автомобильные кондиционеры появились благодаря компании Carrier Transicold, которая вышла на этот рынок в 1936 году. Уже к 1941 году автопроизводители в США стали более массово оснащать машины кондиционерами. Когда у большинства автомобилей были открытые кузова, водитель просто «купался» в свежем воздухе. Тем более что воздушная среда вдоль дорог оставалась сравнительно чистой. Когда пришло время закрытых кузовов, то летом в жестяной коробке становилось невыносимо душно. Свежий воздух поступал через лючок перед ветровым стеклом, а выходил - через окна с опущенными стеклами. Сквозняки, неизбежные при такой системе вентиляции, удалось изжить с помощью поворотных форточек в передних дверях.

     Отапливать  салон долгое время считалось роскошью. На медицинских автомобилях ГАЗ-55 (довоенных лет) отсек для перевозки больных обогревался теплым воздухом, поступавшим из специальной рубашки вокруг выхлопной трубы. Примитивную конструкцию, не позволявшую регулировать поток тепла, быстро забыли. Лучшим решением оказался водяной отопитель (представлявший собой небольшой радиатор с вентилятором), подключенный параллельно системе жидкостного охлаждения двигателя. Интенсивность обогрева регулировалась краном подачи горячей воды и воздухозаборным лючком перед ветровым стеклом. Постепенно водяные отопители вошли в широкий обиход. Эти печки не только обогревали ноги водителя и сидевшего рядом пассажира, но и служили «дефростером» (размораживателем) ветрового стекла.

     Но, иногда, отопители использовались с прямо противоположной целью. В 50-60-е годы были очень популярны шоссейные гонки на легковых автомобилях. Трассой, как правило, служили прямые участки дорог длиной 100-200 километров. Повышенный тепловой режим форсированных моторов заставлял гонщиков искать дополнительные способы охлаждения. И когда в середине дистанции температура воды начинала «ползти за сотню», приходилось включать печку - работающий «на полную катушку» отопитель помогал спасти радиатор от закипания.

     Блок-связка: водяной отопитель – вентилятор, многие десятилетия выступала в роли основной климатической установки в автомобиле. Постепенно совершенствовались системы регулирования температуры, смешивания и распределения горячего и холодного воздуха. Появились автомобили, где тепло подавалось в зону под задними сидениями, приятно согревая ноги пассажиров. Дальнейшие технические усовершенствования позволили горячий воздух направлять понизу салона (к ногам), теплый - примерно посередине (на уровень пояса и груди), а холодный - наверх (к лицу). Трехслойное (по высоте) распределение теплого воздуха привело к значительному усложнению приборов управления отопителя. Запросы потребителей с каждым годом становились все разнообразнее и изощреннее. Поэтому сейчас во многих новых моделях водитель и пассажиры могут независимо, каждый по своему вкусу, регулировать температуру потока воздуха и некоторые другие характеристики (рис.1). 

     

Рис.1 Более развитая система потоков («Хонда -Аккорд»). Водитель и пассажиры обеспечены самостоятельными воздуховодами с независимой регулировкой температуры. 

     С приходом минивэнов, у которых, устанавливаются трехрядные сидения, пришлось создавать еще более сложные системы отопления и вентиляции. На некоторых моделях минивэнов теплый (или холодный) воздух поступает к заднему ряду кресел. На отдельных моделях среднего и высшего класса предусмотрена подача подогретого воздуха на стекла передних дверей через воздуховоды с резиновыми гармошками - такой обогрев стал необходимостью: в холодное время через запотевшие окна передних дверей не видны наружные зеркала заднего вида. 

Рис.2 Подвод воздуха от климатической установки («Хонда - Одиссей») ко всем сиденьям в двух плоскостях через воздуховоды. 

       Да и сами отопители стали мощней - их вентиляторы уже стали оснащать трех-, пяти- и многоступенчатыми регуляторами скорости. А сам вентилятор год от года делался все более производительным. В жаркое время, особенно если в машине кроме водителя есть и пассажиры, необходим интенсивный обмен воздуха. Если в 50-е годы вентилятор в лучшем случае (и только на таких дорогих автомобилях, как «Роллс-ройс» или «Ягуар») «прогонял» через салон 150-180 кубометров воздуха в час, то сейчас этот показатель вырос в 2,5-3 раза.

     В зоне магистралей, поскольку транспортный поток стал намного интенсивней, резко возросла загазованность вредными выбросами, копотью, резиновой пылью и, в результате, потребовалась фильтрация поступающего в салон воздуха. Такой фильтр, улавливающий почти 100 % взвешенных в воздухе частиц размером не менее пяти микрон и задерживающий даже некоторые газообразные примеси, размещается после воздухоприемной решетки у основания ветрового стекла (рис.3). Фильтрующий вкладыш надо менять примерно раз в год или после пробега в 15 тыс. км.

     

     Рис.3 Фильтр на входе в систему вентиляции и отопления («Фольксваген-Голф»). Очищает воздух от твердых частиц размером не менее 5 микрон и пыльцы. 

     Иногда  есть смысл полностью изолировать  салон автомобиля от наружной атмосферы (в дорожных пробках, туннелях, при  движении за дизельным автопоездом  и т.д.). Поскольку поворотных форточек в дверях уже давно никто не делает, дверные уплотнители очень надежны, а щелей и сквозных отверстий в кузове практически нет, то добиться герметичности салона вполне реально. Вентилятор будет «гонять» в закрытом внутреннем пространстве машины один и тот же объем воздуха -рециркулировать его. Конечно, долгое время сохранять такой режим не удастся - кислород из воздуха постепенно «выдышат». Но как временный выход из положения рециркуляция нужна и полезна.

     Хорошую климатическую установку, то есть эффективный  отопитель и вентилятор, все чаще оснащают управляющей автоматикой: компьютер, ориентируясь на заданную водителем температуру в салоне, будет считывать показания датчиков вне кузова и внутри и отдавать команды кранам, электромоторам, заслонкам и другим устройствам, и, тем самым, постоянно поддерживать необходимый температурный режим. На сегодняшний день автоматическим климат-контролем оборудованы многие модели, включая и малолитражные.

     Но  климат-контроль должен уметь не только повышать, но, если нужно, и понижать температуру в автомобиле. Установить же в салоне более прохладную и менее влажную «погоду», чем за окном, можно только с помощью кондиционера.

     В целом же вся климатическая установка, в которой системы вентиляции, отопления, фильтрации воздуха, кондиционер  и управляющая автоматика являются составляющими элементами, может применяться на легковых автомобилях любого класса. 
 
 
 

    1. . Принцип действия системы кондиционирования.
 

     Действие  системы кондиционирования опирается  на следующие физические законы:

     Закон 1:

     Тепло всегда перемещается из физического тела с высокой температурой в физическое тело с низкой температурой. Тепло является одним из видов энергии, а температура – одной из единиц измерения величины энергии.

     Закон 2:

     Для превращения жидкости в газообразное состояние необходимо тепло. Например, при испарении воды кипячением горелкой происходит большое поглощение количества тепла, и температура воды не изменяется, наоборот, если у газообразного вещества забирать тепло, то оно превращается в жидкость. Температура, при которой кипит вода и получается водяной пар, связана с давлением. Точка кипения повышается с повышением давления.

     Закон 3:

     Если  сжать газ, то температура и давление газа возрастают. Например, если в дизельном  двигателе поршень движется вверх-вниз, температура воздуха поднимается из-за сжатия. При этом если в цилиндр прыснется топливо, то немедленно произойдет взрыв смеси.

     Если  вышеуказанные законы применять  относительно к основному циклу  охлаждения, то это выглядит следующим  образом. Хладагент в жидком состоянии, превращаясь в газообразное, поглощает из атмосферы тепло (законы 1 и 2).

     Высокотемпературный газ, сжимаясь, достигает высокой  температуры, немного большей, чем  температура окружающего воздуха (закон 3). Окружающий воздух (температура  ниже, чем температура газа в системе), поглощая тепло, превращает газ в жидкость (законы 1 и 2). Жидкость, возвращаясь к начальной точке цикла, используется вновь.

Информация о работе Системы кондиционирования автомобиля