Ремонт головки блока цилиндров

Автор: Михаил Уцеха, 20 Сентября 2010 в 05:08, дипломная работа

Краткое описание

Головка цилиндров отлита из алюминиего сплава имеет камеры сгорания клиновидной формы. Запрессованные седла и направляющие втулки клапанов. Седла клапанов изготавливаются из специального чугуна. Чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагрузок. Рабочие фаски седел обрабатываются после запрессовки в сборе с головкой цилиндров. Чтобы обеспечить точную соосность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чугуна и запрессовываются в головку цилиндров с натягом. На наружной поверхности направляющих втулок имеется проточка. Куда вставляутся стопорное кольцо. Оно обеспечивает точностьположения втулок при запрессовке их в головку цилиндров и предохраняет втулки от возможного выпадения. Отверстия во ввтулках обрабатываются после запрессовки их в головку цилиндров. Это обеспечивает узкий допуск на диаметр отверстия и точность его расположения по отношению к рабочим фаскам седла и клапана. В отверстиях направляющих втулок имеются спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия.

Оглавление

1. Введение: головка блока цилиндров.
2. Проверка технического состояния деталей и их ремонт
3. Снятие и установка головки блока цилиндров КАМАЗа.
4. Операции, наиболее часто применяемые в комплексном ремонте головки блока цилиндров.
5. Клапанный механизм.
6. Восстановление клапана.
7. Седла клапанов.
8. Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме двгателя.
9. Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

VIII. РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ  ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ  МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЯ. 

   Для нормальной работы двигателя  между стержнем клапана и регулировочным  болтом толкателя или коромысла  имеется  зазор, который гарантирует  плотную посадку клапана в  его  седле. Предусмотренный зазор компенсирует линейные деформации деталей газораспределительного механизма, происходящие под воздействием изменения температур в течение  рабочего процесса двигателя. В силу этого  зазор  получил  название  теплового. Величина теплового зазора  по  мере  эксплуатация  двигателя изменяется вследствие износа деталей  газораспределительного механизма. Износ трущихся поверхностей деталей,  передающих усилие на клапан от кулачка распределительного  вала (толкатели, штанги, коромысла, и регулировочные болты),  приводит к увеличению установленного ранее  зазорна. В то  же  время износ рабочей фаски и седла клапана  приводит  уменьшению этого зазора. Указанное  изменение зазора в  клапанах  требует систематической их проверки и  своевременной регулировки.  

   Величина теплового зазора обусловливается  конструктивными особенностями  и  для каждого типа двигателей  оговаривается  техническими  условиями. Работы по проверке  и регулировке  тепловых зазоров  клапанов следует производить  через каждые-6000 км пробега, а также при первых признаках неисправностей в работе клапанного механизма. В период обкатки нового двигателя или после его ремонта регулировочные работы следует  производить в более короткие сроки первая регулировка  через 300 км, вторая через 1000 км пробега.

   Регулировка тепловых зазоров  двигателя модели 407.  Величина  теплового зазора между наконечником  клапана и регулировочным болтом  коромысла зависит от температуры  деталей двигателя, особенно головки  цилиндров. Так, при прогреве  двигателя и повышении его температурного режима на 60 – 700 тепловой зазор увеличивается на   0,1 – 0,12 мм. При  эксплуатации  автомобиля  зимой этот перепад температур  деталей двигателя может достигать большой величины, тепловой зазор может  значительно уменьшиться по сравнению с установленным зазором. Поэтому регулировочные работы следует производить при температуре двигателя в пределах 15 – 200 выше нуля. При этой  температуре тепловой. зазор должен иметь следующие значения:  длявыпускных  клапанов – 0,20 мм; для впускных клапанов –  0,15 мм. Для проведения регулировочных работ необходимо иметь следующие инструменты: ключ двухсторонний 11 Х 14 мм;  трубчатый торцовый ключ 14 мм; специальный торцовый ключ  5 мм; отвертку и пусковую рукоятку. Порядок проведения работ следующий.  

   1. Для удобства подхода регулировочными  ключами к болтам третьего  и четвертого коромысел снять  воздушный патрубок  карбюратора  и отвести в сторону подводящую  топливную   трубку.

   2. Отвернуть два барашка и снять  крышки лючков кожуха  головки цилиндров, стараясь не  повредить пробковую прокладку.

   3. Ослабить винт крепления крышки  смотрового окна на картере  сцепления (рис.1) и отодвинуть  крышку 3 в сторону. 

   4. Провертывая пусковой рукояткой   коленчатый вал двигателя, установить  поршень первого цилиндра в  крайнее верхнее  положение при такте сжатия. Это положение можно определить по следующим признакам:

   а) если двигатель перед регулировкой  не разбирался и находился  в рабочем состоянии, то при  такте сжатия в первом цилиндре  токоразносная пластина ротора должна быть обращена в сторону клеммы провода низкого  напряжения, неподвижно  укрепленной на корпусе прерывателя-распределителя;

   б) такт сжатия можно определить, наблюдая за последовательностью  работы коромысел или штанг  толкателей при медленном вращении коленчатого вала. Сразу же после закрытия  впускного клапана первого цилиндра начинается такт сжатия.  При этом выпускной клапан тоже закрыт. При закрытом положении клапанов первого цилиндра коромысла их остаются неподвижны по мере вращения коленчатого вала, следовательно, ближайшая метка на маховике будет соответствовать положению поршня в конце такта сжатия в первом цилиндре.

     5. Проворачивая медленно   коленчатый  вал,  совместить  метку  2  с   обозначением - в. м. т. на ободе маховика с острием штифта 1, неподвижно закрепленного в картере сцепления. Метка просматривается через открытый лючок в картере сцепления.

   б. Проверить плоским щупом   величину теплового  зазора  в последовательно расположенных  клапанах: первом выпускном. Втором и третьем впускных и пятом выпускном. При этом необходимо выбрать зазоры в цепочке  соединений  толкатель – штанга – коромысло, оттягивая вверх коромысло за регулировочный болт. Перед регулировкой проверить состояние поверхности наконечника клапана. В процессе износа в центре этой поверхности образуется лунка, величину которой плоский щуп не улавливает, и, следовательно, измеренная величина зазора будет неточной. При износе наконечник клапана перед регулировкой следует заменить  новым или отшлифовать.

   7. Регулировать зазор в следующем  порядке (рис. 2). Торцевым ключом 14 мм отпустить контргайку 2 регулировочного   болта. Проверяя зазор плоским  щупом, провернуть регулировочный  болт ключом 5 мм, отпуская или  затягивая его до получения  номинального зазора. Поддерживая ключом 5 мм регулировочный болт в установленном положении, затянуть контргайки  и вторично проверить щупом величину зазора. Более надежно  затянуть контргайку и окончательно проверить зазор. В этом  положении коленчатого вала произвести регулировку всех указанных клапанов.

   8. Повернуть коленчатый вал двигателя  ровно на  один оборот до  нового совмещения метки на  ободе маховика  со  штифтом,  как это  производилось ранее.  В этом положении поршень четвертого  цилиндра должен находиться в крайнем верхнем положении при такте сжатия. Провернуть и отрегулировать остальные  четыре клапана, т. е. четвертый выпускной, шестой и седьмой впускные и восьмой выпускной.  

Регулировка тепловых зазоров на двигателе модели 402. Величина тепловых зазоров между стержнем клапана и регулировочным болтом толкателя должна быть выдержана в пределах: для впускного клапана –  0,13 – 0,15 мм,. для выпускного клапана – 0,18 – 0,20 мм. Замер величины зазора должен  производиться на холодном двигателе при средней температуре  блока цилиндров  + 18'. Для проведения работ необходимо иметь  инструменты: рожковые двухсторонние регулировочные ключи 12 Х 17 и 15 Х 17 мм с толщиной губок 3 мм; отвертку; стандартные ключи 14 Х 17 и 11 Х 14 мм; плоский щуп. Регулировка зазоров производится в следующем порядке.

      1. Снять карбюратор, отсоединив предварительно  топливную трубку питания карбюратора  и патрубок воздушного фильтра. 

      2. Снять фильтр тонкой очистки  масла, отсоединив сливную и  нагнетающую трубки.

      3. Снять впускной и выпускной трубопроводы, отсоединив предварительно от приемной трубы глушителя.

   4. Отсоединить от крышки клапанной  коробки сливную трубку фильтра  тонкой очистки масла. 

   5. Открыть крышку клапанной коробки,  стараясь не повредить пробковую  прокладку. 

   6. Провертывая пусковой рукояткой  коленчатый вал двигателя, установить  поршень первого цилиндра в крайнее верхнее  положение при такте сжатия (выполняется так же, как указано  выше для двигателя модели 407).

   7. Отрегулировать тепловой зазор  между регулировочным  болтом  и стержнем клапана у последовательно  расположенных  клапанов: первого выпускного, второго и третьего впускных и  пятого выпускного клапана.

Регулировать  зазор в следующем  порядке. Отпустить  контргайку регулировочного болта  ключом  15 мм, придерживая от вращения толкатель ключом 17 мм. Затем, проверяя зазор плоским щупом. ключом 12 мм вращать головку регулировочного болта, придерживая толкатель ключом  17 мм, до получения требуемого зазора.

   8. В установленном положении регулировочного  болта затянуть контргайку, удерживая  от вращения регулировочный болт,  и повторно проверить величину зазора.

   9. Не проворачивая коленчатого  вала, произвести регулировку указанных  клапанов (первого, второго, третьего  и пятого).

10. Провернуть  коленчатый вал точно на один  оборот до нового совмещения  метки на маховике со штифтом  картера сцепления и отрегулировать остальные клапаны: четвертый выпускной, шестой и седьмой впускные и восьмой выпускной. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме.

    Со временем в клапанном механизме  двигателей автомобиля ЗАЗ появляется  стук, не устраняемый регулировкой тепловых зазоров. Вызывает его повышенный осевой зазор коромысел выпускных клапанов (в отличие от коромысел впускных клапанов они не имеют распорных пружин, автоматически устраняющих зазоры). Ликвидировать зазоры можно установкой шайб на валик между распорными втулками и коромыслами. При этом можно использовать регулировочные шайбы, предназначенные для пальцев стойки передней подвески автомобиля ЗАЗ-965А, поскольку они имеют высокую износостойкость (изготовлены из марганцовистой стали) и подходят по размерам к двигателю МоМЗ-966А (30 л.с.). Для двигателей МоМЗ-968 внутренний диаметр шайб надо увеличить напильником до 18 мм.

Толщину шайб можно подогнать шлифованием  на абразивном круге, чтобы после  сборки коромысло качалось без заеданий и заметного осевого зазора. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IX. ЛИТЕРАТУРА.

  1. Автомобили «Жигули» ВАЗ 2104, 2105, 2107. Устройство.Ремонт. Москва  транспоот 1992.
  2. ВАЗ 2106 Руководство по ремонту. Москва. Ливр 1996.
  3. Журнал «За рулем» 1997. Москва.
  4. Pуководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей Ваз 2106, Ваз 21063, Ваз 21065, Ваз 21065 - 1, Ваз 2103, Ваз 21033, Ваз 21035 Игнатов А. П. Третий Рим. 1999
  5. Газета "Автобизнес - Weekly" N3 (150) 28 января 1999 г.

Информация о работе Ремонт головки блока цилиндров