Расчет редуктора

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используется зубчатая передача.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт………………………………..4
Выбор электродвигателя………………………………………………………………...4
Кинематический расчёт……………………………………………………………….....5

Расчёт зубчатых колёс редуктора…………………………………………………..….6
Выбор материала и определение допускаемых контактных напряжений…………...6
Определение межосевого расстояния………………………………………………… .7
Определение нормального модуля зацепления……………………………………….. 7
Определение числа зубьев шестерни и колеса………………………………………... 7
Определение основных размеров шестерни и колеса……………………………….....8
Проверка контактных напряжений……………………………………………………...9
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба…………………………..9
Конструирование и предварительный расчёт валов редуктора………………….11
Ведущий вал……………………………………………………………………………..11
Ведомый вал……………………………………………………………………………..12

Конструирование размеров шестерни и колеса…………………………………..…13
Шестерня………………………………………………………………………………... 13
Зубчатое колесо………………………………………………………………………….13

Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка…………14
Проверка долговечности подшипников………………………………………….......15
Проверка прочности шпоночных соединений……………………………………….20
Уточненный расчет валов…………………………………………………………..….21

Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей……………………………………24

Выбор смазки…………………………………………………………………………… 25

Сборка редуктора……………………………………………………………………… 25

Список литературы…………………………………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

Кирилл Курсач механника.doc

— 497.00 Кб (Скачать)
 
 
4. Конструктивные размеры  шестерни и колеса [1] 

 4.1.  Шестерня 

 Шестерню  выполняем за одно целое с валом; ее размеры:

 dш1 =51  мм; da1 =56  мм; b1 = 55 мм. 

 4.2. Размеры колеса 

 dк2 =199  мм; da2 =204   мм; b2 =50 мм 

       Диаметр ступицы 

    

 dв =   dв23 = 1,6 50=80     мм

       Длина ступицы

    

   мм, принимаем Lст = 75  мм.

 Толщина диска

     b2 = 50 мм

  мм, принимаем С =10  мм.

       Толщина обода

      m = 2,5 мм 

   мм, принимаем d0 = 10  мм. 

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          13
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
 
5.Конструктивные  размеры корпуса  редуктора и эскизная  компоновка.

      Из атласа конструкций одноступенчатых  редукторов или по рекомендациям

выбираем за аналог.

 При разработке рабочего чертежа и общего вида редуктора некоторые размеры уточняются (диаметры, длины ступеней) или принимаются в глазомерном масштабе по аналогу.

 Толщина стенок корпуса и крышки: 

 d = 0,025 aw +1 =0,025

125+1=4,125, мм

 Принимается d  не менее 8 мм.

 Толщина флянцев корпуса и крышки: 8

 верхнего  пояса корпуса и пояса крышки

 b = 1,5 d =1,5

8=12, мм 

 нижнего пояса  корпуса 

 р = 2,35 d =2,35

8=18,8  Принимаем р = 20 

 Диаметр болтов:

 фундаментных       d1 = (0,03 – 0,036) aw + 12 =0,03 125+12=15,75, мм.

 Принимаем     d1 =16

 крепящих  крышку к корпусу у подшипников 

 d2 = (0,7 -  0,75) d1 =0,7

16=11,2 мм  Принимаем болты d2 =12 

 соединяющих крышку с корпусом 

 d3 = (0,5 – 0,6) d1=0,5

16=8    мм  Принимаем d3 = 8  
 
 

           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          14
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
 
6. Проверка долговечности  подшипников. 

     В е д у щ и й    в  а л. Имеем:  Ft = 1870,58 H,  Fr = 694,8 H,

       Fa = 329,2 H,  ℓ1 =55,5 мм. 
 
 

 
 

           Рис.   3  . Расчетная схема  ведущего вала. 

       Определяем реакции опор :

-  в плоскости  xz 

Rx1 = Rx2 = 0.5 Ft =0,5

1870,58=935,29, Н 

Строим эпюру  изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1-2-3

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          15
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
 
∑ Мy1 = 0 

∑ Мy3 = Rx11 = 935,29

55,5=51908,6, Нмм 

∑ Мy3 = Rx21 =51908,6, Нмм 

∑ Мх2 = 0 

-  в плоскости  yz   ∑ М2 = 0   -Ry1 2ℓ1 +0,5 Fa dш1 + Fr1 = 0 

Ry1 = Fa dш1 / 4ℓ1  +0,5 Fr= 329,2

51/4
55,5+0,5
694,8=423, Н
 

                              ∑ М1 = 0      Ry2 2 ℓ1 + 0,5 Fa dш1 - Fr1 = 0 

Ry2 = 0,5 Fr  -  Fa dш1 / 4ℓ1   = 0,5

694,8-329,2
51/4
55,5=271,78 , Н

 

      Проверка: Ry1 + Ry2 - Fr = 423+271,78-694,8=0,02

 

Строим эпюру  изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1-2-3

∑ Мх1 = 0 

∑ Мх3 = Ry11 = 423

55,5=23476,5, Нмм 

∑ Мх3 = Ry21 =271,78

55,5, Нмм 

∑ Мх2 = 0  

Строим эпюру  крутящих моментов

Мкр = Мz = Т1 =47,7, Н*м 

                                                              __________       _____________

      Суммарные реакции       Pr1 = √ R2 x1  + R2 y1 = √935,29 2+4232  =1026,494, Н 

                                                            ___________      ________________

                                           Pr2 = √ R2 x2  + R2 y2 = √874761,38+271,78 =973,974, Н

      Сравниваем  наибольшую расчетную нагрузку с  табличной грузоподъемностью С  подобранного подшипника. Необходимое условие  

Pr(1-2)С 

      Характеристика  подшипника -  радиальный упорный шариковый №36206             

 d =30 мм, D =62 мм, B = 16 мм, C =22    kH, C0 =12  kH.

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          16
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
 
Определяем  отношение Fa / С0 =329,2/12000=0,0274 ; этой величине соответствует

  е=0,34                                                                                    (п.1. табл. 9.18)

      Отношение  Fa  / Pr1 =329,2/1029,49=0,32 ≤е. =0,34

      Значит, эквивалентную нагрузку необходимо определить  по формуле

     

                                      Рэ = ( XV Pr1 +Y  Fa)Kб КТ,                            [ п.1, формула 9,3 ]      

где: X – коэффициент (п.1, табл 9.18) = 1;

        Y – коэффициент (п.1, табл 9.18) =0

        V – коэффициент ; при вращении внутреннего кольца = 1.

         Kб – коэффициент безопасности (п.1, табл 9.19) = 1

         КТ - коэффициент температурный (п.1, табл 9.20) = 1

Рэ = (1

1
1870,58+0
329,2)1
1=1870

      Рассчитываем долговечность подшипников 

Lh = (106 / 60 n) (C / Рэ )3 =(106/60

1500)
(22000/1375,064)3=1874 ч.
 

       Ресурс подшипника превышает  минимально допустимую долговечность  равную 10000 ч.

           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          17
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
 
 
     В е д о м ы й   в а  л несет такие же нагрузки, как  и ведущий - :

       Ft =1870,58  H,  Fr = 694,8 H,   Fa = 329,2   H,  ℓ2 =57 мм. 
 

 
 

       Рис.  4  . Расчетная схема ведомого вала. 

     Определяем  реакции опор :

-  в плоскости  xz 

Rx5 = Rx6 = 0.5 Ft =0,5

1870,58=935,29, Н 

Строим эпюру  изгибающих моментов относительно оси  Y в характерных сечениях 1-2-3

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          18
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
∑ Мy5 = 0 

∑ Мy7 = Rx52 = 935,29

57=53311,53, Нмм 

∑ Мy7 = Rx62 =935,29

57=53311,53, Нмм 

∑ Му6 = 0

-  в плоскости  yz   ∑ М6 = 0   Ry5 2ℓ2 + Fa dк2 / 2  - Fr2 = 0 

Ry5 =   0,5 Fr - Fa dк2 / 4ℓ2 = 0,5

694,8-329,2198,98/4
57=60,12, Н
 

                              ∑ М5 = 0      Ry6 2 ℓ2 - Fa dк2 / 2  - Fr2 = 0 

Ry6 = 0,5 Fr  +  Fa dк2 / 4ℓ2   =  347,4+287,28=634,68, Н

      Проверка: Ry5 + Ry6 - Fr = 634,68+60,12-694,8=0

Строим эпюру  изгибающих моментов относительно оси  Х в характерных сечениях 1-2-3

∑ Мх5 = 0 

∑ Мх7 = Ry52 = 60,12

57=3426,84 

∑ Мх7 = Ry62 =634,68

57=36176,76 

∑ Мх6 = 0

Строим эпюру  крутящих моментов

Мкр = Мz = Т2 = 205,11 Н*м

                                                                          ___________      _______________

      Суммарные реакции                  Pr5 = √ R2 x5  + R2 y5 = √874767,3+3614,41=937,22

                                        ___________        ________________

Pr6 = √ R2 x6  + R2 y6 = √874767,3+402818,7 =1130,30

Сравниваем наибольшую расчетную нагрузку с табличной  грузоподъемностью С  подобранного подшипника. Необходимое условие  

Pr(5-6)С 

Характеристика  подшипника -  радиальный упорный шариковый  №36209             

 d =45 мм, D =85 мм, B =19 мм, C = 31,2   kH, C0 =25,1  kH.

      Определяем  отношение Fa / С0 =329,2/25100=0,013; этой величине соответствует

 е=0,3 .                                                                                                     (п.1. табл. 9.18)

      Отношение Fa / Pr5 =329,2/937,22=0,35      ≥ е=0,3

      Значит, эквивалентную нагрузку необходимо определить  по формуле

           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          19
Изм. Лист  №  докум. Подпись Дата
 
 
 
                                              Рэ = ( XV Pr1 +Y  Fa)Kб КТ,                              [ п.1, формула 9,4 ]    

 где: X – коэффициент (п.1, табл 9.18) = 0,45;

        Y – коэффициент (п.1, табл 9.18) =1,81

        V – коэффициент ; при вращении внутреннего кольца = 1.

         Kб – коэффициент безопасности (п.1, табл 9.19) = 1

         КТ - коэффициент температурный (п.1, табл 9.20) = 1 

 Рэ =(0,45*1*937,22+1,81*329,2)*1*1=1017,6, Н 

      Рассчитываем долговечность подшипников 

Lh = (106 / 60 n) (C / Рэ )3 =11,11

(31200/1017,6)3=320218,59  ч. 

      Ресурс подшипника превышает  минимально допустимую долговечность  равную 10000 ч. 

7. Проверка прочности  шпоночных соединений. 

Параметры шпонки подобраны по диаметрам валов (п.1, табл. 8.9 ).

Шпонка призматическая со скругленными торцами. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.

Шпонка на конце  ведущего вала: b1 =8 мм,   h1 =7  мм,  t11 =4 мм,    ℓш1 =32 мм.  

Шпонка на конце  ведомого вала: b2 = 12 мм,   h2 =8 мм,  t21 =5  мм,    ℓш2 =55 мм.  

Шпонка под  колесом ведомого вала: b3 =18  мм,   h3 = 11 мм,  t31 = 7 мм,  ℓш3 =65 мм.    

Напряжения смятия и условие прочности

 

σсм =[2Т / d (h – t1) (ℓ -b)] ≤ [σсм ],

где: d – диаметр вала в месте расположения шпонки, мм;

        h – высота шпонки, мм;

        t1 –глубина паза вала, мм;

        ℓ - длина шпонки, мм;

        b – ширина шпонки, мм;

        [σсм ] – допустимое напряжение смятия (для стали = 100 ÷ 120 МПа). 
 

В е д у  щ и й   в а л:

σсм =(2

47,7
102)/25(7-4)
(32-8)=95400/1800=53 МПа

 

В е д о  м ы й   в а л:

σсм = (2

205110)/40(8-5)
(55-12)=410220/5160=79,5 МПа

 σсм = (2

205110)/50 (11-7)
(65-18)=410220/9400=43,64  МПа

           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          20
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата
 
 
 
8. Уточненный расчет валов. 

      Уточненный  расчет состоит в определении  коэффициентов запаса прочности  s   для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при s > [s].

     В е д у щ и й   в а  л (рис. 3 ). Материал – сталь 40Х, термическая  обработка - улучшение. По ( п.1, таблице 3.3) при диаметре заготовки до 120 мм  среднее значение σв = 930 МПа.

     Предел  выносливости при симметричном цикле  изгиба 

     σ- 1 ≈ 0,43 σв = 0,43 х 930 =  403 МПа 

     Предел  выносливости при симметричном цикле  касательных напряжений 

     τ-1 ≈ 0,58 σ- 1 = 0,58 х 403 = 234 МПа 

     Сечение А –А. Это сечение при передаче вращающего момента от ременной передачи через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

     Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям 
 

     sτ = τ-1 / (кτ  τυ / ετ  + ψτ  τm ), 
 

     где: кτ – эффективный коэффициент концентрации касательных напряже -

            ний, принимаем =    1,9                                                        [п.1, табл.8,5]

             τυ – амплитуда отнулевого цикла;

             τm – среднее напряжение отнулевого цикла;

             ετ – масштабный фактор для касательных напряжений, принимаем =  0,8                               

                                                                                                        [п.1, табл.8,8]

             ψτ – коэффициент                                                             [п.1,  стр.166] 

     τυ = τm = 0,5 τmax =0,5 Т1 / Wk нетто,

     τυ = τm = 0,5 τmax

     где: Wk нетто – момент сопротивления кручению. 

                           Wk нетто = (πd3 / 16 ) – [bt1 (d – t1)2 / 2 d ]             [п.1, табл.8,5]

     где: d -  диаметр вала в месте посадки шпонки;

             b – ширина шпонки;

             t1 – глубина паза вала.

Wk нетто =((3,14

253)/16)-(8
4(25-4)2)/2
25=2783,8, мм3
 

     τυ = τm = =0,5

47700/2783,8=8 МПа

 sτ =234/(1,9

8/0,8)+0,1
8=8,66

           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          21
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата
 
     Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям. Изгибающий момент в сечен А – А отсутствует поэтому нет и нормальных напряжений. Результатирующий коэффициент запаса прочности s = sτ = 8,66 

     В е д о м ы й  в а л 

     Материал вала – сталь 45 нормализованная; σВ = 570 МПа (п.1, табл.3,3).

     Предел  выносливости при симметричном цикле  изгиба 

     σ- 1 ≈ 0,43 σв = 0,43 х 570 = 246 Мпа 

     Предел  выносливости при симметричном цикле  касательных напряжений 

     τ-1 ≈ 0,58 σ- 1 = 0,58 х 246 = 142 Мпа

     Сечение А – А. Диаметр вала d = 50   мм в этом сечении А –А , крутящий момент  Т2 = 205,11   Нм,                   _________

     Изгибающий  момент М А-А = √М2Г + М2В  ,

     где: МГ - изгибающий момент в горизонтальной плоскости, (рис. 4 );

            МВ – изгибающий момент в вертикальной плоскости, (рис.  4 ).

                                              ___________________

       М А-А =√36176,762+53371,532    =64427,3 Н*мм

      

     . Концентрацию напряжений вызывает  наличие шпоночной канавки.

     Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям 
 

     sτ = τ-1 / (кτ  τυ / ετ  + ψτ  τm ), 

     где: кτ – эффективный коэффициент концентрации касательных напряже -

            ний, принимаем =   1,5                                                         [п.1, табл.8,5]

             τυ – амплитуда отнулевого цикла;

             τm – среднее напряжение отнулевого цикла;

             ετ – масштабный фактор для касательных напряжений, принимаем = 0,68                                

                                                                                                         [п.1, табл.8,8]

             ψτ – коэффициент                                                              [п.1,  стр.166] 

     τυ = τm = 0,5 τmax =0,5 Т2 / Wk нетто,

     τυ = τm = 0,5 τmax

     где: Wk нетто – момент сопротивления кручению. 

Wk нетто = (πd3 / 16 )–[bt1 (d – t1)2 / 2 d ]=((3,14

503)/16)-(18
7(50-7)2)/2
50=22201,5 мм3
 

                                                                                          [п.1, табл.8,5] 

τυ = τm =0,5

205110/22201,5=4,62 МПа

                                          sτ =142/(1,5 4,62/0,68)+0,1 4,62=13,3

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          22
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата
 
 
     Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям. 

sσ = σ- 1 / (кσ  συ / εσ  + ψσ  σm)  

     где: кσ – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряже -

            ний, принимаем = 1,6                                                                    [п.1, табл.8,5]

            συ– амплитуда   цикла нормальных напряжений;

             σm – среднее напряжение цикла нормальных напряжений, = 0.

             εσ – масштабный фактор для нормальных напряжений, принимаем =  0,79                               

                                                                                                                     [п.1, табл.8,8]

             ψσ – коэффициент, принимаем = 0,2                                           [п.1,  стр.164] 

συ = М А-А / W нетто

            где: W нетто –момент сопротивления сечения изгибу. 

W нетто = (πd3 / 32 ) – [bt1 (d – t1)2 / 2 d ]  = (3,14 503/32)-(18 7(50-7)2/2 60)=9935,8мм3          [п.1, табл.8,5] 

     τυ = τm = 0,5 Т2 / W нетто =0,5*205110/9935,8=10,3 

συ =64427,3/9935,8=6,48, Н/мм2 

sσ=246/(1,6

6,48/0,79+0,2
0)=18,75
 
 
 

sτ = 13,3 
 
 

      Результатирующий  коэффициент запаса прочности для  сечения А – А 

                                            ________                         _________

s = sτ sσ / √ s2σ + s2τ   = 13,3

18,75/√13,32+18,752  =10,85 

  

      Во  всех сечениях  s > [s] = 2,5.                                                            [п.1, стр. 162]

  

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          23
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата
 
 
 
 
 9.Подбор  посадок для сопрягаемых  поверхностей 

 Посадки подшипников: 

 Внутреннее  кольцо на валу – h7

 Внешнее кольцо в корпусе Н7 

 Установка на валу: 

 Колеса  и шестерни устанавливаются с натягом Н7/к6.

 Для предотвращения смещения на валу колеса и шестерни предусмотрены бортики  и установлены дистанционные втулки посадкой Н7/к9.

       Для установки шпонок на колесах для  шпонок выбирают переходную посадку  N9/Р9. 

       Крышки  подшипников:

       Наружный  диаметр – посадка Н7 

       Муфта на валу:

       Для обеспечения надежного зацепления выбираем посадку Н7/m6. 
 
 

 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          24
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата
 
 
 
 
 
 10. Выбор сорта масла 

       Смазка  зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в  масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 12 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: Vм = 0,25× 7,5      »  2     дм3. 
 
 

 11. Сборка редуктора 

       Перед сборкой редуктора полость корпуса  редуктора тщательно очищают  и покрывают маслостойкой краской.

       Сборку  производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов:

       На  ведомый вал насаживают кольца и  шарикоподшипники, предварительно нагрев в масле до 80¸1000С;

       В ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагрев в масле.

       Собранные валы укладывают в основание корпуса  редуктора и устанавливают крышки подшипников с комплектом регулировочных колец. Перед установкой сквозных крышек закладывают сальники. Надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух цилиндрических штифтов. Затягивают винты, крепящие крышку к корпусу.

       Далее на концы валов закладывают шпонки и устанавливают элементы консольных передач.

       После сборки: проверяют отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться  от руки) и закрепляют крышки винтами.

       Затем через смотровое окно заливают в  корпус масло до уровня и закрывают  смотровое отверстие крышкой и закручивают болтами.

       Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию  на стенде по программе, устанавливаемой  техническим условием.

           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          25
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата
 
 
 
         Список литературы 
 
 
 
  1. Чернавский  С.А., Боков К.Н., Чернин И.М. и др. Курсовое проектирование деталей машин - М.: Машиностроение, 1988.- 416 с.
 
 
  1. Шейнблит  А.Е. Курсовое проектирование деталей  машин - М.: Высшая школа, 1991.- 432 с.
 
 
 
 
 
 
           
            1.009.00.00.ПЗ
Лист
          26
Изм. Лист  № докум. Подпись Дата

Информация о работе Расчет редуктора