Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используется зубчатая передача.
Введение……………………………………………………………………… 3
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт………………………………..4
Выбор электродвигателя………………………………………………………………...4
Кинематический расчёт……………………………………………………………….....5
Расчёт зубчатых колёс редуктора…………………………………………………..….6
Выбор материала и определение допускаемых контактных напряжений…………...6
Определение межосевого расстояния………………………………………………… .7
Определение нормального модуля зацепления……………………………………….. 7
Определение числа зубьев шестерни и колеса………………………………………... 7
Определение основных размеров шестерни и колеса……………………………….....8
Проверка контактных напряжений……………………………………………………...9
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба…………………………..9
Конструирование и предварительный расчёт валов редуктора………………….11
Ведущий вал……………………………………………………………………………..11
Ведомый вал……………………………………………………………………………..12
Конструирование размеров шестерни и колеса…………………………………..…13
Шестерня………………………………………………………………………………... 13
Зубчатое колесо………………………………………………………………………….13
Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка…………14
Проверка долговечности подшипников………………………………………….......15
Проверка прочности шпоночных соединений……………………………………….20
Уточненный расчет валов…………………………………………………………..….21
Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей……………………………………24
Выбор смазки…………………………………………………………………………… 25
Сборка редуктора……………………………………………………………………… 25
Список литературы…………………………………………………………………… 26
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса [1] 4.1.
Шестерня Шестерню выполняем за одно целое с валом; ее размеры: dш1
=51 мм; da1 =56 мм; b1
= 55 мм. 4.2.
Размеры колеса dк2
=199 мм; da2 =204 мм;
b2 =50 мм Диаметр ступицы
dв = dв23 = 1,6 50=80 мм Длина ступицы
мм, принимаем Lст = 75 мм. Толщина диска b2 = 50 мм мм, принимаем С =10 мм. Толщина обода
m = 2,5 мм
мм, принимаем d0 = 10 мм. |
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
13 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | |||||||||
5.Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка.
Из атласа конструкций выбираем за аналог. При разработке рабочего чертежа и общего вида редуктора некоторые размеры уточняются (диаметры, длины ступеней) или принимаются в глазомерном масштабе по аналогу. Толщина
стенок корпуса и крышки: d = 0,025 aw +1 =0,025 Принимается d не менее 8 мм. Толщина флянцев корпуса и крышки: 8 верхнего пояса корпуса и пояса крышки b = 1,5 d =1,5 нижнего пояса
корпуса р = 2,35 d =2,35 Диаметр болтов: фундаментных d1 = (0,03 – 0,036) aw + 12 =0,03 125+12=15,75, мм. Принимаем d1 =16 крепящих
крышку к корпусу у подшипников d2 = (0,7 - 0,75) d1 =0,7 соединяющих
крышку с корпусом d3 = (0,5 – 0,6) d1=0,5 | |||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
14 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | |||||||||
6. Проверка долговечности подшипников. В е д у щ и й в а л. Имеем: Ft = 1870,58 H, Fr = 694,8 H,
Fa = 329,2 H, ℓ1 =55,5 мм.
Рис. 3 . Расчетная схема
ведущего вала. Определяем реакции опор : - в плоскости xz Rx1 = Rx2 = 0.5 Ft =0,5 Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1-2-3 | |||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
15 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | |||||||||
∑ Мy1 = 0 ∑ Мy3 = Rx1 ℓ1 = 935,29 ∑ Мy3
= Rx2 ℓ1 =51908,6, Нмм ∑ Мх2
= 0 - в плоскости
yz ∑ М2 = 0 -Ry1
2ℓ1 +0,5 Fa
dш1 + Fr ℓ1 = 0 Ry1 = Fa dш1 / 4ℓ1 +0,5 Fr= 329,2
∑ М1 = 0 Ry2
2 ℓ1 + 0,5 Fa dш1 - Fr
ℓ1 = 0 Ry2 = 0,5 Fr - Fa dш1 / 4ℓ1 = 0,5
Проверка: Ry1 + Ry2 - Fr = 423+271,78-694,8=0,02
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1-2-3 ∑ Мх1
= 0 ∑ Мх3 = Ry1 ℓ1 = 423 ∑ Мх3 = Ry2 ℓ1 =271,78 ∑ Мх2
= 0 Строим эпюру крутящих моментов Мкр
= Мz = Т1 =47,7, Н*м __________ _____________ Суммарные
реакции Pr1 = √ R2
x1 + R2 y1 = √935,29 2+4232
=1026,494, Н ___________ ________________ Pr2 = √ R2 x2 + R2 y2 = √874761,38+271,78 =973,974, Н Сравниваем
наибольшую расчетную нагрузку с
табличной грузоподъемностью С
подобранного подшипника. Необходимое
условие Pr(1-2)
≤ С Характеристика подшипника - радиальный упорный шариковый №36206 d =30 мм, D =62 мм, B = 16 мм, C =22 kH, C0 =12 kH. | |||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
16 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | |||||||||
Определяем отношение Fa / С0 =329,2/12000=0,0274 ; этой величине соответствует
е=0,34 Отношение Fa / Pr1 =329,2/1029,49=0,32 ≤е. =0,34 Значит, эквивалентную нагрузку необходимо определить по формуле
Рэ = ( XV Pr1 +Y Fa)Kб
КТ,
[ п.1, формула 9,3 ] где: X – коэффициент (п.1, табл 9.18) = 1; Y – коэффициент (п.1, табл 9.18) =0 V – коэффициент ; при вращении внутреннего кольца = 1. Kб – коэффициент безопасности (п.1, табл 9.19) = 1 КТ - коэффициент температурный (п.1, табл 9.20) = 1 Рэ = (1
Рассчитываем долговечность Lh = (106 / 60 n) (C / Рэ )3 =(106/60
Ресурс подшипника превышает
минимально допустимую | |||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
17 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | |||||||||
В е д о м ы й в а л несет такие же нагрузки, как и ведущий - :
Ft =1870,58 H, Fr = 694,8 H,
Fa = 329,2 H, ℓ2 =57 мм.
Рис. 4 . Расчетная схема ведомого
вала. Определяем реакции опор : - в плоскости xz Rx5 = Rx6 = 0.5 Ft =0,5 Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1-2-3 | |||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
18 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | |||||||||
∑ Мy5 = 0 ∑ Мy7 = Rx5 ℓ2 = 935,29 ∑ Мy7 = Rx6 ℓ2 =935,29 ∑ Му6 = 0 - в плоскости
yz ∑ М6 = 0 Ry5
2ℓ2 + Fa dк2 / 2 - Fr
ℓ2 = 0 Ry5 = 0,5 Fr - Fa dк2 / 4ℓ2 = 0,5
∑ М5 = 0 Ry6
2 ℓ2 - Fa dк2 / 2 - Fr
ℓ2 = 0 Ry6 = 0,5 Fr + Fa dк2 / 4ℓ2 = 347,4+287,28=634,68, Н Проверка: Ry5 + Ry6 - Fr = 634,68+60,12-694,8=0 Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях 1-2-3 ∑ Мх5
= 0 ∑ Мх7 = Ry5 ℓ2 = 60,12 ∑ Мх7 = Ry6 ℓ2 =634,68 ∑ Мх6 = 0 Строим эпюру крутящих моментов Мкр = Мz = Т2 = 205,11 Н*м Суммарные реакции Pr5 = √ R2 x5 + R2 y5 = √874767,3+3614,41=937,22 Pr6 = √ R2 x6 + R2 y6 = √874767,3+402818,7 =1130,30 Сравниваем наибольшую
расчетную нагрузку с табличной
грузоподъемностью С подобранного
подшипника. Необходимое условие Pr(5-6)
≤ С Характеристика подшипника - радиальный упорный шариковый №36209 d =45 мм, D =85 мм, B =19 мм, C = 31,2 kH, C0 =25,1 kH. Определяем отношение Fa / С0 =329,2/25100=0,013; этой величине соответствует е=0,3 . Отношение Fa / Pr5 =329,2/937,22=0,35 ≥ е=0,3 Значит, эквивалентную нагрузку необходимо определить по формуле | |||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | ||||||||||||
19 | |||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
где: X – коэффициент (п.1, табл 9.18) = 0,45; Y – коэффициент (п.1, табл 9.18) =1,81 V – коэффициент ; при вращении внутреннего кольца = 1. Kб – коэффициент безопасности (п.1, табл 9.19) = 1
КТ - коэффициент температурный
(п.1, табл 9.20) = 1 Рэ
=(0,45*1*937,22+1,81*329,2)*1*
Рассчитываем долговечность Lh = (106 / 60 n) (C / Рэ )3 =11,11
Ресурс подшипника превышает
минимально допустимую 7.
Проверка прочности
шпоночных соединений. Параметры шпонки подобраны по диаметрам валов (п.1, табл. 8.9 ). Шпонка призматическая со скругленными торцами. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Шпонка на конце ведущего вала: b1 =8 мм, h1 =7 мм, t11 =4 мм, ℓш1 =32 мм. Шпонка на конце ведомого вала: b2 = 12 мм, h2 =8 мм, t21 =5 мм, ℓш2 =55 мм. Шпонка под
колесом ведомого вала: b3 =18
мм, h3 = 11 мм, t31 = 7
мм, ℓш3 =65 мм. Напряжения смятия и условие прочности
σсм =[2Т / d (h – t1) (ℓ -b)] ≤ [σсм ], где: d – диаметр вала в месте расположения шпонки, мм; h – высота шпонки, мм; t1 –глубина паза вала, мм; ℓ - длина шпонки, мм; b – ширина шпонки, мм;
[σсм ] – допустимое напряжение смятия
(для стали = 100 ÷ 120 МПа). В е д у щ и й в а л: σсм =(2
В е д о м ы й в а л: σсм = (2 σсм = (2 | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
20 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
8. Уточненный расчет валов. Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при s > [s]. В е д у щ и й в а л (рис. 3 ). Материал – сталь 40Х, термическая обработка - улучшение. По ( п.1, таблице 3.3) при диаметре заготовки до 120 мм среднее значение σв = 930 МПа. Предел
выносливости при симметричном цикле
изгиба σ-
1 ≈ 0,43 σв = 0,43 х 930 = 403 МПа Предел
выносливости при симметричном цикле
касательных напряжений τ-1
≈ 0,58 σ- 1 = 0,58 х 403 = 234 МПа Сечение А –А. Это сечение при передаче вращающего момента от ременной передачи через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Коэффициент
запаса прочности по касательным напряжениям sτ
= τ-1 / (кτ
τυ / ετ + ψτ
τm ), где: кτ – эффективный коэффициент концентрации касательных напряже -
ний, принимаем = 1,9 τυ – амплитуда отнулевого цикла; τm – среднее напряжение отнулевого цикла;
ετ – масштабный фактор для касательных
напряжений, принимаем = 0,8
ψτ – коэффициент τυ = τm = 0,5 τmax =0,5 Т1 / Wk нетто, τυ = τm = 0,5 τmax где:
Wk нетто – момент сопротивления
кручению. Wk нетто = (πd3 / 16 ) – [bt1 (d – t1)2 / 2 d ] [п.1, табл.8,5] где: d - диаметр вала в месте посадки шпонки; b – ширина шпонки; t1 – глубина паза вала. Wk нетто =((3,14 τυ = τm = =0,5 sτ =234/(1,9 | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
21 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям. Изгибающий момент в сечен А – А отсутствует поэтому нет и нормальных напряжений. Результатирующий коэффициент запаса прочности s = sτ = 8,66 В е д о м ы й в а л Материал вала – сталь 45 нормализованная; σВ = 570 МПа (п.1, табл.3,3). Предел
выносливости при симметричном цикле
изгиба σ-
1 ≈ 0,43 σв = 0,43 х 570 = 246 Мпа Предел
выносливости при симметричном цикле
касательных напряжений τ-1 ≈ 0,58 σ- 1 = 0,58 х 246 = 142 Мпа Сечение А – А. Диаметр вала d = 50 мм в этом сечении А –А , крутящий момент Т2 = 205,11 Нм, _________ Изгибающий момент М А-А = √М2Г + М2В , где: МГ - изгибающий момент в горизонтальной плоскости, (рис. 4 ); МВ – изгибающий момент в вертикальной плоскости, (рис. 4 ). ___________________ М А-А =√36176,762+53371,532 =64427,3 Н*мм
.
Концентрацию напряжений Коэффициент
запаса прочности по касательным напряжениям sτ
= τ-1 / (кτ
τυ / ετ + ψτ
τm ), где: кτ – эффективный коэффициент концентрации касательных напряже -
ний, принимаем = 1,5 τυ – амплитуда отнулевого цикла; τm – среднее напряжение отнулевого цикла;
ετ – масштабный фактор для касательных
напряжений, принимаем = 0,68
ψτ – коэффициент τυ = τm = 0,5 τmax =0,5 Т2 / Wk нетто, τυ = τm = 0,5 τmax где:
Wk нетто – момент сопротивления
кручению. Wk нетто = (πd3 / 16 )–[bt1 (d – t1)2 / 2 d ]=((3,14 τυ = τm =0,5 | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
22 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям. sσ
= σ- 1 / (кσ
συ / εσ + ψσ
σm) где: кσ – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряже -
ний, принимаем = 1,6 συ– амплитуда цикла нормальных напряжений; σm – среднее напряжение цикла нормальных напряжений, = 0. εσ – масштабный фактор для нормальных напряжений, принимаем = 0,79
ψσ – коэффициент, принимаем = 0,2 συ = М А-А / W нетто
где: W нетто –момент сопротивления
сечения изгибу. W
нетто = (πd3 / 32 ) – [bt1 (d –
t1)2 / 2 d ] = (3,14
503/32)-(18
7(50-7)2/2
60)=9935,8мм3
[п.1, табл.8,5] τυ
= τm = 0,5 Т2 / W
нетто =0,5*205110/9935,8=10,3 συ
=64427,3/9935,8=6,48, Н/мм2 sσ=246/(1,6 sτ
= 13,3 Результатирующий
коэффициент запаса прочности для
сечения А – А
________ s = sτ sσ / √ s2σ + s2τ = 13,3
Во
всех сечениях s > [s] = 2,5.
| ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
23 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
9.Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей Посадки
подшипников: Внутреннее кольцо на валу – h7 Внешнее
кольцо в корпусе Н7 Установка
на валу: Колеса и шестерни устанавливаются с натягом Н7/к6. Для предотвращения смещения на валу колеса и шестерни предусмотрены бортики и установлены дистанционные втулки посадкой Н7/к9. Для
установки шпонок на колесах для
шпонок выбирают переходную посадку
N9/Р9. Крышки подшипников: Наружный
диаметр – посадка Н7 Муфта на валу: Для
обеспечения надежного | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
24 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
10. Выбор сорта масла Смазка
зубчатого зацепления производится
окунанием зубчатого колеса в
масло, заливаемое внутрь корпуса до
уровня, обеспечивающего погружение
колеса примерно на 12 мм. Объем масляной
ванны определяем из расчета 0,25 дм3
масла на 1 кВт передаваемой мощности:
Vм = 0,25× 7,5 »
2 дм3. 11.
Сборка редуктора Перед
сборкой редуктора полость Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов: На ведомый вал насаживают кольца и шарикоподшипники, предварительно нагрев в масле до 80¸1000С; В ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагрев в масле. Собранные
валы укладывают в основание корпуса
редуктора и устанавливают Далее на концы валов закладывают шпонки и устанавливают элементы консольных передач. После сборки: проверяют отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем через смотровое окно заливают в корпус масло до уровня и закрывают смотровое отверстие крышкой и закручивают болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническим условием. | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
25 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
Список литературы
| ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
26 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |