Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемом редукторе используется зубчатая передача.
Введение……………………………………………………………………… 3
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт………………………………..4
Выбор электродвигателя………………………………………………………………...4
Кинематический расчёт……………………………………………………………….....5
Расчёт зубчатых колёс редуктора…………………………………………………..….6
Выбор материала и определение допускаемых контактных напряжений…………...6
Определение межосевого расстояния………………………………………………… .7
Определение нормального модуля зацепления……………………………………….. 7
Определение числа зубьев шестерни и колеса………………………………………... 7
Определение основных размеров шестерни и колеса……………………………….....8
Проверка контактных напряжений……………………………………………………...9
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба…………………………..9
Конструирование и предварительный расчёт валов редуктора………………….11
Ведущий вал……………………………………………………………………………..11
Ведомый вал……………………………………………………………………………..12
Конструирование размеров шестерни и колеса…………………………………..…13
Шестерня………………………………………………………………………………... 13
Зубчатое колесо………………………………………………………………………….13
Конструктивные размеры корпуса редуктора и эскизная компоновка…………14
Проверка долговечности подшипников………………………………………….......15
Проверка прочности шпоночных соединений……………………………………….20
Уточненный расчет валов…………………………………………………………..….21
Подбор посадок для сопрягаемых поверхностей……………………………………24
Выбор смазки…………………………………………………………………………… 25
Сборка редуктора……………………………………………………………………… 25
Список литературы…………………………………………………………………… 26
Федеральное
агентство по образованию ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ Кафедра
конструирования и стандартизации
машиностроения Руководитель, доцент, к.т.н. Сокикас
В.И. ПРИВОД
КОНВЕЙЕРА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА к курсовой работе (проекту) по дисциплине «Прикладная
механика». 1. 009.00.00.ПЗ Выполнил студент группы ГП-08
Мацюк А.А.
Нормоконтроль Курсовая работа защищена Иркутск, 2011 г. | ||||||||||||||
Содержание
| ||||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||||||||||
2 | ||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ.
| ||||||||||||||
1.009 .00.00.ПЗ |
Лист | |||||||||||||
3 | ||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||||||||||
n3 =30*2,9/3,14=87 оборотов/мин Мощность на приводном валу конвейера Р3 = 6,0 кВт
По таблице 1.1. (п.1) выбираются значения КПД отдельных передач, входящих в привод, и определяется общий КПД привода ηобщ = ηц.п, ηз.з.п. ηп.к. =0,95 где, ηц.п –КПД цепной передачи,=0,95 ηз.з.п. – КПД закрытой зубчатой передачи, = 0,97
Расчетная мощность на валу электродвигателя с мощностью
Рдв
= 7,5 кВт (табл. П.1): это электродвигатели,
имеющие соответственно номинальную частоту вращения nдв1=3000 мин-1; nдв2=1500 мин-1; nдв3= 1000 мин-1; nдв4= 750 мин-1 Исходя из этого получаем четыре возможных варианта значения общего передаточного отношения привода: Далее по таблице предварительно принимаем в соответствии с рекомендациями стандартное значение передаточное отношение редуктора uред = 4 (п.1 стр.36) и вычисляем возможные
значения передаточного отношения
цепной передачи: | ||||||||||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||||||||||
4 | ||||||||||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
В соответствии с рекомендациями оптимальное значение передаточное отношение для цепных передач находится в пределах uц.п. = 2 …6, поэтому окончательно принимаем: uред =4 ; uц.п.= 4,3 . Таким образом,
в приводе конвейера используем
электродвигатель мощностью Рдв=7,6
кВт, с числом оборотов nдв =1500об/мин. 1.2.Кинематический
расчёт Частота вращения быстроходного вала редуктора: n1
= nдв =
1500
мин –1 Частота вращения тихоходного вала редуктора: Мощность
на валах редуктора: На быстроходном валу: Р1 = Pр.дв * ηм = 7,6 на тихоходном валу: Р2 = Р1 * ηз.з.п =6,383 Вращающий
момент на валах редуктора: На
быстроходном валу:
где Р1 в ваттах. на
тихоходном валу: Т2 = Т1 uред = 47,77 | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
5 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||
По
таблице 3.3. (п.1) в соответствии с
рекомендациями выбираем материалы: для
изготовления шестерни сталь 40Х, σв
= 930 МПа, σт = 700 МПа, твёрдость
H1 = 270 HB, термообработка – улучшение;
для изготовления колеса сталь 45 (после
нормализации), σв
= 690 МПа, σт = 340 МПа, твёрдость H2
= 200 HB. Допускаемые
контактные напряжения определяем по
формуле
где: σНlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов (таб. 3.2. п.1); KHL - коэффициент долговечности;
[SH] – коэффициент безопасности
(1,1) Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением) При длительной
эксплуатации редуктора число
циклов нагружения больше
Для косозубых колес расчетное допускаемое
контактное напряжение где: ([σН1] – расчетное контактное допускаемое напряжение для шестерни;
[σН2] - расчетное контактное
допускаемое напряжение для колеса. Для шестерни:
,МПа. для
колеса : [σН]
=0,45([σН1] + [σН2])=0,45(554,5 +427,27)=441,79
,МПа Требуемое
условие [σН]≤1,23[σН2])
441,79 ≤ 427,27
1,23=525,5
выполнено. | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
6 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||
2.2 Определение межосевого расстояния Межосевое
расстояние из условия где: Кα –вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач = 43,0 KHβ –коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для передач с симметричным
расположением колес по отношению
к опорам = 1,0 ψba – коэффициент ширины зубчатого венца. Для косозубых колес принимаем = 0,4. Принимаем стандартное
значение межосевого расстояния
aw =125
мм. [п.1,стр.36] 2.3
Определение нормального
модуля зацепления Модуль передачи Принимаем
стандартное значение модуля
mn =2,5 мм.
[п.1,стр. 36] 2.4
Определение числа
зубьев шестерни
и колеса Принимаем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и определяем числа зубьев шестерни и колеса
Принимаем z1 = 20 z2
= z1 uред = 98-20=78 Уточненное
значение угла наклона зубьев βу
= 11,47 | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
7 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||
2.5 Определение основных размеров шестерни и колеса Диаметры
делительных окружностей: Шестерни
,02, мм;
Колёса
, мм. Проверка
межосевого расстояния: что
соответствует определённому Диаметры
окружностей вершин зубьев: Шестерни 51+2 2,5=56 , мм; Колёса
199+5=204 , мм. Диаметры
окружностей впадин зубьев: Шестерни 51-6,25=44,75 , мм Колёса 199-6,25=192,85 , мм Определяем ширину колеса: b2 = ψba aw =0,4 125=50 Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру ψbd = Окружная скорость колес υ =0,5 ω1 d1 = = 000мм/с= 4м/с
При
такой скорости для косозубых
колес следует принять 8-ю Силы
в зацеплении: Окружная радиальная осевая | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
8 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
2.6 Проверка контактных напряжений Проверочный
расчёт на контактную прочность проводиться
по формуле:
где: KH
– коэффициент нагрузки; Коэффициент расчётной
нагрузки при расчёте на контактную прочность KH= KHβ KHα KHυ., где: KHα – коэффициент. Учитывающий распределение нагрузки между зубьями колес. При
υ≤5 м/с и 8-й степени точности
= 1,09 KHυ – коэффициент динамической нагрузки. Для косозубых передач при υ≤5 м/с =1,0 Значение
было найдено при расчёте межосевого
расстояния. Таким
образом, σH Условие
контактной прочности соблюдается. 2.7 Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба Допускаемое напряжение
на изгиб определяется по формуле где: σFlimb -предел выносливости соответствующему базовому числу циклов. Для стали 45 улучшенной при твердости НВ ≤ 350 = 1,8 НВ [п.1, таблица 3,9] [SF] – коэффициент безопасности. [SF] = [SF]΄ [SF]˝, где: [SF]΄ - коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатых колес.
Для стали 45 улучшенной = 1,75 [SF]˝ - коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса. Для поковок и штамповок = 1,0 Следовательно, [SF] = 1,75 х 1 =1,75 Допускаемое напряжение: для шестерни [σF1] = МПа | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
9 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
Проверочный расчёт на изгибную прочность проводится по формуле: где: YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев. Для
шестерни zF1 = z1
/cos3βу = 20/0,941=21,25 для колеса zF2 = z2 /cos3βу =78/0,941=82,9 Соответственно, YF1= 4,09 , YF2 = 3,61 . [п.1, стр.42] Yβ – коэффициент, компенсирующий погрешности, возникающие из-за применения той же расчетной схемы зуба, что и в случае прямых зубьев. KF – коэффициент нагрузки. КFα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между
зубьями. При 8-й степени KF = KFβ KFυ, где: KFβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Зависит от ψbd и HB. При НВ≤ 350 и ψbd = 50/198,97 =0,251[п.1, табл. 3,7.]
KFυ – коэффициент динамичности
1,3 KF =1 Расчёт на изгиб производится для шестерни или колеса в зависимости от отношения : Для шестерни 278/4,09=67,97 Для колеса 206/3,61=57,06 Так
как для колеса это отношение
меньше, расчёт проведём по колесу. Yβ
=1 –βу / 140 = 1-10/140=0,93
Таким образом, условие прочности на изгиб соблюдается. | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
10 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата | ||
3. Конструирование и предварительный расчет валов редуктора
Простые по конструкции гладкие валы выполняются одинакового номинального диаметра по всей длине; для обеспечения требуемых посадок деталей предусматриваются на участках вала соответствующие отклонения диаметра. Для удобства сборки и разборки узла вала, замены подшипников и других насаживаемых деталей вала – валы выполняются ступенчатыми. Предварительный
расчет проводим на кручение по пониженным
допускаемым напряжениям.
Материал ведущего вала выбираем такой же, как уже выбранный материал шестерни, предполагая , что шестерню будем выполнять заодно с валом. Диаметр выходного конца вала определяем из расчёта только на кручение по пониженным напряжениям по формуле где: Т1 – крутящий момент ведущего вала, Н мм ;
[τк] -
допускаемое напряжение на кручение, МПа. dв11= Корректируем dв11по предполагаемому ряду чисел [п.1, стр.161], при необходимости по стандартным размерам муфт (п.1, стр.268-288). dв11 =25, мм Разрабатываем конструкцию вала. Длина ступени l11 под полумуфту l11= (1.0 ÷1.5) dв11=25, мм Диаметр второй ступени d2 под подшипники качения определяется t
= 2,5 dв12 = 25+2 Принимается dв12 – по ближайшему значению внутреннего диаметра подшипников качения средней серии [п.1, табл. П3.]. dв12 = 30 Предварительно принимаем радиальный упорный шариковый подшипник №36206 (d = 30 D=62 B=16 С=22 С0=12) Длина ступени l12 принимается с учётом уплотнения крышки с отверстием и ширины подшипника для вал-шестерни. l12 =1,5 Принимаем для шестерни рассчитанные ранее размеры dа, , dш1 , b1. Определяем
l3. где δ – толщина стенки редуктора (не менее 8 мм). l13 =75,мм Определяем dв13. dв13 = dв12 +3,2 r=30+3,2 1,5=34,8, мм
где r –радиус галтели. dв13 =35, мм 4-ая ступень dв14 - для установки второго подшипника dв14 = dв12 l14 = B + с где: В – ширина подшипника;
с – размер фаски. l14 =16+2=18, мм | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
11 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |
3.2.Ведомый вал Диаметр выходного конца ведомого вала: [τk]2 – допускаемое напряжение на кручение для материала ведомого вала. Принимаем
dв21 =40,
мм
l21= (1.0
÷1.5) dв21=1*40=40,
мм Аналогично расчёту ведущего вала определяем остальные размеры вала, а именно Определяем Принимается d2 – по ближайшему значению внутреннего диаметра подшипников качения средней серии [п.1, табл. П3.]. dв22 =45, мм Предварительно принимаем радиальный упорный шариковый подшипник № 36209 (d=45 D=85 B=19 С=31,2 С0=25,1 ) l22 = 1.25 dв22 =1,25 Определяем dв23. dв23 = dв22 +3,2 r=45+3,2=48,2 мм
где r –радиус галтели. dв23
=50 мм
Принимаем l23
равное l13
ведущего вала
l23 =74,2>b2
=50 мм dв24
= dв22=40
мм l24 = В +с = 19+2,5=21,5 мм | ||||||
1.009.00.00.ПЗ |
Лист | |||||
12 | ||||||
Изм. | Лист | № докум. | Подпись | Дата |