Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа
Автомобильная промышленность – одна из ведущих отраслей машиностроения. Основная ее задача совершенствование и развитие автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая множество предприятий. Основу автомобильной промышленности составляют заводы, выпускающие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, военную автомобильную технику.
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильная
промышленность – одна из
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.
Полная масса автомобиля.
mа = 1750 кг.
На переднюю ось 835 кг.
На заднюю ось 915 кг.
4. Максимальная мощность двигателя.
Nmax = 100 л.с., при 4000 об/мин.
5. Максимальный крутящий момент двигателя.
Memax = 186Нм, при 2500-3000 об/мин.
6. Радиус качения колеса.
r = 0,38 м.
2. ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ.
2.1. Сцепление.
Конструкция сцепления должна обеспечивать следующие требования: полное включение и выключение; минимальный момент инерции ведомой части сцепления; нормальный тепловой режим работы; постоянство момента трения сцепления.
Для проектируемого автомобиля выбираем: сухое, однодисковое, с периферийным расположением пружин, тип привода гидравлический. Однодисковое сцепление применяют тогда, когда передаваемы крутящий момент не выше 0, 7...0, 8 кН м. Данный вид сцепления получил широкое распространение вследствие своей простоты, надежности, долговечности.
Рис. 2. Сцепление.
1- маховик, 2 - корпус, 3 – ведомый диск, 4 – нажимной диск, 5 – отжимной рычаг, 6 –люк, 7 – регулировочная гайка, 8 – муфта выключения сцепления, 9 – ведомы вал сцепления, 10 – кожух, 11 – нажимная пружина.
С учётом имеющегося максимального крутящего момента двигателя подбираем основные параметры фрикционных накладок по ГОСТ 12238 – 76.
Наружный диаметр D = 350 мм,
Внутренний диаметр d = 200 мм,
Толщина δ = 4,5 мм.
Средний радиус трения:
Rср = = = 150 мм. (2.1)
Суммарная сила нажатия на фрикционные элементы:
Pн = β*Memax/μ*Rср*zпт = 1, 5*530/0, 25*150*2 = 8, 3 кН. (2.2)
β – коэффициент запаса сцепления.
μ – коэффициент трения.
zпт – количество пар трения.
Дальнейший расчёт сцепления выполняется с учётом конструкции нажимного устройства. При многопружинном нажимном устройстве определяют силу упругости одной пружины:
Pпр = Рн /nпр = 8, 3/ 12 = 0, 6 кН. (2.3)
nпр – количество пружин.
С учётом возрастания силы упругости пружины, а также неравномерности нагружения пружин величину Pпр корректируют:
Pпр. р = (1, 30...1, 45)* Pпр = (1, 30...1, 45)* 0, 6 = 0, 78...0, 87 = 0, 8 кН.
Общее передаточное число привода от педали до нажимного диска:
U = Up*Uп*Uпр.г = 5*2*1, 4 = 14. (2.4)
Uпр. г = Du2/Dг2 = 252/222 = 1, 4.
Du – диаметр исполнительного цилиндра, мм;
Dг – диаметр главного цилиндра, мм.
Up – передаточное число отжимных рычагов,
Uп – передаточное число рычагов педали,
Uпр. г – передаточное число гидравлической части привода.
Величина максимального усилия на педали:
Рпед = Рн/U*η + Pот/Uот*ηот = 8, 3/14 *0,8 + 0, 5/1*0,8 = 0, 4 кН. (2.5)
Pот = (0, 05...0, 08)*Рн = (0, 05...0, 08)*8, 3 = 0, 322...0, 664 = 0, 3 кН.
η – КПД привода,
Uот – передаточное число части привода от оттяжной пружины с усилием Pот до педали,
ηот – КПД части привода от оттяжной пружины до педали.
Полный ход педали сцепления:
Lпед = kδ*Lн*U = 1, 3*2, 5*14 = 45, 5 мм. (2.6)
Lн – ход нажимного диска, мм;
kδ – коэффициент, учитывающий зазоры в приводе.
Величина полного хода педали сцепления не должна превышать 140...160 мм.
2.2. Коробка передач.
Коробка передач
автомобиля трёхвальная с
Данный вид коробки передач широко применяется в современных автомобилях. При движении на прямой передачи зубчатые колёса и подшипники коробки разгружены, вследствие чего снижается износ потери мощности и шум. На других передачах переднего хода в трёх вальной коробке передач силовой поток проходит через два зубчатых зацепления. Это позволяет получить достаточно большое передаточное число первой передачи.
Рис. 3. Коробка передач.
Межосевое расстояние вальной коробки передач:
aw = ka = 9 * = 97 мм. (2.7)
Mвых = Ме max*U1 = 530*2, 37 = 1256 Нм.
Mвых – крутящий момент на выходном валу при включенной первой передачи,
ka – эмпирический коэффициент (для соостных коробок передач).
Расчётная величина aw корректируется по рекомендуемому ряду размеров межосевых расстояний, принимаем aw = 98 мм.
Осевой размер по картеру L определяется шириной b венцов зубчатых колёс, шириной B подшипников и осевыми размерами Н зубчатых муфт и синхронизаторов.
b = (0, 19...0, 23)* aw = (0, 19...0, 23)* 98 = 18, 62…22, 54 = 20 мм,
B = (0, 20...0, 28)*98 = 19, 6...27, 44 = 25 мм,
Н = (0, 40...0, 70)*98 = 39,2...68, 6 = 50 мм,
L = (3...3, 8)*98 = 294...372, 4 = 320 мм.
Диаметр ведущего вала коробки передач в шлицевой части:
dв = kd = 4,2 = 34 мм; (2.8)
kd – эмпирический коэффициент.
Диаметр промежуточного вала коробки передач:
dп = (0, 45...0, 50)* aw = (0, 45...0, 50)* 98 = 44, 1...49 = 46 мм. (2.9)
Диаметр ведомого вала коробки передач:
dвед = (0, 16...0, 21)* L = (0, 16...0, 21)* 320 = 51, 2...67, 2 = 54 мм. (2.10)
В коробках передач автомобилей применяются, как правило, однорядные радиальные шарико и роликоподшипники легкой и средней серий.
Нормальный модуль:
Выбирается из размерного ряда по ГОСТ 37.001.222 – 80. Для легковых автомобилей среднего класса mн = 3.
Угол наклона зубьев β = 250.
Суммарное число зубьев зацепления:
z∑ пр = 2 aw*cosβ / mн = 2*98*cos25/3 = 59. (2.11)
Величину z∑ пр округляют до целого значения и находят уточненное значение угла наклона зубьев:
β = arcos(0, 5mн* z∑ пр/aw) = arcos(0, 5*3* 59/98) = 250.
Для нахождения чисел зубьев ведущего и ведомого зубчатых колёс пары используют систему двух уравнений:
(2.12)
Таблица 1.
Передача |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
z1 |
42 |
37 |
33 |
30 |
48 |
z2 |
17 |
22 |
26 |
30 |
11 |
Up – передаточное число от ведущей шестерни к ведомому зубчатому колесу.
Передаточные числа отдельных пар: первой передачи:
Up1 = (z∑-z1вщ)/z1вщ = (59-17)/17 = 2, 47; (2.13)
Пара привода промежуточного вала коробки:
Uп = U1/ Up1 = 2, 37/2, 47 = 0, 95; (2.14)
Остальные пары переднего хода, кроме высшей:
Up2 = U2/Uп = 1, 77/0, 95 = 1, 86;
Up3 = U3/Uп = 1, 33/0, 95 = 1, 4.
Передачи переднего хода трёхвальной коробки передач:
Uk1 = Uп * Up1 = 0, 95*2, 47 = 2, 34;
Uk2 = Uп * Up2 = 0, 95*1, 86 = 1, 76;
Uk3 = Uп * Up3 = 0, 95*1, 4= 1, 33;
Uk4 = 1.
Диаметры зубчатых колёс по делительной окружности:
dwi = mн*zi/cosβ ; (2.15)
dw1 = mн*z1/cosβ = 3*42/cos 25 = 137, 9 мм;
dw2 = mн*z2/cosβ = 3*17/cos 25 = 55, 8 мм;
dw3 = mн*z3/cosβ = 3*37/cos 25 = 88, 6 мм;
dw4 = mн*z4/cosβ = 3*22/cos 25 = 72, 2 мм;
dw5 = mн*z5/cosβ = 3*33/cos 25 = 108, 3 мм;
dw6 = mн*z6/cosβ = 3*26/cos 25 = 85, 3 мм;
dw7 = mн*z7/cosβ = 3*30/cos 25 = 99, 3 мм;
dw8 = mн*z8/cosβ = 3*30/cos 25 = 99, 3 мм;
dw9 = mн*z9/cosβ = 3*48/cos 25 = 158, 8 мм;
dw10 = mн*z10/cosβ = 3*11/cos 25 = 36, 4 мм.
Проверяем возможность сборки зубчатых пар на валах с ранее вычисленной величиной межосевого расстояния:
aw = 0, 5(dw1+ dw2) = 0, 5(dw3+ dw4)= ........... (2.16)
aw = 0, 5(137, 9+ 55, 8) = 0, 5(88, 6+ 72, 2) = 0, 5(108, 3+ 85, 3) = 0, 5(99, 3+ 99, 3)= 0, 5(158, 8+ 36, 4).
Исходя из полученного выражения видно, что условие сборки зубчатых пар выполняется.
2.3. Карданная передача.
У проектируемого автомобиля подвеска ведущих колёс зависимая, поэтому устанавливаем карданную передачу с шарнирами неравных угловых скоростей с промежуточной опорой. Промежуточная опора с одним радиальным шарикоподшипником (закрытого типа с одноразовой смазкой), внутренняя обойма которого установлена на карданном валу, а внешняя в резиновой втулке. Втулка с помощью кронштейна крепится к раме автомобиля. В трансмиссиях современных автомобилей преобладают полные карданные шарниры, осевая компенсация в которых обеспечивается установкой на шлицах карданного вала скользящей вилки. Смазывание игольчатых подшипников осуществляется одноразовой смазкой, например № 158.
Рис. 4. Карданная передача.
Используя компоновочную схему автомобиля, предварительно принимаем длину карданного вала 1, 55 м.
Критическая частота вращения карданного вала:
nкр = (1, 185 * 107)/Lк2 = (1, 185 * 107)/1552 = 5166 об/мин. (2.17)
D – наружный диаметр карданного вала, см;
d – внутренний диаметр карданного вала, см;
Lк – длина карданного вала, см.
Максимальная частота вращения карданного вала при максимальной скорости движения:
nk max = 2, 65Vmax*U0 /rk = 2, 65*140*4, 58/0, 354 = 4800 об/мин. (2.18)
U0 – передаточное число от карданного вала к ведущим колёсам,
rk – радиус качения ведущих колес, м.
Расчётный крутящий момент на карданном валу при включенной низшей ступени:
Mp = Me max * Uk1 * ηk = 530 * 2, 43*0, 78 = 1240, 2 Нм. (2.19)
Uk1 – передаточное число коробки передач при включенной первой передаче,
ηk – КПД коробки передач.
По ГОСТ 5005-82 выбираем размеры
наружного и внутреннего
D = 77 мм,
d = 71 мм,
δ = 3 мм.
Углы установки валов из условия обеспечения наивысших значений КПД, достижении наибольшей долговечности, рекомендуется выбирать в пределах не более 40.
В качестве определяющего размера карданного шарнира принимают размер между торцами крестовин, который должен быть равен или больше меньшей из величин:
Н = 1, 57 = 1, 57 = 16, 8 мм,
Н = 1, 57 = 1, 57 / 4, 58 =
= 74, 8 мм. (2.20)
mсц – масса, приходящаяся на мост, кг;
Принимаем размер карданного шарнира равным 60 мм, что будет обеспечивать достаточную жесткость и надежность крестовины.
2.4. Главная передача.
Главная передача
одинарная, гипоидная. Данная
передача получила широкое
Рис. 5. Главная передача.
1- шестерня; 2 - колесо; 3 – дифференциал; 4 – полуось;
5 – регулировочная втулка; 6 – прокладки; Е - гипоидное смещение.
Число зубьев определяют исходя из величины передаточного числа и кинематической схемы передачи.
Принимаем:
Uo = 4, 58;
Z1 = 12;
Z2 = Z1 * U0 = 12*4, 58 = 55;
Гипоидное смещение = 35 мм.
Модуль шестерен конической пары по большому радиусу:
mн = = = 6. (2.21)
Мр – расчётный крутящий момент на ведущей шестерне, Нм;
β – угол наклона спирали зуба;
Y – коэффициент формы зуба;
L – длина образующей конуса;
b – длина зуба;
σ – напряжение изгиба зуба, МПа.
Диаметры оснований
Шестерня:
de1 = mн*Z1 = 6*12 = 72 мм;
Колесо:
de2 = mн*Z1*Uок = 6*12 *4, 58= 330 мм;
Внешнее конусное расстояние:
Re = 0, 5de2 = 0, 5*330 = 168 мм. (2.22)
Углы делительных конусов:
δе1 = arctg Uок= arctg 4, 58 = 770;
δе2 = 900- δе1= 90-77= 130.
2.5. Дифференциал.
Дифференциал – механизм
трансмиссии автомобиля, распределяющий
крутящий момент между