Права и обязанности сторон при перевозке грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Оглавление

1) Введение 3
2) Права и обязанности сторон при перевозке грузов железнодорожным транспортом. 4
3) Договор перевозки грузов. Права и обязанности сторон. 6
4) Заключение 13
5) Список литературы 14

Файлы: 1 файл

основа.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Содержание

1)  Введение                                                                                                                                        3

2) Права и обязанности сторон при перевозке грузов железнодорожным    транспортом.                                                                                                      4

3) Договор перевозки грузов. Права и обязанности сторон.                             6

4) Заключение                                                                                                                                13

5) Список литературы                                                                                         14

 

 

 

 

Введение

 

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного  производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Основой транспортного процесса является перемещение  груза из одной точки в другую. Перемещение грузов представляет собой  основу любого движения. Перемещение - это преодоление какого-нибудь пространства, занятие другого места.

Перемещение груза может быть осуществлено в  форме перевозки груза.

Правовое  регулирование отношений по перевозке  в наиболее общей форме закреплено в гл. 40 ГК (ст. 784 - 800), в которой  наряду с нормами общего характера о перевозке, имеются нормы, регулирующие только перевозку грузов (ст. ст. 785, 791, 794, 797). Согласно ст. 784 ГК РФ, условия перевозки конкретным видом транспорта определяются транспортными кодексами, уставами и иными законами, а также правилами перевозок, издаваемыми в соответствии с ними.

Настоящая работа посвящена правовому регулированию  перевозки грузов железнодорожным  транспортом. Для раскрытия темы курсовой работы необходимо осветить следующие вопросы: Источники и  система железнодорожно-транспортного законодательства; Основные положения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом; Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом.

 

 

 

 

1.Права и обязанности сторон при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

 

В договоре перевозки  грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и  грузоотправитель, сдающий груз для  перевозки и уплачивающий провозную  плату. Обычно грузоотправитель сдает  груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса - грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор  перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с  которым одна сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в  отдельных случаях этот договор  может быть консенсуальным. Договор  перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится:

- перевозка грузов  транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица;

- перечень организаций,  обязанных осуществлять перевозки  грузов, признаваемые перевозками  транспортом общего пользования,  должен быть обязательно опубликован  в установленном порядке.

Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается.

Заключение договора перевозки грузов требует наличия  определенных организационных предпосылок.

С учетом особенностей перевозок  грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию  перевозки грузов, имеют различную  правовую форму: при перевозках в  прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка, недельный календарный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Договор перевозки грузов. Права и обязанности сторон.

 

Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку  грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между перевозчиками и отправителями.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза  перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза лицу -получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную.

Заключение договора перевозки грузов можно разделить  на две части. Первая часть - это заключение договора перевозки между грузоотправителем  и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть - это вступление в договор перевозки грузополучателя. Хотелось бы отметить, что грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступила в его адрес грузовая квитанция, накладная или нет, поскольку ст. 31 Устава железнодорожного транспорта установлено, что грузополучатель вправе переадресовать груз без наличия грузовой квитанции.

Таким образом, договор перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют права и обязанности.

Субъектами обязательства  по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут  быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица.

Объектом обязательства  по перевозке грузов являются перевозимые  перевозчиками грузы. В качестве юридического объекта здесь выступает  сама перевозочная деятельность, которая  включает в себя перевозку грузов и иные действия, связанные, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Статья 791 Гражданского кодекса  устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Аналогичная обязанность перевозчика установлена ст. 20 УЖТ РФ, согласно которой перевозчик обязан подавать транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза.

В целях выполнения указанной  обязанности перевозчик должен содержать  транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед  подачей под погрузку проверить  их пригодность для перевозки данного груза.

Грузоотправитель, отправляя  продукцию, обязан принимать все  зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в  любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

Статья 20 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность  в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:

вагонов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или  железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;

контейнеров - во всех случаях  грузоотправителями.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации в своем  Постановлении от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав  железнодорожного транспорта" в  п. 13 разъяснил, что, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик.

Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что  утрата, недостача, повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Грузоотправитель может  быть освобожден от ответственности  за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину перевозчика в недостаче, повреждении, порче груза.

Внесение провозной  платы является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата за перевозку не внесена в установленные сроки. При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пленум Высшего арбитражного Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение.

При несвоевременных  расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК Российской Федерации. Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Более того, в соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.

Информация о работе Права и обязанности сторон при перевозке грузов железнодорожным транспортом