Особенности проведения технического перевооружения предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Во всём мире существует множество предприятий, которые используют для производства своей продукции машинное оборудование. Поэтому при его внедрении нужно составлять оптимальный план использования и замены оборудования.
Цель этой курсовой работы рассмотреть и изучить предпосылки и экономические условия замены морально устаревшего оборудования и технологий предприятий. Также в ней предполагается развить тему расширения рынка сбыта предприятия.

Оглавление

Введение
Часть 1: теоретическая часть
Часть 2: описание и предварительный анализ хозяйственной ситуации
Часть 3: определение потребности в дополнительной информации
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

Особенности проведения технического перевооружения предприятия.docx

— 44.14 Кб (Скачать)

Анализ данной проблемы на этом не заканчивается, возникает  еще множество вопросов, требующих  принятия эффективных решений. К  их числу относятся, например, возможность  реконструкции, модернизации, продажи  старой машины, использование ее на другом участке работы, изыскание  собственных и привлеченных средств для расширенного воспроизводства. Экономическое обоснование инвестиций с учетом перечисленных факторов позволит предотвратить неоправданные вложения капитала любым инвестором, обеспечить структурные сдвиги в экономике, своевременный и полный возврат средств, выделенных для реализации инвестиционных проектов.

Более подробно вопрос о замене морально устаревшего оборудования и технологий следует рассмотреть  на конкретном примере отдельно взятого  предприятия, а именно майкопского редукторного завода «Зарема».

Часть 2: описание и  предварительный анализ хозяйственной  ситуации

 

Майкопский редукторный завод, в прошлом ничем не выдающееся советское предприятие с отсталыми технологиями, сумел выжить в 90-х, поставил инновации на поток и успешно освоил внутренний рынок. В 2007 году темпы роста компании составили 34%, в первом квартале 2008-го – уже 40%. От шести типоразмеров технически простых редукторов – ассортимента советского времени – предприятии перешло к выпуску более 300 изделий и каждый месяц добавляет в этот перечень по несколько новых освоенных образцов техники. Заметно вырос и тоннаж редукторов: от 2,5-тонных – рекорда конца 80-х – завод дошел до 8- и 9-тонных и уже подступается к 15- и 20-тонным экземплярам.

Сегодня компания готовится  к выходу на мировой рынок. Майкопцы не испытывают никакого трепета перед своими именитыми западными конкурентами, поскольку они уверены, что знают, как завоевать рынок.

Майкопский редукторный завод, сегодня больше известный по своей торговой марке – «Зарема», был создан в 1974 году в структуре Минстанкопрома. Одновременно в разных городах страны были запущены еще восемь редукторостроительных производств.

Для более полного  понимания примера следует кратко рассмотреть общие особенности  редукторостроения. Основной деталью редуктора является зубчатая передача. Наибольшее распространение в общем машиностроении получили два типа цилиндрической передачи – с эвольвентным и круговым профилем зуба (новиковское зацепление). В советское время новиковское зацепление обладало большей нагрузочной способностью по сравнению с эвольвентой, было просто и дешево в изготовлении, надежно и неприхотливо в эксплуатации. Промышленность нашей страны в основном перешла на новиковское зацепление, но технологии финишной обработки зубьев, которые в конечном итоге определяют качество редуктора и его потребительские характеристики, не были разработаны. Тем временем западные страны сделали ставку на создание и совершенствование оборудования для финишной обработки зубчатых колес эвольвентного зацепления.

Сегодня редукторы  на основе шлифованной закаленной эвольвенты – это изделия на порядок более  высокого класса, чем новиковские. Последние  поколения зарубежных зубообрабатывающих станков достигли такой высокой  производительности и точности, что  эвольвента изготавливается не намного  медленнее и обходится не намного  дороже, чем наше новиковское зацепление.

Тем не менее, новиковское  зацепление используется не только у  нас в стране, но и в некоторых  компаниях США и Европы.

Майкопский редукторный завод изначально создавался под производство редукторов с зубчатой передачей на основе новиковского зацепления. Парк оборудования предприятия составляли жесткие линии – непереналаживаемые станки, на которых можно было делать только несколько определенных типоразмеров редукторов. В эпоху рынка проявилось сильное отставание в технике и технологиях предприятия от западных стран.

Редукторостроители из Майкопа впервые осознали этот технологический разрыв в 1995 году на Ганноверской промышленной ярмарке. Именно тогда перед топ-менеджерами предстала задача наверстать отставание в технологиях. Далее за десять с лишним лет заводом с изначально старым оборудованием был совершен технологический рывок. Это происходило следующим образом.

Чтобы сократить  технологический разрыв, необходимо было осваивать современные технологии, приобретать совершенно новое оборудование, учить людей. Но у «Зарема» на тот момент не было даже собственной инженерно-конструкторской службы – новые изделия на предприятии никогда не разрабатывались.

К тому времени директором предприятия стал Шамсудин Пшизов, который поставил на повестку дня задачу сокращения технологического отставания завода. Заработать деньги хотя бы на частичное техперевооружение можно было только на внутреннем рынке – в России и странах СНГ, где традиционно использовали новиковские редукторы. Поэтому в первую очередь на «Зареме» занялись организацией сбыта. Сегодня их сбытовая сеть насчитывает 12 представительств по России и СНГ, и до 2012 года они планируют открыть еще 17.

В продуктовой политике сразу было решено отказаться от производства маленьких (весом до250 кг) редукторов, которые представляют собой технологически простой и сравнительно дешевый  продукт массового спроса. Ставка была сделана на средние (весом до 2 тонн) и тяжелые (более 2 тонн) редукторы  – спецтехнику, которая изготавливается  под индивидуальные требования заказчика. Это был стратегически верный ход, который позволил заводу сразу  уйти с массового рынка, на котором  очень скоро стал господствовать Китай.

Параллельно с наработкой клиентской базы создавали с нуля собственное конструкторское бюро. Собственных специалистов на предприятии  не хватало, так как сразу потребовались  и конструкторы, и проектанты, и  расчетчики, и специалисты по компьютерному  проектированию. Привлекли людей  из последних выпусков вузов, еще  дававших образование советских  стандартов, некоторых перетянули с  соседних, менее благополучных предприятий. Таким образом, был сформирован  костяк СКТБ (специальное конструкторско-технологическое  бюро) до того, как начался повсеместный кадровый голод. Далее возникла задача преодоления поколенческого разрыва в кадровых ресурсах. Она была решена следующим образом: каждый молодой инженер был прикреплен к «старому» специалисту, чтобы перенимать опыт и адаптировать сделанные на кульмане чертежи для компьютерного проектирования.

Техническому развитию способствует система профессионального  обучения кадров на всех уровнях от рабочего до руководителей предприятия. В результате комплексного подхода  к сохранению основных квалифицированных  специалистов и обеспечению роста  объемов производства основной продукции  предприятие приобрело финансовую устойчивость и лидирующее положение  на рынке приводной техники России и стран ближнего зарубежья.

Силами своего СКТБ завод за 15 лет освоил свыше 300 типоразмеров редукторов. Теперь на заводе сами разрабатывают  редукторы от начала до конца, сами осваивают технологии, сами выбирают и закупают оборудование под эти  технологии, сами обучают людей. Среди  новых изделий с 1998 года начали появляться редукторы на основе шлифованной  эвольвенты, технологию которой предприятие  осваивало на ходу.

Плановая мощность завода была 60 тысяч редукторов в  год. Реально до начала 90-х они  выпускали 39 тысяч, что являлось рекордным  показателем для стран Запада. Это происходило, потому что стране было необходимо много дешевых редукторов. Одних только зубообрабатывающих станков  было на заводе 120 штук; такого количества нет ни на одном заводе мира. Когда  на предприятии начали осваивать  новые типы редукторов, ему помогли  несколько десятков универсальных  станков, которые изначально входили  в станочный парк наряду с непереналаживаемыми линиями.

За счет перегруппировки  выполняющих схожие функции станков, более рациональной расстановки  людей и оптимизации перевозки  деталей по цехам удалось поднять  производительность труда почти  в два раза. Нынешние объемы производства в натуральном выражении на порядок меньше советских (в 2007 году предприятие выпустило пить с небольшим тысяч редукторов, в 2008-м было запланировано изготовить 6 тысяч штук), но изменился сам тип производства. От крупносерийного выпуска массового продукта завод перешел к единичному и мелкосерийному.

Проведенные в последнее  десятилетие мероприятия по расширению номенклатуры выпускаемой продукции, освоению новых технологий, технологическому перевооружению, компьютеризации конструкторско-технологической  подготовки, позволили предприятию  выйти на современный уровень  проектирования и освоения выпуска  новых видов продукции.

Начиная с 2002 года, предприятие быстро наращивает оборот, как за счет освоения новых видов  редукторов и расширения рынка, так  и за счет общего увеличения спроса. Так, в 2005 году оборот майкопского завода составил 360 млн. рублей, в 2006-м – более 500 млн., а в 2007-м – почти 800 млн. рублей. Спрос вырос не только количественно, но и качественно. В нише спецредукторов, на которой сосредоточился «Зарема», завод получает все более сложные заказы с высокими требованиями к уровню и возможностям техники. Практически каждый заказ предполагает освоение нового изделия.

Предприятие по максимуму  использует этот всплеск спроса для технологического роста. Завод берет все заказы, и первую очередь сложные, изготовление которых помогает совершить определенный прорыв, выйти на новый уровень. Если в советские времена процесс освоения новых изделий от разработки до постановки на производство занимал три года, то сейчас на «Зареме» укладываются в несколько месяцев. Получается, что за год здесь осваивают 10-15 новых типоразмеров редукторов.

Были случаи, когда  оборудование не позволяло выполнить  заказ, для этого приходилось  модернизировать оборудование, скооперироваться с другими предприятиями. Благодаря  таким заказам, становится известно, какое оборудование следует приобретать  на следующем этапе, чтобы можно  было брать подобные заказы.

Руководство, маркетинговые  и технические службы предприятия, в своей работе с потребителями  продукции, нацелены на полный и всесторонний учет всех предложений, направленных на повышение качества и потребительских  свойств выпускаемой приводной  техники.

Чтобы выполнять  индивидуальные заказы быстро и с  высоким качеством, на предприятии  имеются кузницы с полным технологическим  циклом. Для предприятия, ориентированного на производство единичных образцов техники, это экономически оправдано: ковать отдельные детали самим, как  правило, и дешевле и быстрее, так как если их заказывать на стороне  и ждать, пока привезут, есть риск не успеть выполнить заказ.

Сейчас «Зарема» производит не только комплектующие, каковым является редуктор, но и конечный продукт.

На сегодняшний  день «Зарема» занимает 35-40% рынка средних и тяжелых редукторов в России и странах СНГ – Украине, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. Многие предприятия тяжелого машиностроения комплектуют свое оборудование редукторами «Зарема», так их конечная продукция получается дешевле.

Объем этого рынка, по оценкам специалистов завода, - 3,5-4 млрд. рублей.

Между тем завод  продолжает наверстывать технологическое  отставание – оттачивает технологию изготовления эвольвентного зацепления на сравнительно простых редукторах небольших габаритов и переносит технические решения на все более крупные, мощные и сложные изделия.

Овладев технологиями производства обоих типов зацеплений, «Зарема» сможет их сочетать в одном изделии. На мировом рынке такая способность станет конкурентным преимуществом предприятия. Но для того, чтобы выйти на мировой рынок, необходимо добиться изготовления изделий высокого технологического уровня.

Критическим фактором для реализации стратегии сокращения технологического разрыва является недостаток необходимого парка оборудования. Именно недостаток современных промышленных технологий может затормозить технологическое  развитие предприятия. Однако провести глубокую технологическую модернизацию только на собственные средства не под силу ни одному машиностроительному  предприятию, поэтому практически  единственный путь доукомплектовать станочный  парк – брать дорогие коммерческие кредиты.

На мировом рынке  завод нацелен на ту же нишу редукторов специального назначения. По мнению топ-менеджеров предприятия, именно область специального машиностроения, где требуется разрабатывать индивидуальную технику под особые требования, является слабым местом западных производителей, которые выпускают крупносерийные партии относительно небольших редукторов. Именно такая специализация «Зарема» должна помочь продукции завода оставаться крайне востребованной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, а также не даст оказаться выставленным за пределы рынка западными редукторостроительными предприятиями.

Также «Зарема» намерен сделать ставку на кадровый ресурс. В его планы входит расширение СКТБ в два раза, создав на его базе мощное инженерно-конструкторское подразделение, и открытие филиала СКТБ в Санкт-Петербурге, для того, чтобы стать ближе к внешним научным школам. Это является разумным и взвешенным ходом, что позволит расширить интеллектуальный и технологический потенциал.

На данный момент, основными задачами, стоящими перед  акционерным обществом являются:

продолжить изучение рынка редукторов и создание сети торговых представительств; поднять  профессиональный уровень маркетологов и работников инженерного труда, повысить уровень их знаний, укрепить материально-техническую базу указанных служб;

разработать ряд  мер по повышению внутреннего  и внешнего имиджа предприятия, повысить привлекательность завода для молодых  специалистов. Проводить работу по воспитанию работников завода, в целях  создания коллектива единомышленников, объединенных единой целью;

Информация о работе Особенности проведения технического перевооружения предприятия