Обеспечение видимости на автомобильных дорогах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:21, реферат

Краткое описание

Надзор за ходом строительства и реконструкции УДС занимает промежуточное место в едином процессе контроля и поэтому его значение состоит в своевременном выявлении фактов отступления от согласованного проекта, когда это связано со снижением показателей безопасности сооружаемых объектов.

Оглавление

Введение
Дороги
Категории дорог
Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
Требование к обеспечению видимости на дорогах
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ на сайт.docx

— 454.09 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

 

 


 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Пути сообщения, технологические сооружения»

Специальность «Организация перевозок и управление

на транспорте»

на тему «Обеспечение видимости на автомобильных дорогах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регистрационный №  ________

___________  __________________

        подпись                  И.О.Фамилия

« _____» _________________  20   г.

 

 

Выполнил  студент           

_________________

 

Проверил:

_________________

            

_______________________________

                       зачтено/незачтено


 

 

Введение

Дороги

Категории дорог

Обеспечение видимости на автомобильных дорогах

Требование к обеспечению видимости на дорогах

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется на этапах согласования проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог и улиц различных категорий и дорожных сооружений, проведения выборочных проверок строящихся объектов, участия в рабочих и государственных комиссиях по приемке их в эксплуатацию, ежегодных комплексных проверок, контрольных проверок и повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети (УДС) и дорожных сооружений. При этом определяются обоснованность принимаемых проектных решений, качество строительства и эксплуатационного состояния УДС, выявляются недостатки и контролируется ход их устранения. Однако анализ ряда проектов автомобильных дорог общего пользования показал, что процесс проектирования сопровождается недооценкой роли мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В 86 % случаев принимаются минимально допустимые параметры улично-дорожной сети. Нередко в целях снижения капитальных затрат из проектов исключаются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения.

Надзор за ходом строительства и реконструкции УДС занимает промежуточное место в едином процессе контроля и поэтому его значение состоит в своевременном выявлении фактов отступления от согласованного проекта, когда это связано со снижением показателей безопасности сооружаемых объектов.

Со временем все основные транспортно-эксплуатационные свойства УДС и технических средств организации дорожного движения претерпевают изменения:

- происходит естественный  износ покрытия и снижается  его коэффициент сцепления;

- ухудшаются светотехнические  характеристики дорожных знаков, светофоров и разметки;

- меняются условия видимости  и т.д.

Поэтому необходимо постоянно контролировать изменения эксплуатационных параметров УДС и технических средств организации дорожного движения и обеспечения видимости.

    1. Дороги

 

В РФ автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от административно-политического и культурного значения в общей транспортной сети делят на общегосударственные, республиканские, областные, местные, городские.

Дороги общегосударственного значения, автомобильные магистрали служат для дальних сообщений между крупными административными центрами, отдельными экономическими районами, а также между государствами.

Дороги республиканского значения соединяют главные административные, культурные, экономические и политические центры автономных республик, областей (краев) со столицами союзных республик и между собой.

Областные (краевые) дороги обслуживают административные и культурные связи районов с областными и краевыми центрами, с общей сетью дорог, со станциями железных дорог и пристанями.

Местные дороги (дороги районного значения) соединяют центры административных районов между собой, с крупными сельсоветами, колхозами, станциями железных дорог и пристанями.

Городские (поселковые) дороги предназначены для обслуживания движения в пределах городов и населенных пунктов.

Вышеуказанные автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования. Кроме того, различают:

- курортные дороги, преимущественно обслуживающие пассажирское движение в курортных районах;

- ведомственные дороги, принадлежащие отдельным хозяйствам и предприятиям (промышленные, внутрисовхозные и лесовозные дороги и т. д.), обслуживающие технологические внутрихозяйственные перевозки, а также соединяющие хозяйства и предприятия с общей сетью автомобильных дорог.

 

 

 

 

    1. Категории дорог

 

Дорога может иметь разный технический уровень, который зависит от ее значения в народном хозяйстве, сложности природных условий, состава движения. По классификации (СНиП 11-Д.5-72) автомобильные дороги РФ подразделяются на пять категорий в зависимости от значения в общей транспортной сети, размера расчетной интенсивности движения (табл).

При проектировании автомобильных дорог преимущественно для пассажирских перевозок, на которых легковые автомобили будут составлять 70% и более от общего транспортного потока, расчетную интенсивность движения, полученную на основании экономических обследований, следует увеличивать в 1,3 раза. 
При неравномерной интенсивности движения, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает расчетную среднесуточную годовую, последняя принимается с коэффициентом 1,5 по отношению к показателям, установленным на основе экономических обследований или расчетов.

Для каждой категории дороги установлены технические нормативы: число полос движения, ширина проезжей части, наименьшие радиусы закруглений в плане, наибольшие продольные уклоны и др.

 

 

    1. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах

 

 

Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Для безопасности движения на дороге водитель должен видеть перед собой участок достаточной длины, с тем чтобы, заметив препятствие, принять меры к своевременному торможению. Необходимое расстояние видимости устанавливают из условия полной остановки автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, перед препятствием.

На дорогах без разделительной полосы при возможности встречного движения по одной полосе расстояние видимости удваивается.

 

На кривых малых радиусов в плане надлежащая видимость может быть обеспечена путем срезки откосов, вырубки деревьев и кустарников, сноса заборов и строений с внутренней стороны. Для определения границы видимости внутри кривой и зоны, требующей расчистки или срезки грунта, обычно применяют графический метод.

Если траекторию движения автомобиля разбить на отрезки, кратные расстоянию видимости, а затем провести прямые, соединяющие концы участков расстояния видимости по кривой, то кривая (парабола), проведенная через точки пересечения прямых лучей с внутренней стороны кривой, будет границей видимости. Площадь внутри этой кривой, называемая зоной видимости, должна быть расчищена от препятствий, преграждающих видимость.

Срезка должна начинаться на расстоянии видимости от начала или конца кривой. По условиям обеспечения боковой видимости и требуемого режима движения не разрешается посадка деревьев ближе 5 м от кромки проезжей части. Телеграфные столбы, мачты освещения и линия электропередач располагают не ближе 2,5 м.

По данным наблюдений за режимами движения и статистики дорожно-транспортных происшествий количество происшествий и относительное снижение скорости движения на кривых в плане и профиле зависят от обеспечения видимости. При равной величине видимости количество происшествий на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем   на   горизонтальных кривых.

 

  Это указывает на необходимость повышенного внимания к вопросу обеспечения видимости при проектировании продольного профиля. В продольном профиле потеря видимости возможна на выпуклых переломах. При заданных условиях (высота глаза водителя d\, высота препятствия d2 и расчетное расстояние видимости Si) можно определить величину перелома, при которой требуется смягчение для обеспечения видимости. Наиболее высокая пропускная способность дорог и безопасность движения обеспечиваются при расстоянии видимости не менее 700 м. При видимости встречного автомобиля в продольном профиле менее 300—350 м, а в плане — 250 м безопасность движения из условия торможения автомобиля перед препятствием не обеспечивается.

На существующих дорогах III—V категорий с необеспеченной видимостью в продольном профиле для создания условий разъезда встречных автомобилей при ремонте или реконструкции дороги выполняют следующие мероприятия:

при интенсивности движения менее 500 авт./сут в пределах всей вертикальной выпуклой кривой малого радиуса уширяют полосу движения в каждом направлении на 1 м, укрепляют обочины на 1,5 м и наносят осевую разметку;

при интенсивности более 500 авт./сут устраивают разделительный островок шириной не менее 1 м в пределах вертикальной кривой;

при достаточном технико-экономическом обосновании увеличивают радиус вертикальной кривой.

В трудных условиях, когда невозможно осуществить указанные рекомендации, для удобства выполнения обгонов через каждые 3—4 км устраивают обгонные участки.

Движение в этом случае регулируется разметкой проезжей части и установкой знаков.

 

    1. Требование к обеспечению видимости на дорогах

 

    1. Торможение автомобиля

 

 Различают два вида торможения:

- служебное торможение  используется в том случае, когда  требуется становить автомобиль  в заранее намеченном месте;

- экстренное применяется  при появлении препятствия на  близком расстоянии.

Тормозной путь – путь, проходимый автомобилем от момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля

Расчетный тормозной путь вычисляется по формул                

 

где l1 – путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя; l2 - путь, проходимый автомобилем за период полного торможения; l3 – расстояние между препятствием и остановившимся автомобилем.

Время реакции водителя зависит от многих факторов: от возраста, стажа вождения, настроения, усталости водителя, скорости движения, дорожных условий.

Время реакции разное придвижении в городе и за городом. В городских условиях оно составляет 0,6÷0,8 с, за городом – 1,5÷2 с. При расчетах тормозного пути время реакции принимают равным 1 секунде.

Величины l1 и l2 оцениваются по формулам:

                     

где v – скорость автомобиля, м/с; t – время реакции водителя, с; Кэ – коэффициент эффективного торможения (Кэ =1,2 – для легковых автомобилей; Кэ =1,3÷2,3 – для грузовых автомобилей); g – ускорение свободного падения, м/с2. Величина l3 – принимается равным длине расчетного автомобиля.

Подставляя выражения (4.2) и (4.3) в (4.1), получим зависимость для расчетного тормозного пути

                  

Для скорости движения, измеряемой в км/ч, зависимость (4.4) перепишется в виде:

                   

 

 

4.2. Расстояние  видимости для служебной остановки

  Предельное расстояние видимости до встречного автомобиля или поверхности дороги, которое обеспечивается элементами дороги при расчетной скорости движения, называется расчетной видимостью.

В теории проектирования дорог предложено много схем видимости, учитывающих условия движения автомобиля, а также расположение автомобиля и препятствий на дороге. Их можно разделить на две основные группы:

I. Схемы, предусматривающие  остановку автомобиля перед препятствием  или встречным автомобилем.

II. Схемы, исходящие из  объезда автомобилем препятствия или обгона попутного автомобиля с заездом на смежную полосу движения.

В первом случае используют формулу (4.5) для определения расчетной длины тормозного пути. Тогда в случае остановки автомобиля перед препятствием

  

В случае встречного движения 2-х автомобилей по одной полосе:

 

где Sрасч1, Sрасч2 – расчетные тормозные пути 1-го и 2-го автомобилей соответственно, l0 – зазор безопасности между ними.

 

4.3. Расстояние  видимости при обгоне

 

Рассмотрим случай, когда видимость должна быть обеспечена при объезде или обгоне попутного автомобиля. Расстояние видимости из условия обгона складывается из составляющих:

                    

где L1 – путь, проходимый обгоняющим автомобилем от начала обгона до момента выравнивания его с обгоняемым автомобилем; L2 – путь, проходимый обгоняющим автомобилем от момента выравнивания до возвращения им на свою полосу; L3 – путь, проходимый встречным автомобилем за время обгона.

 

Опуская выкладки, окончательно получим выражение:

      

где l0 – расстояние безопасности; l1 – расстояние, которое проходит автомобиль за время принятия решения об обгоне; l2 – длина обгоняемого автомобиля; Kэ – коэффициент эффективного торможения; φпр – коэффициент продольного сцепления; v1, v2, v3 – скорости автомобилей.

Расстояния видимости, обеспечиваемые на дорогах РФ, согласно требованиям действующих нормативных документов, определяют по табл.

Информация о работе Обеспечение видимости на автомобильных дорогах