Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа
Автомобили широко используются во многих областях человеческой деятельности. Обладая маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работ в различных климатических и географических условиях, они являются наиболее удобными, эффективными, а иногда и единственным видом транспорта для перевозок грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния.
В это время вы должны
взяться двумя пальцами за вал
червяка в месте его входа
в корпус рулевого механизма. При
возникновении люфта в
Регулировка зацепления червяк-ролик (или величины свободного хода рулевого колеса)
В процессе работы этой пары вращения происходят износ и выработка их рабочих поверхностей. В первую очередь это касается витков червяка. Образуются зазоры, которые необходимо ликвидировать. Сущность регулировки необходимого зазора в зацеплении "червяк-ролик" (а без зазора они работать не будут - заклинят) состоит в следующем. Оси вращения ролика и червяка находятся не на одном уровне. Ось ролика находится выше, а вал сошки, в вырезе которого установлен ролик, имеет возможность перемещаться вверх-вниз в осевом направлении. Опуская вал, вы приближаете ролик к червяку, зазор уменьшается. Поднимая его, вы увеличиваете зазор. В верхней части вала сошки имеется прямоугольный паз, в который входит плоская головка регулировочного винта, завёрнутого в верхнюю крышку рулевого механизма. Заворачивая или отворачивая этот винт, вы, поднимая или опуская вал сошки, производите регулировку необходимого зазора в зацеплении.
Порядок проведения операции следующий (на примере ВАЗ-"классика") (см. рис.4.). Вы должны убедиться, что в подшипниках червяка установлен необходимый натяг. Отверните контргайку 2 регулировочного винта 3 и снимите фасонную стопорную шайбу 5. Ваш помощник должен покачивать рулем, как при проверке люфта. Г-образной отверткой 4 заворачивайте регулировочный винт 3 до устранения люфта. Проверьте легкость вращения рулевого колеса, как это было описано выше.Если все отрегулировано правильно, наденьте фасонную шайбу 5, закрутите и затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт 3.
Замена рулевых тяг и наконечников
Перед снятием боковых тяг обратите внимание на то, как она установлена. Короткий наконечник - внешний - присоединяется к поворотному кулаку, а длинный - внутренний - соединяется с сошкой. Средняя тяга выпуклой стороной обращена к двигателю.
Расшплинтуйте и отверните гайки, которыми шаровые пальцы боковых тяг крепятся к рычагам на поворотных кулаках. Съемником (см. рис.5.) выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу. Пользуясь съемником, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой. Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60 градусов для обеспечения шплинтовки.
Не забудьте, что после замены рулевых тяг или наконечников необходима обязательная регулировка углов установки (схождение и развал) колес.
Посмотрите также отсканированн
Заливка масла в рулевой механизм
Рулевые механизмы типа "червяк-ролик" работают в масле. Дело в том, что в контакте витков червяка с гребнями ролика возникают большие усилия. При недостатке или отсутствии смазки в этом месте из-за очень большого трения будет происходить усиленный износ деталей. Кроме того, требуют смазки подшипники червяка и игольчатые подшипники, на которых вращается ролик. Для смазки деталей рулевого механизма используется обычное трансмиссионное масло. В настоящее время выпускаются много этих масел, все они годятся для рулевого механизма. Рулевой механизм, как запчасть, может поставляться в торговую сеть как снаряженным и заправленным маслом, так и без него. В последнем случае требуется обязательная заливка масла. Заливать масло можно как после установки рулевого механизма на машину, так и до этого. Отверните пробку 1 (см. рис. в пункте "Регулировка зацепления червяк-ролик"), закрывающую заливное отверстие в верхней крышке. Вставьте в отверстие воронку с тонким шлангом, через которую будете производить заливку. Масло перед заливкой желательно предварительно подогреть до температуры 60-80 градусов - тогда оно менее вязкое и лучше течет. Если вы заливаете масло в рулевой механизм, установленный на машине, необходимый объем масла определяется просто: заливаете до среза заливного отверстия. Если же заливка производится в снятый механизм, нужно достаточно точно отмерить мензуркой необходимый объем масла, указанный в инструкции на автомобиль (например, для автомобиля ВАЗ это 0,215 л). Не больше и не меньше. Перелив в данном случае гораздо опаснее недолива. Рулевой механизм установлен на машине в наклонном положении. Залитое в него масло занимает не весь внутренний объем. Верхняя часть полости картера содержит воздух, который служит компенсатором температурного расширения масла и корпуса редуктора. Ведь рулевой механизм расположен в подкапотном пространстве, где возможны очень большие перепады температуры. Если вы заполните картер полностью, то масло, нагреваясь от двигателя, начнет выдавливать уплотнительные манжеты.
Ремонт рулевого управления.
Рулевое управление рассматриваемого автомобиля, со. стоит из: 1. Рулевого колеса. 2. Рулевой колонки с рулевым валом. 3. Приводного вала с карданными сочленениями. 4. Рулевого редуктора. 5. Продольной и поперечной рулевых тяг. 6. Правого и левого поворотных рычагов. 7. Двух поворотных кулаков. Рулевое колесо закреплено гайкой со стопорной шайбой, на конической шлицевой части вала рулевой колонки регулирующейся по высоте и наклону. Вал рулевой колонки, вращающийся на двух шариковых подшипниках, имеет на себе паз автоматического противоугонного устройства, которое срабатывает при изъятом ключе зажигания. Вал колонки соединен с редуктором с помощью карданного вала. Шарниры карданного валя крепятся на рулевом вале, входном и вале редуктора посредством клиньев. Редуктор представляет из себя литой алюминиевый картер с одним входным (приводным) и одним выходным (ведомым) валами. Приводной вал представляет из себя винт, по которому посредством металлических шариков перемещается шариковая зубчатая гайка. Гайка находится в постоянном зацеплении с зубчатым сектором ведомого вала, на который напрессована приводная сошка рулевой трапеции. Винт в сборе с зубчатой гайкой смонтирован в картере на двух радиально-упорных подшипниках, наружные е кольца которых запрессованы в посадочные отверстия картера и в съемную крышку рулевого управления. Регулировка осевого перемещения приводного вала осуществляется с помощью изменения толщины регулировочных прокладок, расположенных под съемной крышкой рулевого редуктора. Ведомый вал смонтирован в картере рулевого механизма на двух роликовых подшипниках, перемещение которых ограничено стопорными кольцами и кернением через специальные отверстия в нижней части картера редуктора. Уплотнение валов редуктора осуществляется посредством резиновых колец, сальника крышки редуктора и крышки вала сошки. Краткая справка: в рулевом редукторе автомобиля «Газель» применяются следующие подшипники: 1. Шариковый, рулевой колонки — 6-930904АЕ1С17 — 2 шт. 2. Шариковый, вала рулевого механизма — 916904Е — 2 шт. 3. Шарики винтовой пары рулевого механизма — 469115 5266 — 70 шт. 4. Ролики вала сектора — 3302-3401052ДС — 30 шт. 5. Игольчатый, крестовин карданного шарнира рулевого вала — 904700УС17 — 10 шт. Редуктор рулевого управления крепится на левый лонжерон рамы посредством углового кронштейна. Рулевая трапеция передает усилия от редуктора к поворотным кулакам переднего моста посредством продольных и поперечных тяг. Рулевые тяги на своих концах имеют съемные шаровые шарниры. Поперечная рулевая тяга трубчатая, с резьбовыми наконечниками, а продольная цельнокованая.
Резьбовые наконечники имеют разное направление резьбы, что дает возможность регулировать схождение колес, не снимая тяги. Неразборные шарниры продольной и поперечной тяг унифицированы и не требуют обслуживания в эксплуатации. Снятие и установка рулевого колеса. Перед снятием отсоедините минусовую клемму от аккумулятора и снимите декоративную накладку рулевого колеса. После этого промаркируйте взаимное положение ступицы рулевого колеса и вала рулевой колонки. Затем отверните крепежную гайку и съемником снимите рулевое колесо. Устанавливайте рулевое колесо по меткам в обрату порядке, затягивая гайку требуемым моментом. Снятие и установка приводного вала с карданными сочленениями. Для снятия карданного вала нужно уда. лить шплинты и отвернуть гайки крепления клиньев Затем выбить клинья посредством молотка с мягкой металлической вставкой и снять карданный вал с уплотнителем в сборе. Установку приводного карданного вала производится в обратном порядке. Снятие и установка рулевого редуктора. Поставить автомобиль на ручной тормоз и снять левое переднее колесо. Затем отсоединить приводной карданный вал, выбив соответствующий крепежный клин. После чего спрессовать посредством съемника рулевую сошку, отвернув гайку ее крепления, и, отвернув пять крепежных гаек, снять рулевой редуктор. Установка рулевого редуктора производится в обратном порядке. При этом сошка устанавливается по меткам, а ведомый карданный вал, после того как передние колеса и рулевое колесо будут выставлены, в положение движения автомобиля по прямой. Снятие и установка рулевых тяг. Расшплинтуйте и отверните гайки продольной тяги. Посредством съемника выпрессуйте пальцы рулевых шарниров из конусных гнезд поворотного рычага и сошки. Снимите продольйую тягу. Аналогично снимите поперечную тягу. Установите тяги в обратном порядке, применяя новые шплинты. Гайки затягивайте моментом 70-100 Нм (7,0-10,0 кгс-м) и дотяните крепеж не более чем на одвУ прорезь, если шплинт не проходит в отверстие рулевого пальца. Ремонт редуктора рулевого управления. Ремонт редуктора производится в следующем порядке: 1. Снять редуктор с автомобиля и слить масло через заливное отверстие. 2. Очистить поверхность редуктора и его валов от грязи. Ремонт автомобилей на примере рассматриваемых моделей 377 3. Отделить кронштейн, вывернув его крепеж из картера редуктора. 4. Спрессовать сошку, отвернув крепежную гайку. 5. Снять защитную пластмассовую крышку выходного вала с поролоновым кольцом. 6. Снять пластмассовую боковую крышку корпуса редуктора. 7. Снять стопорные кольца подшипников выходного вала 8Х. Снять обе заглушки отверстий в нижней части картера редуктора и посредством бородка разогнуть буртики наружных колец подшипников выходного вала. 9. Вынуть наружные кольца подшипников выходного вала с насыпными роликами.
Предупреждение! Насыпные ролики выходного вала подобраны с большой точностью и не взаимозаменяемы с роликами других подшипников. 10. Изъять выходной вал с зубчатым сектором из картера редуктора. 11. Снять крышку картера редуктора, открутив четыре болта. 12. Снять передний радиально-упорный подшипник и изъять входной вал с шариковой зубчатой гайкой в сборе. 13. При необходимости выпрессовать внешние кольца подшипников выходного вала из корпуса редуктора и его крышки. 14. Промыть детали редуктора в керосине и осмотреть их на предмет пригодности для дальнейшей эксплуатации. 15. Заменить изношенные детали и собрать редуктор в обратном порядке. Регулировка приводного вала редуктора рулевого управления. Вал винта шариковой гайки регулируют подбором прокладок, находящихся под крышкой картера рулевого механизма. Пакет прокладок должен быть такой, чтобы при затянутых болтах крышки вал не имел заметного осевого перемещения, а момент его проворачивания был в пределах 0,4-0,8 Нм (0,04-10,0 кгс-м). 37 8 Ремонт легкового автомобиля Регулировка зазора в зубчатом зацеплении гайка-сектор редуктора рулевого управления. Регулировку ведут на снятом редукторе с напрессованной сошкой на выход, ном валу и с отрегулированным осевым зазором винта входного вала. Зазор проверяется по концу сошки с помощью индикатора часового типа, неподвижно закрепленного на стойке. При этом свободный ход сошки не должен превышать 0,3 мм. Если это не так, специальным ключом одновременно поворачивайте наружные кольца подшипников, предварительно сняв защитные крышки выходного вала с картера редуктора. Входной вал правильно отрегулированного редуктора должен иметь момент проворачивания в пределах 1,0—1,8 Н-м (0,10,18 кгс-м). Замена шарниров рулевых тяг. Наличие какого-либо люфта в шарнирах рулевых тяг не допускается. Люфт определяется принудительным перемещением тяги вдоль оси пальца. Заодно проверьте состояние защитного резинового чехла шарнира и при наличии глубоких трещин и разрывов на его поверхности замените его на новый. Если обнаружен люфт, необходима замена шарнира. Как правило, шарниры рулевых тяг меняют в сборе, но конструкция предусматривает их выпрессовку и замену на новые. Краткая справка: при замене рулевых шарниров должны соблюдаться следующие условия: 1. Натяг в сопряжении — 0,035-0,084 мм. 2. Внешний диаметр шарнира — 39,00—39,025 мм. 3. Внутренний диаметр посадочного гнезда — 38,941" 38,966 мм. После сборки рулевого механизма проверьте величину свободного хода рулевого колеса (люфт), которая не должна превышать 25°. Также следует проверить отсутствие касания шин передних колес частей автомобиля при максимальных углах их поворота и угол схождения.
Если не обеспечивается минимальный радиус поворота или шины задевают части автомобиля, проверяют максимальный угол поворота внутренних колес, который должен быть 44°±1\ Максимальные углы поворота выставляются регулировочными болтами, расположенными на фланцах поворотных кулаков. Угол схождения передних колес определяется разностью размеров между внутренними краями передней и задней шин на уровне оси передних колес. Разность между указанными размерами должна быть в пределах 0-3 мм. Регулировка схождения колес производится изменением длины поперечной рулевой тяги. Порядок регулировки следующий: 1. Ослабить болты двух стяжных хомутов резьбовой части наконечников. 2. Отрегулировать схождение вращением поперечной рулевой тяги 5 г. 3. Затянуть болты стяжных хомутов. 4. Проверить схождение.
Охрана труда.
Помещения для профилактического обслуживания, диагностирования, ремонта и хранения автомобилей, работающих на газе, должны отвечать категориям, классам и группам, которые устанавливаются согласно перечню категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок. При этом, в случае полного выпуска газа из одной секции, включающей максимальное количество баллонов наибольшей емкости одного автомобиля (аварийная ситуация), концентрация газа в помещении не должна превышать 2,267 г/м3 свободного объема помещения для сжатого природного газа и 2,713 г/м3 - для сжиженного нефтяного газа. Если расчетное количество поступающего газа превышает указанные величины, то помещение необходимо дополнительно оборудовать:
- системой автоматического
контроля воздушной среды,
- системой аварийной вентиляции и аварийного освещения во взрывозащищенном исполнении.
На площадках и в
помещениях хранения, обслуживания и
ремонта, диагностики и регулировочных
работ автомобилей с
Перед постановкой такого
автомобиля на стоянку необходимо закрыть
расходный вентиль, выработать газ
из системы питания (до полной остановки
двигателя), после чего перекрыть
магистральный вентиль, включить подачу
бензина и провести заезд. После
постановки газобаллонного автомобиля
на открытую стоянку необходимо, не
выключая двигатель, перекрыть расходный
вентиль и выработать весь газ
из системы, потом перекрыть магистральный
вентиль, после чего выключить зажигание
и отключить "массу". При обнаружении
утечки газа из баллонов на газобаллонном
автомобиле, поставленном на стоянку,
его следует отбуксировать на
пост слива (выпуска) газа. При безгаражном
хранении автомобилей, работающих на сжатом
природном или сжиженном