Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:37, курс лекций
Курс «Детали машин» дает основы расчета на прочность и жесткость деталей машин общего назначения, учит выбирать материалы, дает правила конструирования с учетом технологии изготовления и эксплуатации машин.
· Изучаемые детали и узлы общего назначения делятся на три основные группы (на три основных модуля ):
1) механические передачи (фрикционные, зубчатые, червячные, винт-гайки, ременные, цепные);
2) детали и узлы, обслуживающие передачи (валы, подшипники, муфты и др.);
· Червячная передача (рис. 1.44) - механизм для передачи вращения между валами посредством винта (червяка 1) и сопряженного с ним червячного колеса 2. Геометрические оси валов при этом скрещиваются под углом 90°. Ведущим элементом здесь обычно является червяк (как правило, это винт с трапецеидальной резьбой), ведомым - червячное колесо с зубьями особой формы, получаемыми в результате взаимного огибания с витками червяка.Червячные передачи применяют при небольших и средних мощностях в разных отраслях машиностроения.
· Червячные передачи бывают: цилиндрические (с цилиндрическими червяками, рис. 1.44, а, в); глобоидные (с глобоидными червяками, рис. 1.44, б).
· Червяки по числу витков делят на однозаходные и многозаходные, по направлению витка - левые или правые. С увеличением числа заходов (витков) червяка угол подъема винтовой линии возрастает, что повышает КПД передачи. Поэтому однозаходные (одновитковые) червяки не всегда рекомендуется применять. В большинстве случаев червяки изготовляют за одно целое с валом, реже - отдельно от вала, а затем закрепляют на нем.
· Червячное колесо в отличие от косозубых зубчатых колес имеет вогнутую форму зуба, способствующую облеганию витков червяка. Направление и угол подъема зубьев червячного колеса соответствуют направлению и углу подъема витков червяка.
Червячные колеса изготовляют цельными (рис. 1.44, а) или сборными (на рис. 1.44, в показан венец червячного колеса). Минимальное число зубьев колеса z2 min определяют из условия отсутствия подрезания и обеспечения достаточной поверхности зацепления. Для силовых передач рекомендуется принимать z2 min = 28, во вспомогательных кинематических передачах z2 min = 17…18. Максимальное число зубьев не ограничено, но в силовых передачах чаще принимают 50…60 (до 80). В кинематических передачах z2 может доходить до 600…1000.
рис1.44. рис.1.45.
· Глобоидная червячная передача (рис. 1.45). Витки ее червяка расположены на глобоидной (торовой) поверхности. Эта передача появилась сравнительно недавно, имеет повышенную нагрузочную способность (в 1,5…2 раза больше, чем у обычных червячных передач), так как линия контакта в глобоидных передачах располагается благоприятно, что улучшает условия для образования масляных клиньев, и в зацеплении находится большее число зубьев колеса и витков червяка.
Глобоидиые передачи требуют повышенной точности изготовления и монтажа, искусственного охлаждения. Эти передачи применяют реже, чем цилиндрические.
· Материалы в червячной передаче должны иметь в сочетании низкий коэффициент трения, обладать повышенной износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию. Обычно это разнородные материалы.
Червяки изготовляют в основном из сталей марок 40, 45, 50 (реже из Сталей 35, Ст5) с закалкой до HRC 45 … 55; 15Х, 20Х, 40Х, 40ХН, 12ХНЗ, 18ХГТ с цементацией и закалкой до HRC 58…63. Червячные колеса (или их венцы) изготовляют только из антифрикционных сплавов. При скоростях скольжения до 2 м/с и больших диаметрах колес для их изготовления можно использовать чугуны марок СЧ 15, СЧ 20, СЧ 25; до 6 м/с — применяют алюминиево-железистые Бронзы БрАЖ9 - 4 (при этом червяк должен иметь твердость не менее HRC 45), до 25 м/с и длительной работе без перерыва применяют оловянную Бронзу БрОФЮ-1, оловянно-никелевую Бронзу БрОНФ. Для силовых передач малой мощности и в приборах колеса могут быть изготовлены из древеснослоистых пластиков (ДСП), текстолита, капрона, нейлона.
· Передаточное число червячной передачи и определяют из условия, что за каждый оборот червяка колесо поворачивается на число зубьев, равное числу витков червяка, и = z2 / z1,где z2 - число зубьев колеса червячной передачи, z1 — число витков червяка.
· Достоинства червячных передач: возможность получения больших передаточных чисел (одной парой - от 8 до 100, а в кинематических передачах - до 1000); плавность и бесшумность работы; возможность выполнения самотормозящей передачи (ручные грузоподъемные тали); компактность и сравнительно небольшая масса конструкции передачи. Недостатки: сравнительно невысокий КПД (0,7… 0,85); в самотормозящих передачах - до 0,5; сильный нагрев передачи при длительной работе; необходимость применения для колеса дорогих антифрикционных материалов; небольшие по сравнению с зубчатой передачей передаваемые мощности (до 200 кВт, чаще - до 50 кВт).
· КПД закрытой червячной передачи должен учитывать потери в зацеплении и подшипниках, а также потери на разбрызгивание, перемешивание масла и др. Среднее значение КПД при однозаходном червяке можно принимать равным 0,7…0,75; при двухзаходном 0,75…0,82; трех- и четырехзаходном 0,83…0,92.
§ 8. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
· Ременная передача относится к передачам трением с гибкой связью и может применяться для передачи движения между валами, находящимися на значительном расстоянии один от другого. Она состоит (рис. 1.46, а) из двух шкивов (ведущего 1, ведомого 2) и охватывающего их ремня 3. Для нормальной работы передачи необходимо предварительное натяжение ремня, обеспечивающее возникновение сил трения на участках контакта (ремень-шкив). Для создания и регулирования натяжения ремней здесь предусматриваются натяжные устройства (рис. 1. 47, д и рис. 1.48). В передачах без этих устройств натяжение создается за счет упругой деформации ремня, надеваемого на шкивы с натягом.
· Ременные передачи классифицируют по следующим признакам:
1) по форме сечения ремня:
- плоскоременные (рис. 1.46, б);
- клиноременные ( рис. 1.46, в);
- круглоременные ( рис. 1.46, г);
- с зубчатыми ремнями ( рис. 1.46, д),
- с поликлиновыми ремнями ( рис. 1.46, е).
2) по взаимному расположению осей валов:
-с параллельными осями ( рис. 1.47, а, б);
-с пересекающимися осями -угловые ( рис. 1.47, г);
-со скрещивающимися осями ( рис. 1.47, в).
3) по направлению вращения шкива:
-с одинаковым направлением (открытые и полуоткрытые) ( рис. 1.47, а, в - ж);
-с противоположными направлениями (перекрестные), ( рис. 1.47, б).
4) по способу создания натяжения ремня:
- простые ( рис. 1.46);
- с натяжным роликом ( рис. 1.47, д);
- с натяжным устройством ( рис. 1.48).
5) по конструкции шкивов:
-с однорядными шкивами ( рис. 1 47, а - д);
-со ступенчатыми шкивами (рис. 1.47, е);
- с раздвижными конусными шкивами (клиноременный вариатор, рис. 1.47, ж).
рис.1.46
· Достоинства: 1) Возможность расположения ведущего и ведомого шкивов на больших расстояниях;
2) Плавность хода, бесшумность работы передачи и способность предохранения передачи от поломки; 3) Возможность работы с большими угловыми скоростями; 4) Простота конструкции.
Недостатки: 1) Непостоянство передаточного числа вследствие проскальзывания ремней; 2) Постепенное вытягивание ремней, их недолговечность; 3) Необходимость постоянного ухода (установка и натяжение ремней, их перешивка и замена при обрыве и т. п.); 4) Сравнительно большие габаритные размеры передачи; 5) Необходимость натяжного устройства.
· Область применения. Наибольшее распространение в машиностроении находят клиноременные передачи (в станках, автотранспортных двигателях и т. п.). Эти передачи широко используют при малых межосевых расстояниях и вертикальных осях шкивов, а также при передаче вращения несколькими шкивами. При необходимости обеспечения ременной передачи постоянного передаточного числа и хорошей тяговой способности рекомендуется устанавливать зубчатые ремни. При этом не требуется большего начального натяжения ремней; опоры могут быть неподвижными. Плоскоременные передачи в настоящее время применяют сравнительно редко (они вытесняются клиноременными). Круглоременные передачи (как силовые) в машиностроении не применяются. Их используют в основном для маломощных устройств в приборостроении и бытовых механизмах (магнитофоны, швейные машины и т. д.). Передаваемая мощность силовых ременных передач практически достигает 50 кВт, хотя известны плоскоременные передачи мощностью и 1500 кВт. Скорость ремня v = 5…30 м/с (в сверхскоростных передачах v = 100 м/с).
Плоскоременная передача
· Плоскоременной называют ременную передачу с параллельными, пересекающимися или скрещивающимися осями с плоским приводным ремнем. На рис.1.47 (кроме ж) показаны варианты плоскоременной передачи. Эта передача проста по конструкции, может работать при весьма высоких скоростях (до 100 м/с) и больших межосевых расстояниях (до 15 м). Вследствие большой эластичности ремня она обладает сравнительно высокой долговечностью. Для плоскоременных передач рекомендуется принимать и < 6 (с натяжным роликом - до 10). До появления клиноременной передачи плоскоременная имела преимущественное распространение.
· На практике встречаются самые различные конструкции передач с плоским ремнем. Рассмотрим наиболее типичные:
- открытая ( рис. 1.47, а) — самая простая, надежная и удобная в работе передача; ее применяют при параллельных осях;
- перекрестная ( рис. 1.47, б) - используется при необходимости вращения шкивов в противоположных направлениях и параллельных осях. Имеет повышенное изнашивание кромки ремня. Эта передача не находит широкого применения;
- полуперекрестная ( рис. 1.47, в) — передача для перекрещивающихся осей;
- угловая (рис. 1.47, г) — рекомендуется при пересекающихся осях (преимущественно под углом 90°).
· Материалы плоскоременных передач.
Общие требования к материалам приводных ремней: износостойкость и прочность при циклических нагрузках;высокий коэффициент трения со шкивами; малый модуль упругости.
Для ремней плоскоременных лередач используют прорезиненную хлопчатобумажную и шерстяную ткань, синтетические материалы, в особых случаях — кожу.
Шкивы изготовляют из чугуна марки СЧ 10, СЧ 15, СЧ 25 и др. Шкив сварных конструкций изготовляют из стали марок Ст1, Ст2 и др. Для шкивов облегченных конструкций используют алюминиевые сплавы, текстолиты.
· Конструкции ремней для плоскоременных передач. В машиностроении применяется в основном четыре вида плоских приводных ремней. Размеры и характеристики кожаных, прорезиненных и хлопчатобумажных ремней стандартизованы .
Кожаные ремни изготовляют из. кожи животных (кожу подвергают специальному дублению). Эти ремни обладают высокой тяговой способностью, эластичностью и износостойкостью. Однако из-за дефицитности и высокой стоимости в настоящее время их применяют редко, только для особо ответственных конструкций.
Прорезиненный ремень. Его основа - прочная кордовая провулканизирванная техническая ткань (в два - девять слоев). Резина делает ремень монолитным и защищает ткань от истирания во время работы передачи. В зависимости от варианта укладки тканевой основы перед вулканизацией ремни делят на три типа (рис. 1.49): А — нарезные (ткань нарезается по ширине ремня); B — послойно-завернутые; В — спирально-завернутые. Наиболее гибкие ремни типа А, они получили преимущественное распространение. Прорезиненные ремни всех типов изготовляют как без резиновых обкладок (для нормальных условий работы), так и с обкладками (для работы в сырых помещениях, а также в среде, насыщенной парами кислот и щелочей).
Синтетические тканевые ремни изготовляют из капроновой или нейлоновой ткани, которую пропитывают полиамидным раствором и покрывают специальной полиамидной пленкой. Эти ремни имеют малую массу и сравнительно высокий коэффициент трения с шкивом (f = 0,5). Применяются в приводах быстроходных и сверхбыстроходных передач ([v] £ 100 м/с). Наиболее высокие эксплуатационные показатели имеют нейлоновые ремни.
Хлопчатобумажные ремни изготовляют на ткацких станках из хлопчатобумажной пряжи в несколько переплетающихся слоев (четыре - восемь) с последующей пропиткой азокеритом и битумом. По нагрузочной способности они уступают кожаным и прорезиненным ремням, менее долговечны и непригодны для применения в сырых ломещениях. Хлопчатобумажные ремни имеют меньшую стоимость, чем прорезиненные.
Шерстяные ремни изготовляют из шерстяной пряжи, переплетенной и прошитой хлопчатобумажной пряжей, пропитанной составом из олифы, мела и железного сурика. Нагрузочная способность этих ремней выше, чем хлопчатобумажных, они менее чувствительны к влаге, парам кислот, щелочей и т. п.; находят применение в химической промышленности.
· Конструкции шкивов. Шкив (рис. 1.50, а) состоит из обода 1, спиц (или диска) 2 и ступицы 3. Плоскоременные шкивы имеют гладкую
рабочую поверхность обода и по стандарту
выполняются трех исполнений (рис. 1.50, б). Ведущий шкив применяют второго
исполнения, ведомый - первого и второго.
При большой окружной скорости (v > 20 м/с) оба шкива делают первого
исполнения. Основные размеры шкивов регламентированы
стандартом. При этом ширину обода шкива В ( рис. 1.46, б и рис. 1.50, а) выбирают в зависимости
от ширины ремня b ( рис. 1.49, б). Для предупреждения спадания плоского
ремня со шкивов один из
них (чаще больший)
выполняют с выпуклым
ободом, описанным по дуге, или цилиндрическими
с двусторонней конусностью (рис. 1.50, 6). Стрелу выпуклости обода
шкива h принимают в зависимости от диаметра
шкива D и ширины ремня b.У шкивов быстроходных передач
рабочая поверхность выполняется полированной.
При скорости v ³ 5 м/с шкивы подвергаются статической
балансировке, шкивы быстроходных передач
— динамической.
Клиноременная передача
· Клиноременной называют ременную передачу с параллельными осями, приводной ремень которой имеет клиновую форму поперечного сечения (рис. 1.46, в). Клиноременную передачу выполняют только открытой, т. е. направления ведущего и ведомого шкивов в ней совпадают. Число клиновых ремней часто принимают от трех до пяти (максимально восемь ремней), но передача может быть и с одним ремнем. Форму канавки шкива проектируют так, чтобы между шкивом и ремнем постоянно был гарантированный радиальный зазор d (рис. 1.51, II ). Рабочие поверхности - это боковые стороны ремня, поэтому клиновый ремень не должен выступать за пределы наружного диаметра шкива. Клиноременные передачи в машиностроении применяют чаще, чем плоскоременные. Однако скорость этой передачи не должна превышать 30 м/с, так как при v > 30 м/с клиновые ремни начинают вибрировать. Оптимальная окружная скорость, при которой передача работает устойчиво, v = 5 … 25 м/с. Передаточное число для одноступенчатой клиноременной передачи и < 8.